Направления иудаизма

В реформистский период можно выделить условно три-пять течений иудаизма:

1) по-прежнему сохранившихся ортодоксов и хасидов

2) консервативный иудаизм

3) реформированный иудаизм

4-5) и – условно – сионизм и антисинистов.

1. Сейчас хасидизм – играет ведущую роль в сохранении, трактовке и развитии религиозной философии и Предания иудаизма, при том, что хасидов всего несколько сот тысяч (10–15% от общей численности верующих иудеев – а верующих среди современных евреев, по данным статистики, – только половина), но практически большинство их детей мужского пола учится до 27 лет в религиозных талмудических школах, имея потом глубочайшее религиозное образование при том, что по-прежнему признается утверждение Бешта, что набожность важнее образованности. В быту сохраняются патриархальные нравы, особенно для женщин: им запрещено сидеть при приеме пищи с мужчинами за одним столом, сексуальность допускается исключительно в целях продолжения рода, привлекательность их ограничивается строгой одеждой, обязательным бритьем наголо и ношением парика.

2. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. Консервативный иудаизм является сегодня основным течением верующих иудеев, к нему относят себя около 50% из них. Основные его отличия от ортодоксального иудаизма таковы:

- признается полное равенство женщин с мужчинами вплоть до того, что женщины участвуют в церемониях в синагоге и могут быть раввинами

- допускается использование электричества (т.е. огня) в субботу, но только в авьтомашине, если синагога слишком далекро чтобы добраться пешком

- молитвы дополнены и модифицированы, чтобы отразить страдания евреев при нацистском режиме и т.д.

Но при этом консерваторы допускают только кошерную пищу, нахождение в синагоге только с покрытой головой, и твердо настаивает на принципе передачи еврейства только по матери.

3. С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название – реформизм. Ре-формированный иудаизм гораздо дальше консерваторов ото-шел от традиции. Реформистов среди верующих иудее прибли-зительно 35%.

В добавление изменениям консерваторов реформаты от иудаизма допускают

- замену иврита при богослужениях местным языком

- перенос религиозного праздника с субботы на воскресенье

- использование в синагоге органа и хора

- более широкое, чем консерваторы (хотя все же ограниченное) использованиет электричества (огня) в субботу

- передачу еврейства, как по матери, так и по отцу

- равенство полов.

Реформированные евреи обычно проявляют большой патриотизм по отношению к стране, где живут, слабее связа-ны с Израилем, а Мессию рассматривают скорее лишь как идеал всебщего признания бога, чем как какого-то человека или богочеловека, который якобы восстановит господство народа Израиля.

4. Сионизм не является в полной мере религиозным учением иудаизма, явдляясь скорее активной политической идеологией. До образования государства Израиль его последователи боролись всеми способами (включая, между прочим, и терроризм и терракты пртив англичан, не согласных с этой идеей) за образование государства Израиль. Сейчас сионизм выражает скорее взгляды части военной, военно-политической и военно-промышленной элиты Израиля как государства, являясь скорее геополитической идеологией.В аспекте отношения к религии сионисты считают Мессией весь народ Израиля и считают допустимым в интересах религии и народа принципиальную возможность нарушать те или иные нормы вероучения(в частности, в широко трактуемых военных целях – запрет не зажигать огня в субботу). Что вызывает их жесточайшие конфликты с ортодоксами и хасида-ми, считающими божественную праведность более важной для выживания страны, чем сиюминутные военные успехи. Религиозные сионисты, наоборот, считают, что Мессия не придет к людям, ждущим его, сложа руки. Создание государства Израиль – это чудо, и неважно, что его создавали и нерелиогиозные люди. Иерусалим должен быть «духовно отстроен», в смыле выполнения еврейским народом взятых на себя у горы Синай обязательств, и сионисты считают, что создание государства Израиль – важнейший этап «отстраивания Иерусалима».

5. К антисионистам можно отнести два течения – вопервых, т.н. «левых» евреев, часто марксистов, выступающих за раздел территории с палестинцами и смоздание религиозно более терпимого иболее светского государства в Израиле. Во-вторых, т.н. «Хранителей Города» (Нетурей-Карта) – ультраконсеорваторов, считающих, что согласно строгому религиозному канону создать государство Израиль имеет право только Мессия, и создание этого государства до прихода Мессии и без него самими евреями является страшнейшим грехом, и каждый день существования нынешнего Израиля увеличивает этот грех и отдаляет приход Мессии. Они выступают за роспуск государства, разговаривают на идиш и требуют сохранения за ивритом только статуса языка богослужений, отказываются от удостоверения личности, уплаты налогов в «грешном» нынешнем государстве Израиль и, по мнению некоторых журналистов и экспертов, даже иногда помогают арабским боевикам осуществлять теракты против сионистов, чтобы «грешное» государство Израиль не отдаляло приход Мессии и скорее исчезло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: