Сто великих городов мира 12 страница

пульс может больше всего рассказать врачу. Слушать его — примерно в

течение получаса — предпочтительнее на заре. Частоту пульса врач меряет

своим дыханием: 5 ударов на один вдох считается нормальным, а вот по

отклонениям от этой нормы тибетские медики и судят о здоровье человека...

ЛИССАБОН -СТОЛИЦА НА КРАЮ ЕВРОПЫ

Первые впечатления от Португалии могут быть самыми противоречивыми, все

зависит от того, где начинается ваше знакомство с ней Тот, кто прибывает в

Португалию на пароходе, неожиданно попадает в красочное

средневековье При подходе к Лиссабону с борта судна открывается вереница

живописных прибрежных городков и курортных поселков, крутые холмы,

красные черепичные крыши, купола и высоченный стальной мост через

широкую реку Тежу Из окна электрички или автомобиля видишь

прилепившиеся к самому берегу старые кре- пости. Самой изящной по архи-

тектуре и самой знаменитой из них является Беленская башня Белен — это

португальское произношение Вифлеема Набожные португальцы, давая

крепости это название, оказались правы, именно здесь на рубеже XV— XVI

веков рождалось могущество Португалии, здесь же возносилась и слава

создателям империи. В XV веке Великие географические открытия вывели

Лиссабон на новый исторический рубеж. В начале июля 1497 года

Католический собор напротив деревни Белен на яко-

ре стояли четыре судна. Сотни

людей пришли проводить отважных моряков, отправлявшихся в долгое и

опасное путешествие. Так начиналось беспримерное плавание португальских

мореходов к берегам Индии, открытие морского пути к ней и вывело Лиссабон

в число первых городов Европы

Беленская башня — один из самых элегантных лиссабонских памятников XVI

века. Она была сооружена по приказу короля Мануэла I, но в то время

называлась крепостью Святого Висенти у Белена Башню построили на

острове, и смотревшим на нее казалось, что она стоит на воде. Потом река

Тежу в этом месте изменила свое русло, подавшись на юг вода ушла, и башня

оказалась на берегу По своему прямому назначению башня, как крепость,

никогда не использовалась Лишь иногда она становилась тюрьмой, куда

заточали государственных преступников.

ЛИССАБОН - СТОЛИЦА НА КРАЮ ЕВРОПЫ______231 Неподалеку от башни

расположился монастырь иеронимитов Жеро-нимуш, который когда-то стоял

на самом берегу реки, у гавани Реште-лу, откуда и отправлялись в свои

знаменитые плавания португальские каравеллы. Сначала на месте монастыря

стояла небольшая часовня Энрике Мореплавателя С именем этого

португальского принца и связано начало Великих географических открытий

Португалии Однако сам он, вопреки прозвищу, никуда не плавал, но он создал

морскую школу в Сагреше, в которую со всей Европы собрал лучших знатоков

морского дела, и вообще всячески поощрял развитие мореходства Так что не

случайно именно в этой часовне Васко да Гама молился перед отплытием в

Индию. В ней же через два года король Мануэл встречал его и после славного

возвращения из похода

Эпоха короля Мануэла I была периодом расцвета во всех областях

деятельности. Даже урожаи тогда, по свидетельствам современников, были

самыми высокими, а Лиссабон по роскоши своей превзошел все остальные

европейские столицы До 2000 кораблей, нагруженных драгоценностями,

шелками, пряностями и черными невольниками, ежегодно причаливали к

устью Тежу.

Возведение монастыря якобы было задумано в честь открытия морского пути

в Индию, однако буллу на возведение монастыря король Мануэл I получил от

римского папы в 1496 году — за год до отплытия Васко да Гамы. И тем не

менее успех экспедиции оказал существенное влияние на то, каким

монастырь стал впоследствии

За счет поступающих сокровищ королевская казна Португалии получила

огромные суммы, которые тратила на сооружение дворцов, монастырей и

храмов. С притоком заморских сокровищ король Мануэл внес в проект

будущего монастыря существенные изменения, не считаясь ни с какими

затратами Монастырь иеронимитов возводился почти 200 лет, за это время в

его строительстве участвовали многие зодчие, отсюда и сочетание разных

стилей в его архитектуре.

Триумфальный храм монастыря одновременно является и пантеоном: в нем

покоятся бренные останки португальских королей и королев, принцев и

принцесс Здесь можно увидеть саркофаг Васко да Гамы, а напротив —

саркофаг величайшего португальского поэта Луиса де Ка-моэнса. Но его

саркофаг пуст поэт умер от чумы и похоронен в неизвестном массовом

захоронении Иногда, правда, упоминается и другая версия: во время

землетрясения 1755 года саркофаг поэта раскололся, и прах величайшего

певца морской славы Португалии ветром разнесло во все стороны.

В соборе есть и памятник королю Себаштиану — человеку судьбы

необыкновенной и во многом таинственной В 1578 году король Себаштиан

Двинулся в Марокко — крестовым походом против мавров Однако войска его

были наголову разбиты, и только 60 из 18 000 солдат его армии вернулись на

родину Сам король пропал без вести, не оставив после себя наследников. Это

событие сильно подорвало могущество португальской империи, и власть в

стране захватил испанский король Филипп II Но

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

пропавшего в марокканских песках короля Себаштиана в самой Португалии не

считали погибшим: его даже объявили «желанным», до сих пор ждут и

уверены, что он вернется

Португальцы гордятся своей историей, и в Лиссабоне на каждом шагу

встречаются памятники былого имперского величия страны: огромные соборы

и парадные монументы королям, главная площадь города называется «Праса-

ду-Комерсия». И разве может быть иначе в стране, которая долгое время жила

морской торговлей9 По названиям лиссабонских улиц можно восстановить

едва ли не всю историю географических открытий.

Неподалеку от Беленской башни стоит грандиозный монумент

Первооткрывателям, выполненный из гранита. На фоне высокого и тонкого

каменного корабельного паруса выделяются ступеньки, по которым цепочкой

поднимается группа рыцарей, капитанов, ученых и монахов. Они

направляются к носу корабля, где стоит Энрике Мореплаватель, держащий в

руке модель каравеллы и указывающий путь в неизведанные морские

просторы.

Возле монумента всегда много туристов, которые хотят запечатлеть себя на

фото на том месте, откуда Васка да Гама отправился открывать морской путь

в Индию Под памятником, прямо посреди площади, раскинулась огромная

мозаичная карта Земли, на которой отмеченные имена и даты указывают

открытия, сделанные португальцами по всему миру. А с высокого

противоположного берега на Лиссабон взирает колоссальный белый Христос,

возведенный на народные пожертвования в 1962 году.

С историей Лиссабона можно познакомиться и в городском музее, который

разместился во дворце Митра, раньше принадлежавшем епископу В музее

развернута экспозиция, рассказывающая об истории города с XVI века до

наших дней. Один из музеев Лиссабона специально посвящен каретам. В нем

собрана интересная коллекция, в которой представлены и пять карет XVII

века. Все они роскошно отделаны, внутри обиты бархатом и шелком с

вышивкой.

Появление в Лиссабоне в XIV веке карет обострило транспортную проблему

города, так как улицы его не были приспособлены для таких средств

передвижения. Во всей столице не было ни одной улицы, достаточно

широкой, чтобы по ней могли разъехаться две кареты Неизбежно возникали

заторы, а вместе с ними и бурные споры, так как никто не хотел уступать

дорогу и пятиться назад. В Лиссабоне было даже издано несколько указов: в

одном, например, говорилось, «что спорящие по поводу того, кто имеет

большее право на проезд по улице, будут подвергаться аресту». Для

нарушителей указа вводился штраф — 2000 круза-душ, а в случае неуплаты

виновного отправляли в далекую Бразилию.

