Рабочая идея воздействует на массовое сознание и может выступать своеобразным стимулом к действию.
Рабочая идея хотя и вырабатывается автором, всё-таки берёт начало в объективном мире общественной практики, то есть, содержание Рабочей идеи определяется не по произволу журналиста, а открывается в результате исследования реальной действительности. Внутреннюю логику Рабочей идеи определяет логика реальной жизни.
В каждом конкретном произведении рабочая идея может разворачиваться по-разному: в больших жанрах прописана, в маленьких максимально свернута. Именно рабочей идеей журналист оказывает свое главное влияние на социальную практику. Нередко в тексте рабочая идея может выступать со знаком минус. Но в любом случае, это не принуждение и не директива для читателя. Рабочая идея должна базироваться на решении адресата, связанное с выбором.
Лазутина предлагает пять видов рабочей идеи:
- «прими к сведению и действуй по усмотрению» (вариант «и делай выводы»);
- «действуй, как они, если подходят условия»;
|
|
- «не допускай повторения подобного»;
- «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»;
- «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам».
Собственно идея журналистского произведения складывается из соотношения Рабочей и Опорной идеи и по сути дела она представляет собой соотношение Рабочей идеи, разработанной журналистом на основе изучения общественной практики, с системой общественных регулятивов для выявления степени реальности достижения цели, поставленной в связи с конкретной общественной ситуацией.