Ведущий предлагает абстрактную ситуацию, например: «Вы спешите на встречу. Вас обрызгивает проезжающая мимо машина». Как вы поведете себя в данном случае? Записать на листочках свои реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, которые вы бы произнесли. Затем все читают свои листочки и делятся на четыре группы по сходству реакций.
Обсуждение.
Какие реакции характерны в большей степени для каждого из четырех типов темперамента?
Какие чувства вызывают эти реакции у людей другого темперамента?
Какие последствия во взаимодействии могут быть, если не учитывать эти факторы?
Конструктивные и деструктивные формы взаимодействия людей различного темперамента.
Информация для педагога-психолога.
Выводов лучше не навязывать, опасаясь установления стереотипов.
Занятие № 6 (2—3 часа). Мышечные зажимы — фактор, снижающий продуктивность общения.
Цели: выяснение роли прикосновений в общении: а) значения памяти мышц; б) последствий возрастных „застреваний".
Порядок работы.
|
|
Упражнение 1.
Ведущий предлагает участникам поделиться с окружающими воспоминаниями:
а) какие вещи в детстве были любимыми, какие — нелюбимы ми; какие чувства и ощущения сохранились до сих пор; какие воспоминания переносятся на нынешний стиль одежды;
б) какие игрушки любили, какие взаимоотношения были с родителями по поводу игрушек (уборка игрушек, покупка, выбрасывание), как это проявляется теперь во взаимоотношениях с окружающими (уважение, безразличие, агрессия).
Упражнение 2.
Участники образуют пары, им надо „нарисовать" на спине партнера рукой любой рисунок и отгадать, что „нарисовано".
Обсуждение.
Какие прикосновения приятны?
Какие вызывают негативные чувства?
Что мешает понять партнера (личное восприятие, прикосновение)?
Как это мешает в общении?
Упражнение 3.
Ведущий предлагает закрыть глаза и беспорядочно перемещаться по комнате. При встрече при помощи рук пытаться „узнать" встретившегося человека.
Обратить внимание, какие возникают ощущения и чувства от прикосновений, какая появляется тактика поведения.
Упражнение 4.
Все образуют тесный круг, а в центре — один человек. Закрыв глаза, он падает на руки остальным, а те бережно его передают друг другу.
Обсудить ощущения передающих, ощущения падающего. У кого возникло чувство доверия?