Третий этап в развитии позитивизма представляет неопозитивизм, сложившийся в 20-х годах XX века почти одновременно в Австрии, Англии и Польше и распространившийся затем во многих странах мира. Неопозитивизм - это одно из основных направлений западной философии XX века. Теоретической основой его возникновения явились кризисные явления в разработке технических основ и методов естествознания, прежде всего физики и математики. Положения теории относительности и квантовой механики, открытие логико-математических парадоксов, разработка неевклидовых геометрий - все это вызвало к. жизни огромное количество новых вопросов, связанных с обоснованием науки, выявлением структуры научных теорий и их связи с опытом, интерпретации всей системы научного знания. Неопозитивизм взялся дать ответы на эти вопросы. Он получил широкое распространение среди научной и технической интеллигенции. Среди его представителей можно найти физиков и математиков, биологов и психологов, социологов и языковедов. Не упуская из внимания естествознание и физику, неопозитивисты перенесли центр своих изысканий на проблемы логики, математики и языкознания.
|
|
В отличие от классического позитивизма, для которого философия была своеобразной синтетической наукой, неопозитивизм лишь ориентирует на науку, отказывая ей в праве самой быть наукой. Философия понимается чисто функционалистски, т.е. не как онтологическая теория или даже определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию языковых выражений. Философская деятельность протекает не наряду с научным исследованием, т.е. самостоятельно, но представляет собой скорее составную часть, "душу" самого научного исследования, ту сторону научного анализа, благодаря которой ученый осознает свои собственные действия. В связи с этим всякий анализ значения основных научных понятий и высказываний автоматически объявляется философским, а исследователь, действительно понимающий смысл каждого своего шага и результатов своей деятельности, является одновременно и философом. Философия оказывается, таким образом, не самостоятельной наукой наряду с другими науками, а только аспектом самой научной деятельности, позволяющим прояснить использование инструментария научного исследования. Классическую (формулировку такого понимания философии дал Л.Витгенштейн: "Цель философии - логическое прояснение мыслей? По Р.Карнапу, "задачей философии является семиотический анализ". Б.Рассел объявил сутью философии логику.
Философия неопозитивизма, не будучи наукой, сохраняет свою научность за счет того, что она выступает в качестве необходимого аспекта самой научной деятельности, выступает методом логического анализа. Лишая философию мировоззренческого характера, исключая ее из системы научного знания, неопозитивисты пытаются свести ее к логическому анализу соединения слов в предложении, к правилам, управляющим формальной структурой языка, прежде всего языка науки. Анализ языковых выражений рассматривается здесь как метод философского исследования, поэтому неопозитивизм называют аналитической философией.
|
|
Подобно махистам, неопозитивисты пытались свести познание к восприятию как таковому. "Чувственные данные", "события" и "факты" заменили в их работах "нейтральные элементы" махистов, и эти "данные" стали пониматься как исходные посадки всякого познания. Неопозитивисты отказались от признания "чувственных данных" субстанциальной основой мира, ограничившись тем, что признали их за "материалы познания". Но, как и эмпириокритики, они рассматривают ощущения в гносеологии за исходную данность, т.е. не выходят за рамка субъективного идеализма.
Вся история позитивизма XX. века представляет собой непрестанные модификации основных положений, сформулированных первоначально Венским кружком, попытки привести их в соответствие с данными науки. Поэтому неопозитивизм отличается крайней сложностью и многочисленностью вариантов решения отдельных проблем. В эволюции неопозитивизма можно выделить несколько стадий: 1 -логический атомизм /Б.Рассел, ранний 1.Витгенштейн/; 2 -логический позитивизм /Венский кружок, А.Айер, Берлинская школа/; 3-семантический позитивизм; 4 -лингвистический анализ, или философия обыденного языка /Дж.Мур, поздний Л.Витгенштейн/. Мы рассмотрим две основных разновидности неопозитивизма: логический позитивизм и философию лингвистического анализа, поскольку логический атомизм можно рассматривать в качестве подготовительного этапа логического позитивизма,. а семантический позитивизм - как переходную форму между логическим и лингвистическим позитивизмом.