Франц Реймонд 24 страница

В ста­тье под на­зва­ни­ем «Что при­не­сут 1970-е?» в жур­на­ле «Про­бу­ди­тесь!» за 8 ок­тяб­ря 1968 го­да (англ.) вновь под­чер­ки­ва­лось, как ко­рот­ко ос­тав­шее­ся вре­мя. В на­ча­ле ста­тьи на с. 13 го­во­ри­лось:

Тот факт, что про­шло уже 54 го­да то­го вре­ме­ни, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «по­след­ни­ми дня­ми», чрез­вы­чай­но ва­жен. Он оз­на­ча­ет, что ос­та­ет­ся са­мое боль­шее не­сколь­ко лет до то­го мо­мен­та, ко­гда пол­ная без­за­ко­ния сис­те­ма ве­щей, пре­об­ла­даю­щая в ми­ре, бу­дет раз­ру­ше­на Бо­гом. По­че­му мы мо­жем быть так уве­ре­ны?

Да­лее, го­во­ря о 1975 го­де как о за­вер­шаю­щем мо­мен­те 6000-лет­не­го пе­рио­да че­ло­ве­че­ской ис­то­рии, в ста­тье ут­вер­жда­лось (с. 14):

6000 лет при­бли­жа­ют­ся к за­вер­ше­нию

Есть и дру­гой спо­соб, по­мо­гаю­щий под­твер­дить, что мы дей­ст­ви­тель­но жи­вем в за­вер­шаю­щие не­сколь­ко лет это­го «вре­ме­ни кон­ца» (Дан. 12:9). Биб­лия по­ка­зы­ва­ет, что мы при­бли­жа­ем­ся к кон­цу пол­ных 6000 лет че­ло­ве­че­ской ис­то­рии.

Не­од­но­крат­но в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни при­во­ди­лись ут­вер­жде­ния из­вест­ных лю­дей или «экс­пер­тов» в лю­бой сфе­ре дея­тель­но­сти, ка­ким-ли­бо об­ра­зом упо­мя­нув­ших 1975 год, на­при­мер, вы­ска­зы­ва­ние быв­ше­го го­су­дар­ст­вен­но­го сек­ре­та­ря США Ди­на Эйк­со­на, сде­лан­ное в 1960 го­ду:

Я дос­та­точ­но хо­ро­шо знаю, что про­ис­хо­дит во­круг, что­бы уве­рить вас: че­рез пят­на­дцать лет с се­го­дняш­не­го мо­мен­та [т. е., к 1975 го­ду] в этом ми­ре бу­дет слиш­ком опас­но жить.

Кни­га «Го­лод — 1975!», на­пи­сан­ная дву­мя экс­пер­та­ми по про­до­воль­ст­вию, ци­ти­ро­ва­лась по­сто­ян­но, осо­бен­но час­то при­во­ди­лись сле­дую­щие ут­вер­жде­ния:

К 1975 го­ду мир столк­нет­ся с бед­ст­ви­ем бес­пре­це­дент­но­го мас­шта­ба. Го­лод, ка­ко­го еще не бы­ло в ис­то­рии, об­ру­шит­ся на не­раз­ви­тые на­ро­ды.

Я пред­ви­жу кон­крет­ный срок, 1975 год, ко­гда у нас на­сту­пит но­вый кри­зис во всей его не­обык­но­вен­ной важ­но­сти.

К 1975 го­ду гра­ж­дан­ские вы­сту­п­ле­ния, анар­хия, во­ен­ные дик­та­ту­ры, безу­держ­ная ин­фля­ция, кру­ше­ния транс­пор­та и бес­по­ря­доч­ное вол­не­ние ста­нут по­все­днев­ной ре­аль­но­стью для мно­гих го­лод­ных на­ро­дов.

Че­рез три го­да по­сле пер­во­на­чаль­но­го упо­ми­на­ния о 1975 го­де в кни­ге «Веч­ная жизнь в сво­бо­де сы­нов Бо­га» ее ав­тор, Фред Френц, на­пи­сал но­вую пуб­ли­ка­цию под на­зва­ни­ем «При­бли­жаю­щий­ся ты­ся­че­лет­ний по­кой» [The Approaching Peace of a Thousand Years]2. Кро­ме все­го про­че­го, эта бро­шю­ра вы­ска­зы­ва­лась еще бо­лее оп­ре­де­лен­но и кон­крет­но, чем пре­ды­ду­щие пуб­ли­ка­ции. Она бы­ла вы­пу­ще­на в 1969 го­ду и со­дер­жа­ла сле­дую­щие за­яв­ле­ния (с. 25, 26):

В не­дав­ние го­ды усерд­ные ис­сле­до­ва­те­ли Биб­лии еще раз про­ве­ри­ли ее хро­но­ло­гию. Со­глас­но их вы­чис­ле­ни­ям, шесть ты­ся­че­ле­тий жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва на зем­ле за­кон­чат­ся в се­ре­ди­не 1970-х го­дов. Та­ким об­ра­зом, седь­мое ты­ся­че­ле­тие со дня со­тво­ре­ния че­ло­ве­ка Ие­го­вой Бо­гом нач­нет­ся ме­нее, чем че­рез де­сять лет.

____________

Что­бы Ии­сус Хри­стос мог быть «Гос­по­ди­ном и суб­бо­ты», его Ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние долж­но быть седь­мым в по­сле­до­ва­тель­но­сти ты­ся­че­лет­них пе­рио­дов (Мат­фея 12:8). То­гда это прав­ле­ние бу­дет прав­ле­ни­ем суб­бот­ним.

Ар­гу­мен­та­ция здесь впол­не яс­ная и пря­мая: как суб­бо­та яв­ля­лась седь­мым днем, сле­дую­щим за ше­стью дня­ми ра­бо­ты, так и Ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние Хри­ста бу­дет суб­бот­ним седь­мым ты­ся­че­ле­ти­ем, сле­дую­щим за ше­стью ты­ся­че­ле­тия­ми тяж­ко­го тру­да и стра­да­ний. Эти ут­вер­жде­ния ни­как нель­зя на­звать не­оп­ре­де­лен­ны­ми или дву­смыс­лен­ны­ми.

Как рань­ше бы­ло обо­зна­че­но, ка­кие дей­ст­вия Бо­га бы­ли бы «под­хо­дя­щи­ми» или «над­ле­жа­щи­ми», так и те­перь че­ло­ве­че­ские рас­су­ж­де­ния вы­дви­га­ют та­кое тре­бо­ва­ние в ад­рес Сы­на Бо­га. Для то­го, что­бы он мог ос­тать­ся тем, кем он се­бя на­зы­ва­ет («Гос­по­ди­ном суб­бо­ты»), его прав­ле­ние «долж­но быть» седь­мым ты­ся­че­ле­ти­ем в по­сле­до­ва­тель­но­сти ты­ся­че­ле­тий. Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние обя­зы­ва­ет к это­му Божь­е­го Сы­на. Шесть ты­сяч лет за­вер­ша­ют­ся в 1975 го­ду; прав­ле­ние Хри­ста, со­глас­но этим ар­гу­мен­там, «долж­но быть седь­мым», сле­дую­щим ты­ся­че­ле­ти­ем. Та­ким об­ра­зом, «вер­ный и бла­го­ра­зум­ный раб» со­ста­вил для сво­его Гос­по­ди­на план, ко­то­ро­го тот дол­жен был при­дер­жи­вать­ся, ес­ли хо­тел ос­тать­ся вер­ным сво­ему сло­ву.

Хо­тя этот ма­те­ри­ал был луч­ше об­ра­бо­тан, и его вы­ска­зы­ва­ния бы­ли бо­лее утон­чен­ны­ми, по су­ти сво­ей он был уди­ви­тель­но по­хож на бук­лет су­дьи Ру­тер­фор­да «Мил­лио­ны ны­не жи­ву­щих ни­ко­гда не ум­рут», в ко­то­рой он, по соб­ст­вен­но­му при­зна­нию, сде­лал глу­пые за­яв­ле­ния. Кро­ме но­вой да­ты, все вы­гля­де­ло так, слов­но ча­сы бы­ли пе­ре­ве­де­ны на пол­сто­ле­тия на­зад, во вре­ме­на, пред­ше­ст­во­вав­шие 1925 го­ду. Раз­ни­ца за­клю­ча­лась в том, что все, про­из­не­сен­ное то­гда, те­перь го­во­ри­лось в свя­зи с 1975 го­дом3.

С на­сту­п­ле­ни­ем 1970 го­да на­де­ж­ды про­дол­жа­ли ук­ре­п­лять­ся. Жур­нал «Про­бу­ди­тесь!» за 8 ок­тяб­ря 1971 го­да (англ.) вновь го­во­рил о шес­ти пе­рио­дах тру­да и за­бот, за ко­то­ры­ми сле­до­ва­ло седь­мое (суб­бот­нее) вре­мя по­коя, а за­тем бы­ла пред­став­ле­на сле­дую­щая схе­ма:

На ил­лю­ст­ра­ции от­ме­че­ны сле­дую­щие со­бы­тия: со­тво­ре­ние че­ло­ве­ка, по­топ во дни Ноя, смерть Ии­су­са Хри­ста в 33 г. н. э., 1914-й год и ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние Ии­су­са Хри­ста. Под­пись под ил­лю­ст­ра­ци­ей гла­сит:

В то вре­мя, как мы при­бли­жа­ем­ся к кон­цу 6000 лет че­ло­ве­че­ской ис­то­рии в се­ре­ди­не 1970-х го­дов, у нас есть вол­ную­щая на­де­ж­да ве­ли­ко­го по­коя.

Все эти за­яв­ле­ния оп­ре­де­лен­но бы­ли на­прав­ле­ны на под­дер­жа­ние на­дежд и упо­ва­ний. Они не пред­на­зна­ча­лись для то­го, что­бы ути­шить или ус­ми­рить дух ра­до­ст­но­го ожи­да­ния. Дей­ст­ви­тель­но, мно­гие из них со­про­во­ж­да­лись та­ки­ми за­ме­ча­ния­ми, как «мы не го­во­рим ни­че­го со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­но­го», или «не ука­зы­ва­ем кон­крет­но­го сро­ка», или «мы не зна­ем дня и ча­са». Но на­до пом­нить, что в этом де­ле ор­га­ни­за­ция уже не бы­ла но­вич­ком. Вся ее ис­то­рия с са­мо­го за­ро­ж­де­ния со­стоя­ла из то­го, что про­бу­ж­да­лись люд­ские на­де­ж­ды на оп­ре­де­лен­ные да­ты, а по­том эти да­ты про­хо­ди­ли, а на­де­ж­ды не оп­рав­ды­ва­лись. В преж­них слу­ча­ях ли­те­ра­ту­ра Об­ще­ст­ва впо­след­ст­вии пы­та­лась воз­ло­жить всю от­вет­ст­вен­ность за раз­оча­ро­ва­ние на тех, кто эту ин­фор­ма­цию по­лу­чал, а не на тех, кто ее пуб­ли­ко­вал, го­во­ря, что чи­та­те­ли жда­ли слиш­ком мно­го­го. Ко­неч­но же, от­вет­ст­вен­ные чле­ны ор­га­ни­за­ции долж­ны бы­ли к то­му вре­ме­ни осоз­на­вать та­кую опас­ность, по­ни­мать при­ро­ду че­ло­ве­че­ско­го ес­те­ст­ва, пред­став­лять, как лег­ко воз­бу­дить в че­ло­ве­ке силь­ную на­де­ж­ду.

Хо­тя эти от­вет­ст­вен­ные лю­ди тща­тель­но из­бе­га­ли пря­мых ука­за­ний на кон­крет­ную да­ту на­ча­ла ты­ся­че­ле­тия, они одоб­ря­ли упот­реб­ле­ние та­ких фраз, как «са­мое боль­шее в те­че­ние не­сколь­ких лет», «все­го че­рез не­сколь­ко лет, не поз­же», «са­мое бли­жай­шее бу­ду­щее», «по­след­ние не­сколь­ко лет» — все они по­яв­ля­лись в жур­на­лах «Сто­ро­же­вая баш­ня» и «Про­бу­ди­тесь!», где о на­ча­ле ты­ся­че­лет­не­го прав­ле­ния все­гда го­во­ри­лось в кон­тек­сте, вклю­чав­шем да­ту 1975 го­да. Зна­чат ли что-ни­будь эти сло­ва? Или они про­из­но­си­лись не­бреж­но, лег­ко­мыс­лен­но? Раз­ве с на­де­ж­да­ми и пла­на­ми лю­дей мож­но об­ра­щать­ся, как с иг­руш­ка­ми? Ес­ли кто-ни­будь не за­ду­мы­ва­ет­ся о по­след­ст­ви­ях сво­их слов, то это го­во­рит о его без­от­вет­ст­вен­но­сти и не­чув­ст­ви­тель­но­сти. Тем не ме­нее, в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 15 ав­гу­ста 1968 го­да (англ.) да­же го­во­ри­лось о том, что нуж­но ос­те­ре­гать­ся то­го, что­бы при­да­вать слиш­ком серь­ез­ный вес пре­ду­пре­ж­де­нию са­мо­го Ии­су­са Хри­ста.

35 Од­но точ­но на­вер­ня­ка. Биб­лей­ская хро­но­ло­гия, под­кре­п­лен­ная ис­пол­нен­ны­ми биб­лей­ски­ми про­ро­че­ст­ва­ми, по­ка­зы­ва­ет, что шесть ты­сяч лет че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния ско­ро за­вер­шат­ся, уже при жиз­ни это­го по­ко­ле­ния (Матф. 24:34)! По­это­му сей­час не вре­мя ос­та­вать­ся рав­но­душ­ным или са­мо­до­воль­ным. Не вре­мя иг­рать сло­ва­ми Ии­су­са о том, что «о дне же том и ча­се ни­кто не зна­ет, ни Ан­ге­лы не­бес­ные, а толь­ко Отец Мой один» (Матф. 24:36). На­про­тив, сей­час ка­ж­дый дол­жен хо­ро­шо знать, что ко­нец на­стоя­щей сис­те­мы ве­щей бы­ст­ро идет к сво­ему ужас­но­му за­вер­ше­нию. Не со­мне­вай­тесь, дос­та­точ­но то­го, что сам Отец зна­ет «день и час»!

Как мог «вер­ный и бла­го­ра­зум­ный раб» во­об­ще та­кое ска­зать? Ведь по­лу­чи­лось, что он зая­вил сле­дую­щее: «Да, мой гос­по­дин ска­зал то и то, но не вос­при­ни­май­те это­го слиш­ком серь­ез­но; на­про­тив, пой­ми­те, что на­прав­ляю­щей си­лой ва­шей жиз­ни долж­ны стать мои сло­ва».

Не­сколь­ко са­мых пря­мых за­яв­ле­ний поя­ви­лись из Слу­жеб­но­го от­де­ла глав­но­го управ­ле­ния, ко­то­рый вы­пус­ка­ет еже­ме­сяч­ный лис­ток «На­ше Цар­ст­вен­ное слу­же­ние», пред­на­зна­чен­ный толь­ко для Сви­де­те­лей, а не для ши­ро­кой пуб­ли­ки. В мар­тов­ском вы­пус­ке за 1968 год (англ.) был опуб­ли­ко­ван при­зыв на­чать пол­но­вре­мен­ное («пио­нер­ское») слу­же­ние:

Вви­ду то­го, что ос­та­лось со­всем не­мно­го вре­ме­ни, мы хо­те­ли бы де­лать это как мож­но ча­ще, су­дя по на­шим об­стоя­тель­ст­вам. Толь­ко по­ду­май­те, бра­тья, ос­та­лось все­го око­ло де­вя­но­ста ме­ся­цев до то­го, как за­вер­шат­ся шесть ты­сяч лет су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка на зем­ле.

В но­ме­ре «Цар­ст­вен­но­го слу­же­ния» за май 1974 го­да (англ.) го­во­ри­лось о том, на­сколь­ко «ма­ло ос­та­лось вре­ме­ни»:

Из­вест­ны со­об­ще­ния, что бра­тья про­да­ют до­ма и иму­ще­ст­во и пла­ни­ру­ют за­вер­шить ос­та­ток сво­их дней в этой ста­рой сис­те­ме, за­ни­ма­ясь пио­нер­ским слу­же­ни­ем. Ко­неч­но же, это пре­крас­ный спо­соб про­вес­ти ко­рот­кое ос­тав­шее­ся до кон­ца зло­го ми­ра вре­мя (1 Ио­ан­на 2:17).

До­воль­но мно­го Сви­де­те­лей имен­но так и по­сту­пи­ли. Не­ко­то­рые бро­си­ли ра­бо­ту, про­да­ли до­ма, фер­мы и вме­сте с же­на­ми и деть­ми пе­ре­еха­ли слу­жить ту­да, «где боль­ше по­треб­ность», рас­счи­ты­вая, что ос­тав­ших­ся средств хва­тит до 1975 го­да.

Дру­гие (в том чис­ле и по­жи­лые лю­ди) об­на­ли­чи­ли свои день­ги по стра­хов­ке и по имев­шим­ся у них цен­ным бу­ма­гам. Не­ко­то­рые от­ло­жи­ли хи­рур­ги­че­ские опе­ра­ции в на­де­ж­де, что с при­хо­дом но­во­го ты­ся­че­ле­тия ну­ж­ды в них уже не бу­дет.

Ко­гда 1975 год про­шел, сред­ст­ва этих лю­дей ис­то­щи­лись, здо­ро­вье серь­ез­но ухуд­ши­лось, и те­перь им нуж­но бы­ло как-то спра­вить­ся с жес­то­кой ре­аль­но­стью и по воз­мож­но­сти на­чать все сна­ча­ла.

О чем ду­ма­ли все это вре­мя в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те?

Не­ко­то­рые из бо­лее по­жи­лых чле­нов пе­ре­жи­ли крах лич­ных ожи­да­ний, свя­зан­ных с 1914, 1925 го­да­ми, а так­же кру­ше­ние на­дежд, поя­вив­ших­ся в на­ча­ле 1940-х го­дов. Боль­шин­ст­во, по мо­им на­блю­де­ни­ям, за­ня­ло по­зи­цию «по­до­ж­дем, уви­дим». Они не хо­те­ли при­зы­вать к сдер­жан­но­сти. Ор­га­ни­за­ция стре­ми­тель­но рос­ла. По­смот­ри­те на от­че­ты о кре­ще­нии за пе­ри­од с 1960 по 1975 го­ды:

Год Чис­ло кре­стив­ших­ся Год Чис­ло кре­стив­ших­ся
  69 027   82 842
  63 070   120 805
  69 649   164 193
  62 798   149 808
  68 236   163 123
  64 393   193 990
  58 904   297 872
  74 981   295 073

С 1960 по 1966 год рост ор­га­ни­за­ции за­мед­лил­ся и поч­ти ос­та­но­вил­ся. Но сра­зу по­сле 1966 го­да, ко­гда бы­ли сде­ла­ны пред­ска­за­ния по по­во­ду 1975 го­да, на­ча­лось фе­но­ме­наль­ное уве­ли­че­ние рос­та, как и вид­но из таб­ли­цы.

С 1971 по 1974 год, во вре­мя слу­же­ния в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те, я не пом­ню, что­бы чле­ны ор­га­ни­за­ции про­яв­ля­ли оза­бо­чен­ность по по­во­ду воз­рас­тав­ших ра­до­ст­ных ожи­да­ний. Я не бу­ду при­тво­рять­ся, что с са­мо­го на­ча­ла то­же не ис­пы­ты­вал вол­не­ния, ко­гда в 1966 го­ду вы­шла кни­га «Веч­ная жизнь в сво­бо­де сы­нов Бо­га», на­ри­со­вав­шая сияю­щую кар­ти­ну при­бли­жав­ше­го­ся ты­ся­че­лет­не­го юби­лея. Я не бу­ду так­же го­во­рить, что во­об­ще не при­ни­мал ни­ка­ко­го уча­стия в на­ча­ле кам­па­нии, при­зы­вав­шей об­ра­тить все вни­ма­ние на 1975 год. Но с ка­ж­дым но­вым го­дом, на­чи­ная с 1966-го, мысль эта ка­за­лась все бо­лее не­ре­аль­ной. Чем боль­ше я чи­тал Пи­са­ние, тем бо­лее мне ка­за­лось, что са­ма эта идея ему чу­ж­да; она не со­от­вет­ст­во­ва­ла сло­вам са­мо­го Ии­су­са Хри­ста, та­ким, на­при­мер, как:

О дне том и ча­се не зна­ет ни­кто: ни ан­ге­лы не­бес­ные, ни Сын, но толь­ко Отец.

Итак, бодр­ст­вуй­те, по­то­му что не знае­те, в ка­кой день при­дёт ваш Гос­подь.

А по­то­му и вы будь­те го­то­вы, по­сколь­ку в час, о ко­то­ром не ду­мае­те, при­дёт Сын че­ло­ве­че­ский.

Смот­ри­те, бодр­ст­вуй­те, ибо не знае­те, ко­гда при­дёт на­зна­чен­ное вре­мя.

Он ска­зал им: «Не вам знать вре­ме­на или сро­ки, ко­то­рые Отец оп­ре­де­лил в сво­ей вла­сти»4.

Од­на­ко сде­лать что-ли­бо бы­ло прак­ти­че­ски не­воз­мож­но, по­сколь­ку глав­ное управ­ле­ние пре­бы­ва­ло в ра­до­ст­ном воз­бу­ж­де­нии из-за по­тря­саю­ще­го рос­та. Я ста­рал­ся уме­рить пыл не­ко­то­рых ста­тей, по­па­дав­ших ко мне для ре­дак­ти­ро­ва­ния, вот, по­жа­луй, и все. В мо­ей лич­ной дея­тель­но­сти, как при пуб­лич­ных вы­сту­п­ле­ни­ях, так и в ча­ст­ных раз­го­во­рах, я все же ста­рал­ся при­влечь вни­ма­ние к толь­ко что упо­мя­ну­тым от­рыв­кам Пи­са­ния.

Од­на­ж­ды вос­крес­ным ве­че­ром 1974 го­да по­сле то­го, как мы с же­ной вер­ну­лись из по­езд­ки для вы­сту­п­ле­ний в дру­гой час­ти стра­ны, к нам при­шел мой дя­дя, быв­ший то­гда ви­це-пре­зи­ден­том (по­сколь­ку у не­го бы­ло очень сла­бое зре­ние, мы ка­ж­дую не­де­лю чи­та­ли ему вслух ма­те­ри­ал для изу­че­ния из «Сто­ро­же­вой баш­ни»). Моя же­на упо­мя­ну­ла о том, что в сво­ей ре­чи в этот вы­ход­ной я пре­дос­те­рег брать­ев от из­лиш­не­го ра­до­ст­но­го ожи­да­ния в свя­зи с 1975 го­дом. Дя­дя не­мед­лен­но от­ве­тил: «А по­че­му бы им не ра­до­вать­ся? Это­му сто­ит ра­до­вать­ся».

У ме­ня нет ни­ка­ких со­мне­ний в том, что из всех чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та ви­це-пре­зи­дент был наи­бо­лее твер­до убе­ж­ден в ис­тин­но­сти то­го, что он пи­сал в сво­их ра­бо­тах, на ко­то­рые в даль­ней­шем опи­ра­лись и дру­гие. Од­на­ж­ды лет­ним ве­че­ром 1975 го­да по­жи­лой брат Пе­тер­сон (по на­цио­наль­но­сти он был гре­ком, его на­стоя­щая фа­ми­лия — Па­па­ги­ро­по­улос), как обыч­но, при­сое­ди­нил­ся к на­ше­му чте­нию. По­сле чте­ния дя­дя ска­зал Пе­тер­со­ну: «Зна­ешь, очень по­хо­же бы­ло в 1914 го­ду. Вплоть до ле­та все бы­ло ти­хо. А по­том вдруг по­сы­па­лись вся­кие со­бы­тия и на­ча­лась вой­на».

Еще рань­ше, в на­ча­ле 1975 го­да, пре­зи­дент Норр со­вер­шил кру­го­свет­ную по­езд­ку и взял с со­бой ви­це-пре­зи­ден­та Френ­ца. Ре­чи ви­це-пре­зи­ден­та во всех по­се­щае­мых ими об­лас­тях бы­ли по­строе­ны во­круг 1975 го­да. По их воз­вра­ще­нии чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, уз­нав о том, ка­кое силь­ное впе­чат­ле­ние во мно­гих стра­нах про­из­ве­ли ре­чи ви­це-пре­зи­ден­та, по­про­си­ли раз­ре­ше­ния по­слу­шать маг­ни­то­фон­ную за­пись его вы­сту­п­ле­ния в Ав­ст­ра­лии5.

В этой ре­чи ви­це-пре­зи­дент на­звал 1975 год «го­дом ве­ли­ких воз­мож­но­стей, по­тря­саю­щих ве­ро­ят­но­стей». Он ска­зал слу­ша­те­лям, что, со­глас­но ев­рей­ско­му ка­лен­да­рю, шел «уже пя­тый ме­сяц 1975 го­да» и ос­та­ва­лось мень­ше се­ми ме­ся­цев до его за­вер­ше­ния. Он не­сколь­ко раз под­черк­нул, что ев­рей­ский год за­кон­чит­ся ев­рей­ским но­вым го­дом, Рош Ха­ша­на, 5 сен­тяб­ря 1975 го­да.

При­зна­вая тот факт, что за это ко­рот­кое вре­мя до все­об­ще­го кон­ца долж­но про­изой­ти очень мно­гое, он го­во­рил о том, что воз­мож­но не­со­от­вет­ст­вие в год или око­ло то­го из-за вре­мен­но­го про­ме­жут­ка ме­ж­ду со­тво­ре­ни­ем Ада­ма и Евы. Он упо­мя­нул кру­ше­ние ожи­да­ний о 1914 и 1925 го­дах, при­вел за­ме­ча­ние Ру­тер­фор­да, «что он вы­ста­вил се­бя су­щим ос­лом». Он ска­зал, что ор­га­ни­за­ция нау­чи­лась не вы­ска­зы­вать «очень сме­лых, край­них пред­ска­за­ний». К кон­цу ре­чи он при­звал слу­ша­те­лей не при­дер­жи­вать­ся не­вер­ных взгля­дов, не де­лать вы­во­да о том, что гря­ду­щее раз­ру­ше­ние мо­жет при­дти еще лишь «че­рез мно­го лет», и не со­сре­до­то­чи­вать вни­ма­ние на дру­гих ве­щах, та­ких как же­нить­ба (или за­му­же­ст­во), соз­да­ние се­мьи, раз­ви­тие креп­ких де­ло­вых пред­при­ятий или обу­че­ние в кол­лед­же или на ин­же­нер­ных кур­сах.

Про­слу­шав за­пись, не­сколь­ко чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та вы­ра­зи­ли оза­бо­чен­ность в свя­зи с тем, что ес­ли на са­мом де­ле не де­ла­лось ни­ка­ких «очень сме­лых, край­них пред­ска­за­ний», то не­ко­то­рые не­яв­ные пред­по­ло­же­ния все же вы­ска­зы­ва­лись, и их дей­ст­вие бы­ло оче­вид­но из на­рас­тав­ше­го ра­до­ст­но­го ожи­да­ния.

То­гда впер­вые при об­су­ж­де­нии в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те бы­ло вы­ра­же­но бес­по­кой­ст­во. Но ни­че­го не бы­ло пред­при­ня­то, не поя­ви­лось ни­ка­ко­го ре­ше­ния.

Ви­це-пре­зи­дент по­вто­рил мно­гое из уже ска­зан­но­го в сво­ей ре­чи 2 мар­та 1975 го­да на вы­пу­ск­ной це­ре­мо­нии Шко­лы Га­ла­ад6.

1975 год про­шел, как про­шли 1881, 1914, 1918, 1920, 1925 и 1940-е го­ды. В прес­се мно­го го­во­ри­лось о кра­хе ожи­да­ний ор­га­ни­за­ции, свя­зан­ных с 1975 го­дом, дос­та­точ­но бы­ло раз­го­во­ров и сре­ди са­мих Сви­де­те­лей Ие­го­вы. Но, по-мо­ему, мно­гое из то­го, что го­во­ри­лось, не ка­са­лось са­мо­го важ­но­го во­про­са.

Я чув­ст­во­вал, что глав­ное здесь за­клю­ча­лось не в точ­но­сти или не­точ­но­сти чьих-то слов, да­же не в на­деж­но­сти или не­на­деж­но­сти ор­га­ни­за­ции, не в бла­го­ра­зу­мии или лег­ко­ве­рии ее чле­нов. Мне ка­за­лось, что по-на­стоя­ще­му зна­чи­тель­ный фак­тор со­сто­ит в том, как та­кие пред­ска­за­ния, в ко­неч­ном сче­те, от­но­сят­ся к Бо­гу и его Сло­ву. Ко­гда лю­ди де­ла­ют та­кие про­гно­зы и го­во­рят, что де­ла­ют их на ос­но­ве Биб­лии, из­вле­ка­ют для них до­ка­за­тель­ст­ва из Биб­лии, ут­вер­жда­ют, что яв­ля­ют­ся Божь­им «ка­на­лом» об­ще­ния, — что слу­ча­ет­ся, ко­гда их про­гно­зы ока­зы­ва­ют­ся не­вер­ны­ми? Воз­да­ет ли это честь Бо­гу, ук­ре­п­ля­ет ли ве­ру в не­го и в на­деж­ность его Сло­ва? Или по­лу­ча­ет­ся как раз на­обо­рот? Раз­ве это не да­ет не­ко­то­рым лю­дям воз­мож­но­сти оп­рав­ды­вать се­бя, ес­ли они при­да­ют ма­ло зна­че­ния биб­лей­ско­му по­сла­нию и уче­нию? Те Сви­де­те­ли, ко­то­рые очень из­ме­ни­ли свою жизнь, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев смог­ли со­брать то, что у них ос­та­лось, и про­дол­жать жить не­смот­ря на раз­оча­ро­ва­ние. Но не все смог­ли это сде­лать. Од­на­ко в том и в дру­гом слу­чае серь­ез­ный ущерб был на­не­сен во мно­гих от­но­ше­ни­ях.

В 1976 го­ду, спус­тя год по­сле ши­ро­ко про­воз­гла­шав­шей­ся да­ты, не­ко­то­рые чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та за­го­во­ри­ли о не­об­хо­ди­мо­сти сде­лать ка­кое-ли­бо за­яв­ле­ние, при­знаю­щее, что ор­га­ни­за­ция оши­ба­лась и вы­зва­ла лож­ные ожи­да­ния. Дру­гие ска­за­ли, что, по их мне­нию, ни­ка­ко­го за­яв­ле­ния не на­до де­лать, что та­кое за­яв­ле­ние «толь­ко воо­ру­жит про­тив­ни­ков». Мил­тон Хен­шель по­со­ве­то­вал, что наи­бо­лее ра­зум­ным бу­дет про­сто об этом не упо­ми­нать и со вре­ме­нем бра­тья пе­ре­ста­нут об этом го­во­рить. Бы­ло со­вер­шен­но яс­но, что пред­ло­же­ние о не­об­хо­ди­мо­сти за­яв­ле­ния не по­лу­чит дос­та­точ­ной под­держ­ки и при­ня­то не бу­дет. В том го­ду в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 15 ию­ля (англ.) бы­ло упо­мя­ну­то о не­оп­рав­дав­ших­ся ожи­да­ни­ях, но ав­то­ру ста­тьи при­шлось под­чи­нить­ся пре­об­ла­даю­ще­му в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те на­строе­нию и по­это­му ни о ка­ком от­кры­том при­зна­нии от­вет­ст­вен­но­сти ор­га­ни­за­ции за слу­чив­шее­ся не мог­ло быть и ре­чи.

В 1977 го­ду этот во­прос вновь был по­став­лен на за­се­да­нии. Хо­тя воз­ник­ли те же воз­ра­же­ния, бы­ло ре­ше­но вклю­чить та­кое за­яв­ле­ние в речь на об­ла­ст­ном кон­грес­се, по­ру­чен­ной Ллой­ду Бэр­ри. Я по­ла­гаю, что по­сле это­го за­се­да­ния Тед Ярач и Мил­тон Хен­шель вы­ска­за­ли Ллой­ду Бэр­ри свое мне­ние по это­му во­про­су. Так это бы­ло или нет, но ко­гда речь бы­ла го­то­ва, в ней не со­дер­жа­лось ни­ка­ко­го упо­ми­на­ния о 1975 го­де. Я пом­ню, что спро­сил об этом Ллой­да, и он от­ве­тил, что не смог увя­зать это с ос­нов­ной те­мой ре­чи. Про­шло поч­ти два го­да, и в 1979 го­ду Ру­ко­во­дя­щий со­вет вновь рас­смот­рел этот во­прос. К то­му вре­ме­ни бы­ло яс­но, что 1975 год стал при­чи­ной серь­ез­но­го «кри­зи­са до­ве­рия».

Мно­гие чле­ны глав­но­го управ­ле­ния вы­ска­зы­ва­лись в этом клю­че. Один из них на­звал 1975 год «удав­кой», ви­ся­щей у нас на шее.

Ро­берт Уол­лен, сек­ре­тарь Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, на­пи­сал сле­дую­щее:

Я яв­ля­юсь кре­ще­ным Сви­де­те­лем вот уже на про­тя­же­нии 39 лет и с по­мо­щью Ие­го­вы бу­ду и даль­ше вер­ным слу­жи­те­лем. Но бы­ло бы не­ис­крен­ним ска­зать, что я не чув­ст­вую раз­оча­ро­ва­ния: я знаю, что все мои чув­ст­ва по от­но­ше­нию к 1975 го­ду воз­ник­ли при чте­нии на­шей ли­те­ра­ту­ры, а по­том мне го­во­рят, что я сам сде­лал не­вер­ные вы­во­ды, и это ка­жет­ся мне не­спра­вед­ли­вым и не­че­ст­ным. Все мы не­со­вер­шен­ны, и я счи­таю, что ко­гда не­со­вер­шен­ные, но бо­го­бо­яз­нен­ные лю­ди со­вер­ша­ют ошиб­ку, бы­ло бы толь­ко спра­вед­ли­во, об­на­ру­жив, ис­пра­вить ее.

Рей­монд Ри­чард­сон из Пи­са­тель­ско­го от­де­ла ска­зал:

Раз­ве лю­дей не при­вле­ка­ет сми­ре­ние, раз­ве они не с боль­шей го­тов­но­стью до­ве­ря­ют­ся вам, ес­ли чув­ст­ву­ют от­кро­вен­ность? Са­ма Биб­лия есть ве­ли­чай­ший при­мер от­кро­вен­но­сти. Это од­на из са­мых зна­чи­тель­ных при­чин, по ко­то­рым мы ве­рим в ее ис­тин­ность.

Фред Раск (то­же из Пи­са­тель­ско­го от­де­ла) за­ме­тил:

Не­смот­ря на все ос­то­рож­ные ут­вер­жде­ния, ко­то­рые при­сут­ст­во­ва­ли в ли­те­ра­ту­ре и уве­ще­ва­ли брать­ев не го­во­рить о том, что Ар­ма­гед­дон при­дет в 1975 го­ду, факт ос­та­ет­ся фак­том: в жур­на­лах и дру­гих пуб­ли­ка­ци­ях бы­ло дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во ста­тей, про­зрач­но на­ме­кав­ших на то, что ста­рая сис­те­ма бу­дет за­ме­не­на но­вой сис­те­мой Ие­го­вы в се­ре­ди­не 1970-х го­дов.

Мер­тон Кем­пбелл из Слу­жеб­но­го от­де­ла пи­сал:

На днях со сво­ей ра­бо­ты по­зво­ни­ла од­на се­ст­ра из Мас­са­чу­сет­са. Она и ее муж ра­бо­та­ют, что­бы оп­ла­тить сче­та, на­ко­пив­шие­ся из-за бо­лез­ни. По ее сло­вам, она бы­ла так уве­ре­на, что 1975 год при­не­сет с со­бой ко­нец все­го, что и она, и ее муж не мог­ли и не хо­те­ли боль­ше иметь де­ло с тре­бо­ва­ния­ми этой сис­те­мы. Этот при­мер ти­пи­чен для мно­гих брать­ев, с ко­то­ры­ми мы встре­ча­ем­ся.

Га­рольд Джек­сон (так­же из Слу­жеб­но­го от­де­ла) ска­зал:

Сей­час не­об­хо­ди­мо не столь­ко за­яв­ле­ние о на­шей ошиб­ке в свя­зи с 1975 го­дом, сколь­ко объ­яс­не­ние то­го, по­че­му все это за­мал­чи­ва­лось, то­гда как бы­ло за­тро­ну­то столь­ко жиз­ней. Сей­час мы на­хо­дим­ся в кри­зи­се до­ве­рия, ко­то­рый мо­жет ока­зать­ся ка­та­ст­ро­фи­че­ским. Ес­ли мы бу­дем во­об­ще что-то го­во­рить, да­вай­те го­во­рить пря­мо и быть от­кры­ты­ми и че­ст­ны­ми по от­но­ше­нию к брать­ям.

Хо­вард Зен­ке из то­го же от­де­ла го­во­рил:

Ко­неч­но же, мы не хо­тим, что­бы бра­тья про­чи­та­ли или ус­лы­ша­ли что-то, а по­том по­ду­ма­ли, что наш под­ход к де­лу на­по­ми­на­ет «Уо­тер­гейт».

Дру­гие вы­ра­зи­ли по­доб­ные со­об­ра­же­ния. По иро­нии, не­ко­то­рые из тех, кто сей­час был сре­ди са­мых су­ро­вых кри­ти­ков, до 1975 го­да гром­че всех го­во­ри­ли об этой да­те и о той «не­от­лож­но­сти», к ко­то­рой она при­зы­ва­ла, да­же на­пи­са­ли не­ко­то­рые из при­ве­ден­ных ста­тей, одоб­ряя вы­ска­зы­ва­ния из «Цар­ст­вен­но­го Слу­же­ния», под­дер­жи­вав­шие тех, кто при при­бли­же­нии 1975 го­да про­да­вал до­ма и соб­ст­вен­ность. Мно­гие са­мые не­пре­клон­ные ут­вер­жде­ния бы­ли вы­ска­за­ны разъ­езд­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми (об­ла­ст­ны­ми и рай­он­ны­ми над­зи­ра­те­ля­ми), пол­но­стью на­хо­дя­щи­ми­ся под не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­во­дством слу­жеб­но­го от­де­ла.

На за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та 6 мар­та 1979 го­да бы­ли вы­дви­ну­ты те же ар­гу­мен­ты в до­ка­за­тель­ст­во то­го, что ни­че­го пуб­ли­ко­вать не на­до, по­то­му что в ре­зуль­та­те это­го ор­га­ни­за­ция под­верг­нет­ся еще боль­шей кри­ти­ке со сто­ро­ны про­тив­ни­ков; что про­шло уже слиш­ком мно­го вре­ме­ни, что­бы из­ви­нять­ся; что из­ви­не­ние ни­че­го не из­ме­нит. Од­на­ко да­же те, кто вы­ска­зы­вал эти со­об­ра­же­ния, бы­ли не так не­пре­клон­ны, как на пре­ды­ду­щих за­се­да­ни­ях. Это про­изош­ло по од­ной кон­крет­ной при­чи­не: по все­му ми­ру бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но серь­ез­ное па­де­ние рос­та ор­га­ни­за­ции за по­след­ние два го­да.

Го­до­вые от­че­ты по­ка­зы­ва­ют сле­дую­щее:

Год Об­щее чис­ло сдаю­щих от­че­ты Рост по срав­не­нию с пре­ды­ду­щим го­дом, %
  1 384 782 10,2
  1 510 245 9,1
  1 596 442 5,7
  1 656 673 3,8
  1 880 713 13,5
  2 062 449 9,7
  2 138 537 3,7
  2 117 194 -1,0
  2 086 698 -1,4

Это па­де­ние рос­та, по-ви­ди­мо­му, боль­ше, чем что-ли­бо дру­гое, име­ло вес для чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та. Пят­на­дцать (из 18-и) че­ло­век про­го­ло­со­ва­ли за то, что­бы сде­лать за­яв­ле­ние, при­знаю­щее, что ор­га­ни­за­ция не­сет хоть сколь­ко-ни­будь от­вет­ст­вен­но­сти за до­пу­щен­ную ошиб­ку. Оно бы­ло на­пе­ча­та­но в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 15 мар­та 1980 го­да (англ.).

По­на­до­би­лось поч­ти че­ты­ре го­да, что­бы ор­га­ни­за­ция че­рез свое ру­ко­во­дство, на­ко­нец, при­зна­ла, что со­вер­ши­ла ошиб­ку и в те­че­ние де­ся­ти­ле­тия про­бу­ж­да­ла лож­ные на­де­ж­ды. Ко­неч­но, нель­зя бы­ло на­пи­сать от­кро­вен­но­го, хоть и вер­но­го, за­яв­ле­ния. Все на­пи­сан­ное долж­но бы­ло быть при­ня­то к пуб­ли­ка­ции всем Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том в це­лом. Я знаю об этом, по­то­му что за­яв­ле­ние бы­ло по­ру­че­но на­пи­сать мне, и так же, как в дру­гих по­доб­ных слу­ча­ях, мне при­хо­ди­лось ру­ко­во­дство­вать­ся не тем, что я хо­тел бы ска­зать, да­же не тем, что, как мне ка­за­лось, долж­ны бы­ли ус­лы­шать бра­тья, — а тем, что мог­ло быть одоб­ре­но боль­шин­ст­вом Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та в две тре­ти.

Се­го­дня все де­ся­ти­лет­ние при­зы­вы и на­де­ж­ды в свя­зи с 1975 го­дом от­бро­ше­ны, как не имею­щие осо­бо­го зна­че­ния. Ор­га­ни­за­ция вновь по­вто­ря­ет сущ­ность ска­зан­но­го Рас­се­лом в 1916 го­ду: это, «без со­мне­ния, ока­за­ло очень сти­му­ли­рую­щее и ос­вя­щаю­щее влия­ние на ты­ся­чи лю­дей, ка­ж­дый из ко­то­рых мо­жет за это сла­вить Гос­по­да — да­же из-за ошиб­ки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: