Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства (4, с. 336).
Деятельность –активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (4, с. 338).
Достигнутая, или зрелая, идентичность - согласно теории Марша, это статус тех молодых людей, которые пережили кризис поиска идентичности и выбрали вариант развития (7, с.245).
Зрелость – тот период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно (7, с.18).
Идеальное Я – тип личности, которой хотел бы уподобиться данный индивид (7, с. 225).
Индивидуальность – своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей и др. (4, с. 339).
Мораторий - согласно теории Марша, это период нормативного кризиса в жизни молодых людей, которые продолжают поиск своей идентичности и еще не сделали окончательного выбора варианта развития (7, с. 245).
|
|
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (4, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (4, с. 341).
Подростковая культура – совокупность способов жизни подростков (7, с. 311).
Подростковая субкультура – ценности и образ жизни, противоположные ценностям и образу жизни общества взрослых (7, с. 311).
Подростковое общество – структурная организация подгрупп в социальной системе подростков (7, с. 311).
Подростковый период – период развития между детством и зрелостью (7, с. 18).
Половая зрелость – весь период в целом, когда человек сформировался в сексуальном отношении и способен к деторождению (7, с. 18).
Половое созревание – весь период в целом, когда в организме происходят изменения, ведущие к половой зрелости(7, с. 18).
Преждевременная идентичность - согласно теории Марша, это установление идентичности без самостоятельного поиска или исследования вариантов, обычно под давлением родителей (7, с. 245).
Проприум (развитие самости) – своевременно развивающаяся личная идентичность (7, с. 222).
Размытая идентичность – согласно теории Марша, характеризуется тем, что молодые люди не пережили кризиса, не исследовали варианты развития и не выбрали четких убеждений в поисках приемлемой для себя идентичности (7, с. 242).
Самоконтроль – осознание и оценка индивидом на основе существующих эталонов собственных действий, психических процессов и состояний, что позволяет ему контролировать ситуацию (4, с. 344).
|
|
Самооценка – компонент самосознания, оценка субъектом самого себя, своей внешности, черт характера, способностей, поведения, личностных качеств и своего места в обществе; является важным регулятором поведения. Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной (4, с. 344).
Самосознание – осознанное отношение индивида к самому себе, своим потребностям, физическим и умственным способностям, поступкам, мотивам поведения, своим возможностям, целям, отношениям к окружающему миру, другим людям и самому себе. Уровень самосознания может варьировать и развиваться путем самопознания (4, с. 344).
Сензитивные периоды – периоды особой чувствительности и оптимального сочетания условий, способствующих развитию определенных психических свойств и качеств (4, с. 345).
Стереотип – упрощенное понятие или представление об определенной группе людей; обычно основан на предубеждениях и предвзятых мнениях (7, с. 20).
Я-концепция – это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя; мысли и мнения о себе (7, с. 222).