В XVI веке центр Лиссабона представлял собой лабиринт бесчисленных

улочек, переулков и тупиков. Они были настолько узки, что с полным

основанием их можно назвать щелями. Улица «Оуривесариа да Прата»

(серебряных дел мастеров) столь узка, что по ней не могло пройти вьючное

животное.

ЛИССАБОН - СТОЛИЦА НА КРАЮ ЕВРОПЫ

В XVII веке Лиссабон насчитывал 70 000 жителей, но общественного

транспорта в городе не было, а личным служили паланкины. Паланкин

знатного человека несли двое слуг, а сбоку шел третий: он помогал хозяину

залезать в паланкин и вылезать из него, а также разгонял толпу. У знатной

дамы эскорт выглядел еще солиднее: кроме двух слуг, ее сопровождали еще

трое, одетые в черные костюмы и восседавшие на лошадях.

Уличное освещение появилось в Лиссабоне в последнее десятилетие XVII века

Тогда король Педру II издал указ, согласно которому улицы в португальской

столице ночью должны были освещаться, «чтобы, как это имеет место при

дворах монархов других государств, граждане города имели возможность

передвигаться с большими удобствами и с большей безопасностью».

Несмотря на скученность улиц, к середине XVIII века Лиссабон, утопающий в

апельсиновых рощах, считался одним из красивейших и процветающих

городов Европы. Город богател, в довольстве жили его граждане, которые

были ревностными католиками. Самыми красивыми зданиями в городе

считались королевский дворец и опера, кроме того, в Лиссабоне возводилось

множество храмов. Жители с гордостью любовались на дело рук своих и свято

исполняли все религиозные обряды, к которым готовились заранее — пышно и

торжественно.

Так было и 1 ноября 1755 года, когда лиссабонцы собирались отметить один

из традиционных католических праздников — День всех святых. Улицы были

празднично украшены, над городом плыл торжественный перезвон

колоколов... Все соборы португальской столицы широко распахнули свои

двери, а после богослужения верующие намеревались пройти шествием по

улицам своего города. Все было готово к торжественному моменту, но...

шествие не состоялось.

Ранним утром без каких-либо признаков надвигающейся катастрофы город

неожиданно вздрогнул от землетрясения. Лиссабон, будто погребальным

саваном, накрыла огромная свинцово-серая туча: вслед за первыми двумя

подземными ударами последовал третий, который и довершил начатое

разрушение.

Из 20 000 домов, которые тогда были в Лиссабоне, более или менее уцелело

только 3000. В центре города сохранились часть королевского дворца и

здание оперы, только почернели от огня и копоти. Все церкви и храмы,

служебные и жилые здания, которые не разрушили подземные толчки,

оказались объяты разбушевавшимся пожаром. Многие жители, надеявшиеся

переждать землетрясение в домах, сгорели заживо.

После случившейся катастрофы над Лиссабоном еще долго вились черные

дымы пожарищ. Всюду плавали вырванные с корнем деревья, остатки мебели,

домашний скарб, трупы людей и животных. Катастрофа была страшной, и

Лиссабон надо было отстраивать заново. Город возродили, но и сегодня в

архитектурном облике Лиссабона можно найти множество следов той

страшной истории, которую пережила португальская столица

АНТВЕРПЕН

АНТВЕРПЕН

Дом мясников

Антверпен — старинный бельгийский город, о котором в летописях

упоминается уже в VII веке Поэтому история его, как пишет М Герман в своем

исследовании о городах Фландрии, началась задолго до того, как

образовалось бельгийское государство, которому нет еще и двух веков

В течение своей долгой истории Антверпен захватывался норманнами и

германскими императорами, но Фландрия всегда возвращала себе

знаменитый город и порт Всемирная торговая слава пришла к нему в XVI—XVII

веках, когда европейские купцы стали отправлять в Индию и Новый свет свои

корабли

А начинался Антверпен с замка, который сейчас, как и многие другие

знаменитые и старинные сооружения города, обходится без собственного

имени его называют просто Замок (по-фламандски — Стен) Он

был первой крепостью на реке Шельда, берега которой в те времена были

пусты, низки и болотисты Только дома норманнов свидетельствовали о том,

что здесь заложен город Историки предполагают, что, может быть, и Замок

был заложен норманнами, однако достраивали его уже к X веку

Для того времени это была грозная крепость с могучими стенами и высоким,

неприступным донжоном Некогда Замок принадлежал Готф-риду Буйонскому

— знаменитому вождю первого крестового похода, позднее он стал

резиденцией городского самоуправления, а во времена испанского

владычества здесь размещалась инквизиция Это были мрачные страницы в

истории Стена27, когда каждого, заподозренного в ереси, неповиновении

властям или вольнодумстве, ждали пытки и почти всегда один конец —

костер-аутодафе («акт веры») В XIX веке былое архитектурное благородство

Замка несколько подпортили пристройки в стиле ложной готики

Другие старинные здания Антверпена тоже мало что сохранили от своего

первоначального облика и обросли архитектурными наслоениями разных эпох

— порой изысканными, а иногда просто грубыми Архитектурный облик

Антверпена в основном определил XVI век — век великого П -П Рубенса О

городе часто говорят как о «родине Рубенса». Здесь, на Зеленой площади в

центре города, стоит сегодня бронзовый Рубенс, приветливо встречая

прохожих Великий фламандский художник изображен в просторной блузе-

безрукавке, в шароварах и сапогах, у ног его лежит палитра с красками

Кто бы ни прошел по площади, всякий приветствует гениального фламандца

поклоном или дружеским жестом Здесь Рубенс — хозяин он царит здесь,

встречает гостей, сопровождая их по площадям, аллеям и бульварам

Антверпена Здесь долгое время летними вечерами, по средам и субботам,

давались концерты в честь великого художника Горожане бережно сохраняют

домик своего прославленного земляка, построенный в стиле итальянского

Возрождения в настоящее время в нем восстановлена мастерская художника

Она захватывает, конечно, не своей подлинностью, а возможностью воочию

представить себе обстановку, в которой создавал свои шедевры великий

мастер

В XVI веке в Антверпене был возведен и прославленный готический собор

Богоматери, так как Дева Мария издавна считалась покровительницей города

На месте собора некогда стояла маленькая часовенка, в которой хранилась

главная святыня Антверпена — статуя Богородицы. Нынешний собор был

заложен еще в 1352 году неким мастером Жаном Амелем, который отдал

этому сооружению 40 лет жизни Но он умер, так и не увидев собор

возведенным хотя бы на четверть, и завещал свое дело сыну Петеру

Антверпенский собор рос неторопливо, будто в медлительности этой видел

свое будущее величие Башня собора, которая сейчас видна еще издали, к

началу XVI века поднималась над еще маленьким и приземис-

27 Сейчас в Замке расположился музей навигации

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

АНТВЕРПЕН

тым Антверпеном, поражая самих жителей и всех путешественников своей

высотой и дивным звоном 40 колоколов. Немецкий художник А Дюрер,

побывавший в Антверпене в те времена, когда завершалось строительство

собора, писал: «Церковь Богоматери в Анторфе чрезычайно велика, настолько,

что там одновременно поют много служб, и они не сбивают друг друга. И там

постоянно происходят роскошные празднования, и приглашают лучших

музыкантов, каких только можно достать».

Антверпенский собор Богоматери украшает немало картин П.-П. Рубенса, но

особое место в нем, да и в творчестве самого художника, занимает полотно

«Снятие с креста», которое является частью триптиха (в | него входят еще

картины «Распятие» и «Вознесение»).

Легендарное прошлое Антверпена живет в реликвиях то трогательных, то

величественных, а иногда и просто забавных. Одним из старейших

памятников, посвященных основанию города, является знаменитый фонтан,

расположенный на булыжной площади перед городской ратушей. Фонтан,

автором которого традиционно называют К. Массей-са, изображает

композицию, как русалки поднимают юношу, держащего отрезанную руку

поверженного рядом человека. Ажурно'е железное плетение увенчано

фигуркой Брабо — легендарного героя, с которого и принято отсчитывать

историю города.

В незапамятные времена на месте Антверпена стоял замок кровожадного

великана Друона Антигона, обложившего окрестных жителей и мореходов,

проплывавших по реке Шельде, огромной данью. Тем, кто отказывался

платить, он отрубал руку. Но однажды нашелся смелый юноша Сальвий Брабо,

который сам отрубил руку великану и забросил ее в реку. С тех пор возникший

здесь город и получил название Антверпена2^.

О древности Антверпена говорит и причудливое сплетение его старинных

улиц. Ратушную площадь, например, окружают неправдоподобно узкие и

очень высокие дома (в 5—6 этажей) со стрельчатыми окнами, аркадами и

тонкими высокими колоннами. Все эти здания принадлежат средневековью, и

названия их словно взяты из рыцарских баллад: «Дом большого арбалета»,

«Дом старых весов» и т.д. В «Доме старых весов» долгое время размещался

цех живописцев (гильдия Святого Луки), и сюда, вероятно, нередко

заглядывал П.-П. Рубенс.

Чудом сохранились в Антверпене рядом с сияющими витринами почти

микроскопические лавки, некогда принадлежавшие ювелирам, колбасникам,

мясникам.. На улице Мясников высится возведенное по чертежам Г. ван

Вагемакера здание Скотобойни. Просторный и гулкий зал ее нижнего этажа, с

его каменным полом и высоко поднятыми окнами, отвечал своему прямому

назначению, а тонкое переплетение нервюр сводов бесстрастно взирало на

разделку мясных туш. Здание Скотобойни стало символом и свидетельством

процветания богатейшей гильдии, чем немало гордились ее члены.

, 28 От «Hand werpen» — бросать руку Статуя, которая в настоящее время

венчает бронзовый фонтан, была отлита в конце XIX века скульптором Ламбо

Но назначение Скотобойни не исчерпывалось только продажей мяса, так как

на верхних этажах ее размещались помещения для деловых заседаний и

праздничных торжеств. В настоящее время здесь расположился Музей

истории, археологии и прикладных искусств, среди экспонатов которого

собрана богатая коллекция оружия.

Старый Антверпен невелик и весь уместился на правом берегу Шельды:

раньше он был окружен стенами, на месте которых теперь тянутся роскошные

бульвары — Итальянский, Французский, Английский и Американский. От них к

реке тянется площадь Меир, больше похожая на длинную и широкую улицу, в

которую со всех сторон вливаются узкие улочки. Площадь Меир занята не

магазинами, конторами и банками, а патрицианскими особняками, и

получается, что дом П.-П. Рубенса находился чуть ли не самой окраине

Антверпена

На площади Меир разместился особняк, который по традиции называется

«Королевским домом» — изящная и простая постройка в стиле Людовика XV.

Архитектор Баурсшейдт выстроил этот отель для богатого и знатного

горожанина Яна Сустерна в 1745 году, и с тех пор это невысокое 2-этажное

здание стало лучшим украшением площади. Английская королева Виктория,

Наполеон Бонапарт и Мария-Луиза, будучи в Антверпене, останавливались

именно в этой гостинице, что весьма льстило городским монархистам.

Новый Антверпен — это просторные улицы, расположившиеся между

светлыми многоэтажными зданиями. Здания красивы и удобны, но... они

могли бы разместиться в любом городе Европы. В них мало старинной души

Антверпена, и потому они отступили на другой берег Шельды, которая

разделяет город на две части. Над рекой нет мостов, и разъединенные

половинки Амстердама могут показаться оторванными друг от друга. Однако

глубоко под Шельдой проложены прекрасные широкие туннели: это удобно

для автомашин, а большим судам не мешает подходить к антверпенским

причалам.

ДЕЛИ

Немного найдется на земле столиц, которые имели бы столь богатую историю,

как Дели Основанный задолго до нашей эры, город преграждал путь в

плодородные районы Индии многочисленным захватчикам, которые,

преодолев Хайберский перевал, врывались на плоскогорье через узкий

коридор между непроходимыми песками пустыни Тар и неприступными

Гималаями. Мало что осталось от Дели с тех далеких времен, ведь город семь

раз разрушали до основания, но семь раз он вновь возрождался

История Дели уходит в глубь веков — во времена правления героических

царей «Махабхараты» Индийцы непоколебимо уверены, что еще в XIII—XII

веках до нашей эры герои этого эпоса — пять братьев Панда-вов _ основали на

берегах реки Джамны дивный город Индрапрастху

Украшенный рвом, напоминающим море, и обнесенный стеною,

простирающейся вверх до самых небес; светлый, как белые облака или лучи

месяца, блистал этот прекрасный город. С большими, хорошо

распланированными улицами, избавленный от превратностей судьбы,

красующийся белыми великолепными зданиями, город Индрапрастха

выглядел подобно царству Индры..

ДЕЛИ

Много раз упоминается в поэме этот город, и по ряду указаний можно

предположить, что его место на берегу Джамны соответствует

местоположению нынешней индийской столицы До сих пор на территории

средневековой крепости Пурана-кила, на одном и том же месте, из века в век

отстраивается небольшой храм, известный как «храм царицы Кунти» —

матери эпических Пандавов Со всей Индии стекаются сюда паломники, чтобы

почтить память женщины, взрастившей пятерых героев

То теряясь в безвестности, то вновь возникая в преданиях и исторических

хрониках, жил город Индрапрастха, хотя порой он и превращался просто в

поселок. В период процветания империи Гупта (IV—VI вв.) область

Индрапрастхи, как и все соседние районы, входила в состав этой империи. С

тех пор и известна всему миру Железная колонна высотой 6 метров и

диаметром 40 сантиметров, поставленная в городе в V веке Железо, из

которого сделана колонна, настолько свободно от примесей, что не поддается

коррозии, до сих пор на ней нет ни единого пятнышка ржавчины

Расположенная на окраине Дели, рядом с храмом Кутб-Минар, со 100-

метровой высоты его минарета колонна кажется черной спичкой На высоте

человеческой груди колонна блестит, настолько отполировали ее ладони

паломников, а бока колонны испещрены строчками двух аккуратных надписей

История рассказывает, что

900лет назад в Дели правил мудрый царь Ананг Пал. При нем расцветали

ремесла и искусства, ему были подвластны звери и птицы Этот царь и

приказал отлить колонну из чистого железа и поставить ее на голову змеи,

которая закопана в землю

Все было сделано, как повелел царь Но через много лет один из его потомков

не поверил рассказу о змее и приказал подвинуть колонну, чтобы проверить,

действительно ли в ремле есть змея Однако за свое неверие царевич был

наказан- династия, основанная Ананг Палом, рухнула.

Первая надпись на колонне обозначает имя Ананг Пала и даты его правления;

вторая надпись сделана знаками, которые использовали в древнеиндийском

царстве Гуптов, таким образом ученые и установили, что возраст колонны—

более 1500лет

Царь Ананг Пал только перевез колонну в Дели, но к созданию ее не имел

никакого отношения Ко времени ее создания металлургия Индии была уже на

такой высоте, что железо употреблялось даже для изготовления плугов И все

равно науку до сих пор продолжает интересовать вопрос, как древним

мастерам удалось добиться такой чистоты железа9 Этому изумляются даже в

самой Индии. «До сих пор мы не научились делать ничего подобного Неужели

в прошлом люди знали секрет, который потом был утерян9»

В VI — начале VII века город Индрапрастха входил в царство Пуш-пабхути, но

столицей его он не был Однако как один из торговых городов на Джамне и как

древний центр индуизма он не терял в этой империи значения, основанного

на величии своего эпического прошлого.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

ДЕЛИ

Когда раджпутские князья из рода Томар укрепили свои политические

позиции, они основали на Джамне свое царство, отстроили на месте

Индрапрастхи другой город и назвали его «Дхиллика», который со временем

превратился в Дхилли, затем в Дехли (или Дели). Собственно, с 736 года и

берет свое начало нынешнее название индийской столицы.

Раджпутские князья воздвигали в своих княжествах индуистские храмы,

украшали их множеством колонн, скульптурами и фризами, изображающими

целые сцены из древних мифов. В южной части современного Дели

сохранились остатки обширного комплекса, в котором 480 каменных колонн с

фигурными капителями составляли галереи 30 храмов. Здесь частично

уцелело и искусственное озеро Сураджкунд, название которого обычно

переводится как «пруд солнца». К этому озеру люди приходили, чтобы

совершить ритуальные омовения и поклониться солнцу.

Резкий поворот в судьбе Дели произошел, когда раджпутские князья были

побеждены афганским правителем Мухаммедом Гури. В 1206 году город стал

столицей Делийского султаната — первого индийского государства,

управлявшегося мусульманами. Его основал Кутб-уд-дин — военачальник и

наместник Мухаммеда Гури' о времени его Правления которого напоминает

величественный минарет Кутб-Минар, ажурная резьба которого напоминает

неразгаданные письмена.

Весь облик Дели с этого времени стал заметно меняться. Официальной

религией в новом государстве был объявлен ислам, и новые правители начали

активно возводить дворцы, мечети и мавзолеи, украшая их каменным

кружевом, четким геометрическим орнаментом и причудливым плетением

арабской вязи. Все меньше становилось в Дели зданий с традиционными для

индуизма пластическими изображениями богов и людей, исчезли из силуэта

города шикхары — ступенчатые или выпукло-конические башенные крыши

индуистских храмов. Вместо них стали прорисовываться круглые купола

мечетей, над которыми стремительно возносился к небу полумесяц.

Правители Делийского султаната предпринимали дальние походы, из которых

возвращались с богатой добычей. Рассказывают, что правитель Гияс-уд-дин

сливал в озеро Сураджкунд расплавленное золото, награбленное его

солдатами.

Многое повидали на своем веку старые Делийские ворота, которые серой

громадой возвышаются над оживленными улицами города. Страшный удар

обрушился на город в конце XIV века, когда войска Тимура предали его огню и

мечу, истребляя жителей и складывая из их голов пирамиды Но и на этот раз

Дели восстал из пепла...

На троне сменялись мусульманские правители, но все они воздвигали вокруг

города мощные крепости, чтобы отражать нападения врагов Тогда и была

построена знаменитая Пурана-кила, которую окружали стены высотой до 20

метров.

В Делийском султанате изменился и быт людей. Многие жители Дели приняли

ислам и стали соблюдать законы шариата.

В 1526 году на севере Индии создается государство Великих Моголов. Первые

правители этой династии — умные политики и воины-владыки Бабур, Хумаюн,

Акбар, Джахангир, Шах-Джахан — остались в истории индийской культуры и

памяти народной как покровители искусств и наук.

Во времена Акбара и его сына Джахангира Дели оставался провинциальным

городом, хотя строительство в нем и велось. Например, из розового песчаника

был возведен великолепный мавзолей Хумаюна — ансамбль сооружений,

составляющий единое целое с парком. Акбар отличался веротерпимостью и

привлекал в столичные города художников и музыкантов, поэтов и зодчих,

при нем даже возобновилось строительство индуистских храмов.

Дели вновь стал столицей в 1638 году, когда Шах-Джахан перевел сюда свою

резиденцию из Агры Среди многих достопримечательностей Дели выделяется

мечеть Джама Масджид, в которой хранятся священные реликвии: Коран,

написанный рукой Мухаммед, волос из его бороды, отпечаток на мраморе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: