Участники должны отказать деликатно юноше или девушке в чем-либо. Каждый выбирает себе роль персонажа из сказки или литературного героя и играет от его имени. Группа разбивается на пары: первый симпатизирует второму, оказывает знаки внимания, активен в общении, но второму это не нужно. Как выйти из этой ситуации, каждый решает сам, без посторонней помощи.
Проигрываются 2—3 ситуации разного характера (ситуация оговаривается в парах, затем проигрывается перед зрителями).
Обсуждение.
Чувства героев в процессе коммуникации.
Какие чувства „выгоднее" вызывать, а какие чреваты неприятными последствиями?
Систематизация приемов конструктивного выхода из коммуникации.
Упражнение 3. „Прием гостей".
Ведущий предлагает вспомнить ситуации, в которых хочется отказаться от приема гостей: повадились заходить знакомые, собирается прийти человек, с которым хочется поддерживать только деловые отношения, дома „неблагоприятная атмосфера", не хочется никого видеть и т. п.
Участники в ролях сказочных персонажей должны договориться и разыграть несколько ситуаций, в которых используются конструктивные формы отказа. Затем ведущий раздает парам карточки с заданиями, которые также нужно разыграть.
|
|
Например: Подруга (друг) просит вас сопровождать ее (его) на свидание, вы отказываетесь.
Обсуждение.
Роль позиции партнеров, их личностных особенностей, стереотипов поведения.
Наиболее общие и индивидуальные конструктивные решения проблемы отказа.
Домашнее задание.
Записать в тетрадь самоанализа, что именно у вас является причиной конструктивного и деструктивного отказа и выхода из коммуникации.
Беседа. Экстремальная ситуация.
Ведущий предлагает обсудить:
— стереотипы поведения агрессивной стороны;
— позиции жертвы и агрессора;
— ожидаемое поведение жертвы;
— возможные выходы из ситуации.
Затем разбираются несколько конкретных ситуаций, предложенных участниками.