Ввелвжмимкрский филиал 4 страница

пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда

заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им:

иду на вас! В сии времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно рыцарской чести.

Николай Карамзин, русский историк

ГОДЫ

907 и 911 - Походы Олега на Царьград.

945 - Смерть Игоря.

945 - 969 - Княжение Ольги.

965 - Разгром Хазарии Святославом.

980 - 1015 - Княжение Владимира Святого.

988 - Принятие христианства на Руси.

ВЕХИ

Корабли на колесах.

Легенда как действенный способ донести месседж до масс.

Иду на вы.

Первые слоганы были воинственны.

Как стать Святым.

Крещение Руси. Идеология.


Упрощайте, или Меч от дыма

 
 

"Любой пиарщик хорошо знает: чтобы создать хороший If ИД, нужно упрощать. Любые факты должны быть из-»жеиы легко и увлекательно — вот путь к сердцу масс. |ри этом приходится сюжетную линию обострить и уп-|тить. Должен быть экшн - то есть действие! Многими 9тилями придется пожертвовать, на двух-трех - сделать Мцент... w Героев надо будет сделать более понятными современ->Му человеку, то есть в некоторой степени отступить от ИТорической истины. В результате всех этих вынужденных (Гйггвий исторической правды останется совсем немного... 1и монографию о пиратах или о завоевании американцами ^Икого Запада прочитают пять академиков (и еще пятьде­сят аспирантов скажут, что прочитали). А исторический тмин Сабатини про капитана Блада издадут тиражом в №тни тысяч экземпляров. А вестерн про неземную любовь и tiifii)м и индианки со стрельбой и погонями посмотрят мил­лионы телезрителей.

Ни последние 1000 лет изменилось не так много, как ка-ртся.

■"Подробно о пиаре Наполеона я пишу в книге «О русской демокра-I, i р»:1и и тюрьме народов».

| Вот несколько примеров совсем «свежих». pf |иием пиара был Наполеон Бонапарт. О его поражени-I но франции было почти ничего не известно, а вот о му-'§гтве, величии, разнообразных талантах Бонапарта писа-н напропалую, иногда очень талантливо. И просто. Бона-Црт не оплачивал длинные занудные труды, написанные Нигшенно и объективно. Зачем? Народ Франции убеждали Мртинки», на которых изображалось не то, что было, а, как «должно было быть»1.



68


69


Особенности национального пиара

Таким же гением пиара, как это ни печально, был Ста­лин. Вместо долгого тягомотного объяснения и разжевы­вания- а-ля Маркс-Энгельс — написал «Краткий курс исто­рии ВКП(б)». Слова «дайджест» тогда в России не знали, но это был именно дайджест политической истории XX века. Проще такого дайджеста разве что комикс, или цитатник «великого МАО»...

Вот до издания комиксов по истории ВКП(б) Сталин не додумался...

А фильмы, снятые при Сталине?! Они гениальны тем, что сложнейшие события сводят к простым, понятным форму­лам. «Чапаев» - классика мирового кинематографа, ничем не хуже голливудских фильмов того времени. Сложнейшие политические коллизии выражены просто: хороший, истин­но народный и во всем правый Чапаев и его вошедшие в на­родный фольклор соратники: Анка-пулеметчица и Петька. Плохие, разодетые, напомаженные до полного отвращения белые, которые в принципе во всем не правы. Просто, доходчиво, эффективно.

И в X веке создавались такие же PR-истории, как и се­годня. И создавались по тем же правилам. Только в те вре­мена они назвались мифами и легендами. Беллетризирован-ная информация подавалась в виде песни, былины, сказа­ния. В отточенной, лишенной чего-либо лишнего форме ле­генды факт было проще не только воспринимать, но и пе­реносить. И сохранять.

Что поляне платили дань Хазарии - исторический факт. Сколько именно, до сих пор точно не известно. А легенда знает! Она гласит, что хазары почему-то предоставили сла­вянам самим выбирать, в каком виде ее платить. Поляне предложили от дыма, то есть от двора, домохозяйства -давать меч. Задумались старцы хазарские и пришли к выво­ду: недобра дань. Эти воинственные поляне еще сами нач­нут ее взимать с Хазарии и с других стран. «Се же събысть-


Князи не без грязи

| иые» - вывод, который делает летопись. В общем, и сбы-U'it ото все. Тщчто хазары на определенной стадии брали 'у с и дань — факт. И то, что потом все было наоборот — (МКс. Но вот меч от дыма - патриотическая легенда. Кра­ем им и легенда, интересная.

Между прочим, в наше время ни одно, даже самое креа-МН1С, агентство не осенит такая идея - представлять био-ЦфиЮ партийного лидера в жанре исторического фэнте-i Рииве что Жириновский то ли сам, то ли руками своих грудников распускает о себе такого рода мифы. И как

B3B

И пгишо!

t micro рода фэнтези были рассказы о Ленине, превра­ти urn иг его более чем неординарную личность в «гения всех смен и народов». Хотя бы истории про то, как он недо­лил и 1918-м вместе со всеми! Даже немного жаль бывает, In ото фантастическое описание истории со времен «пе-ИТрОЙки» подверглось разоблачению и осмеянию. При-умиио-то было здорово, не хуже легенды про хазар. Но №Г»идам про Ленина и голодные обмороки его соратников ■Политбюро жизнь отпустила считанные десятки лет, а If ггиды про первых русских князей живут уже второе ты-1Имелетие.

Ди к тому же далеко не на всех все же действовали и в С200Р кремлевские агитки.

■ Вспомним бесконечный народный фольлор на тему «Мы»уг с Феликсом Эдмундовичем медку навернули... и не жжу-инм...» или же комедийную сагу про резиновое бревно для Ильича на первом субботнике.

Гак что предки были пиарщиками, может, даже и покру- чр нынешних!

К D6K - классический век легенд о первых киевских кня-

ihnx: Олеге, Игоре, Ольге, Святославе, Владимире. Что ни

ичиость — то бренд. Созданный на века положительный

м ил ж • Былины с упоминанием этих князей, особенно Вла-



70


71


Особенности национального пиара

димира записывали еще в начале XX века. Имидж, которо­му 1000 лет! Вот это пиар%. Гнаод-в шею всех современных имиджмейкеров и спичрайтеров, как неумех и дармоедов... Илью Муромца на них напускать вместе с Соловьем-Раз­бойником!

Олег в жизни, или Помазав голову свежей кровью

Годы правления Олега определяют как 879-912. Он при­шел из Новгорода на Днепр, покорил Киев, назвав его «мать городов русских». Для этого, правда, ему пришлось убить ближних бояр Аскольда и Дира... Которых еще Рюрик по­слал завоевать Киев, а они город захватили, но для себя. Аскольд и Дир перерезали последних князей династии Ки-евичеш)#лег зарезал Аскольда и Дира.

Ему удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». По­том он подминал под себя славянские племена, подчиняв­шиеся Киеву. Потом — покорял не подчинявшихся. В конце Олег совершил ряд удачных походов в сопредельные госу­дарства. В общем, натуральный разбойник.

Нравы у норманнов были разбойничьи. О нравах и обы­чаях этого племени рассказывал французский хронист из Нормандии: «Они сначала совершали жертвоприношения в честь своего бога Тора. Ему жертвуют не скот или ка­кое-нибудь животное, не дары отца Вакха или Цереры, но человеческую кровь. Поэтому жрец по жребию назначает людей для жертвы. Особым приемом у каждого, на кото­рого пал жребий, выбивают мозг, сваливают на землю и, перевернув его, отыскивают сердечную железу, то есть вену. Извлекши из него всю кровь, они, согласно своему обычаю, смазывают ею свои головы и быстро развертыва-

72


Князи не без грязи

■щаруса своих судов». Вот такой народец захватил Киев, главой народца был Олег.

¥ Представления же — а точнее, понятия русских варягов Ьрошо передают пункты договоров с Византией 907 и 911 |0лов. Вполне варяжские, то есть бандитские. Как будто об лтом договорились на каком-то «сходняке»: «Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Руси-пи, и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то |(Шин украденной вещи может убить его, не подвергаясь Мысканию, и возьмет свое обратно; Ми должен только связать вора, ко-фирый без сопротивления отдается 1му в руки. Если Русин или Христиа-

н м, под видом обыска, войдет в чей

)М и силою возьмет там чужое вме-

Ь своего, да заплатит втрое». Та-

й вот Основной закон. Он же Уго-

HI i ы й, Процессуальный и Граждан­ки кодекс. Л Главный Пахан всех варягов —

ликии князь и толковый во­енный тактик. Захватив ини-

РЙунг Хельг, он же князь Олег, если СВЯТОСЛАВ (?-972) - ве- ■0-русски.

i В наше время такой же пиар разве

1 *■ * циативу в вооруженном кон-
МГИ у ОДНОГО человека: у Грузина ПО фЛИКТе, Святослав опера-
ИМИЛИИ ДжугаШВИЛИ, КОТОрЫЙ ВО- ™вно развивал наступление

щгл 0 историю как Сталин. Та же за- " этим добивался успеха.

х. Нам, прагматикам АЛ1 века,

■ИОМбрНОСТЬ: был ОН ИЗНачаЛЬНО трудНо представить, что на

|0феССИОНаЛЬНЫМ УГОЛОВНИКОМ И войне или в бизнесе можно

IПпбил банки. А в историю вошел как вессебя как"то п°-аруг°-

му. А для того времени, ког-urnии государственный деятель. да невысказанной, но под-

И IITCpeCHO, ЧТО ДО СИХ ПОр не Очень разумевавшейся целью лю-

 

ЦМйТНО, был ОДИН Олег В ИСТОРИИ, бой войны был немедленный

s грабеж обозов противника,

Ш ПОД этим именем объединили не- это стало необычной нова.
1ИЛ1.КО человек. цией

73


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



 
 


Вот что почти наверняка: не говорил он ничего про Киев, что «сей есть мать городов русских». Потому что столицы у него, разбойничьего вожака, еще не было. После победо­носного похода на Византию во главе многих славянских племен великий князь Олег вернулся почему-то не в Киев, а в Новгород, оттуда отправился в Ладогу... В Адельгьюборг скандинавов.

Так что насчет Киева - явный летописный пиар, созда­ние имиджа и Олегу, и городу.

Васнецов В. М. (1848-1926). Богатыри (фрагмент)

Такой же пиар - и необычная, романтическая смерть Олега. Вот только суть этого пиара сильно изменилась с ходом времени.


Князь по полю едет на верном коне

11осле своих великих дел Олег как-то незаметно исчеза-

I Его могилы указывали в самых разных местах — и в Ста-

iitit Ладоге, и под Киевом. Есть версии и про могилу в Скан-

Л1Ш.1НИИ... Вероятно, и правда именем Олега называют не-

ННпльких князей.

И говорят, что Олегу предсказали: погибнет он от своего •ими. Не стал Олег на нем ездить и долго далее не вспоми-irtA... Через 5 лет ему докладывают: умер конь! Вернее, сдох... 1ЛИ - околел? Не знаю точно, плохо разбираюсь в конях. I Олег «посмеялся и укорил кудесника-предсказателя, ска- 1йм: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а I жив». И приехал на то место, где лежали кости и череп ниш, опять посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть Миг принять?». Ступил он ногою на череп... а дальше сказа­ми у Пушкина:

Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

V Высоцкого эта же история описана даже более дина­мично:

Злая гадюка кусила его,

И принял он смерть от коня своего!!!

Но и Высоцкий не достиг гениальной лаконичности ле-

i.... и ц.1 середины XI века: «Другие же поют в сказаниях,

и» шел он за море... и уклюну змия в ногу, и с того умре».

Кнкое яркое слово - «уклюнула»! Жаль, что оно совер- а нна вышло из обихода. Так и видится то неуловимое дви-



74


75


Особенности национального пиара

жение, которым наша русская змея расправилась с рыже­бородым скандинавским разбойником.

То, что «гробовая змея» <ррлюнула» нашего героя, как бы отрицает его дар прозорливости: какой же он «вещий», если такой ерунды не предусмотрел.

Но для легенды логика - вещь лишняя. Во-первых, такой трагический конец окончательно придавал всей истории с Олегом героическое звучание. Образ героя полировался до блеска, как его начищенный перед боем шлем.

В XX веке образ политических деятелей СССР полиро­вали десятки, сотни специальных идеологических работни­ков. В «демократических» странах вокруг любого канди­дата в президенты или партийного бонзы кормятся десят­ки специалистов-имиджмейкеров.

А результаты по крайней мере не выше, чем у наших да­леких предков.

Вот, у норманнов конь был священным животным. Хельг -это в переводе и значит по одним версиям Конь, по другим конкретнее — Жеребец. И змеям язычники поклонялись. Пер­вый, языческий пиар Хельга-Олега, еще до летописей, был та­ков: вещего князя погубило священное животное, в честь ко­торого он был назван. И священная же змея взяла его, чтобы он дальше жил уже с богами.

Христианин-летописец отметил: о том поют в сказани­ях. Но для него смерть Олега уже не была священным ак­том, особым признаком благоволения богов.

«Зато» внезапная смерть объясняла исчезновение пред­водителя варягов с русской исторической сцены. Был чело­век - и нет его.

Наконец, и это более тонко, легенда привязывала Оле­га к Киеву. Кости злополучного коня находились где-то в шаговой доступности от княжьей столицы, а значит, ни­куда князь не девался, а все время сидел на «златомшре-столе».

76


Князи не без грязи

(Современному человеку, чтобы понять смысл Олеговой

ptf рти, уже приходится учить историю и мифологию. Но

и мл романтичная, необычная история хранится в веках, и

|-то знают, как кончил жизнь Вещий Олег... Опять пост-

_Ш1±Ш в 1000 лет!

Вещий Олег

•Вещий... Это, наверное, такой очень умный. Так объяс­ни >т слово «вещий» в современных школах, когда учат сти-КРВОрение Пушкина. А ведь для язычника Вещий — значи-I ведун. «Знающий». Волшебник. Колдун. Ясновидящий. М УЛрец. Видящий то, что от других скрыто.

Васнецов В. М. (1848-1926). Богатырь 77


Особенности национального пиара

Об этом и в летописях написано. Когда греки заключали с русичами договор, поднесли они князю Олегу вина... А тот не стал пить! Сразу понял, что вино отравлено!

Сам по себе сюжет с отравленным вином, который дал Олегу гордое имя «Вещего» - вполне в европейской традиции. Вспомним хотя бы развязку «Гамлета», бес­смертной трагедии Шекспира. Другое дело, трудно пред­положить, что хитроумные греки-византийцы могли так глупо и откровенно, на глазах всей его воинственной ва­таги травить конунга. Искусство отравления в Византии давно было поставлено на поток, травили греки тайно и умело.

Скорее всего, недалекие викинги могли в ритуалах враж­дебной им цивилизации увидеть такой подтекст... Князь Олег вылил «отравленное» вино, - и немедленно викинги воспели данную богами мудрость своего вождя. Поздней­шим хронистам оставалось только использовать песню, сло­женную в долгих морских путешествиях на ладьях, в каче­стве достоверного исторического источника. Основатель державы просто обязан быть не только смел, но и мудр, Доказательства? Пожалуйста. Ведь не выпил же отравлен­ного (?) вина. Значит - вещий.

Турусы на колесах

А какой прекрасный рассказ о поставленных на коле­са кораблях. Это же настоящие танки первого тысячеле­тия! Легенда гласит, что повелел Олег своим воинам сде­лать колеса и поставить на колеса корабли. И когда по­дул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».


Князи не без грязи

Р Изначально, в Первую мировую, танки использовались §Поле боя прежде всего как психологическое оружие, солдат в окопах сбивались прицелы и подгибались колен-Впри виде ползущей на позиции горы стали.! Так, наверное, подкосились бы колени и у греков, ле­нда права... Но греки, подробно описав нападение рус-ких на Византию и Константинополь, «почему-то» не за-■ТИли этих кораблей с приделанными к ним колесами. ИШически сделать такой колесный корабль можно ыло... На волоках по пути из варяг в греки ладьи часто Ь|вили на колеса. Возможно, была мечта «плавать по fcy», идти в бой и на суше, как на море. Вот только дале-№ ЛИ ушел бы такой корабль на колесах по бездорожью? ^•М более по пересеченной местности (а в Византии она ' и пересеченная)?

1 Наверное, легенда родилась именно из практики пере-рскивания ладей на волоках, и из какого-то яркого образа еще одной песне. «Твои корабли могут бороздить и море, §ушу», - пел, предположим, уподобляясь акыну, рыже­бородый викинг. Имел он в виду волоки на водоразделах и) обход днегфовских порогов, но по прошествии лет все формилось в еще одно доказательство хитроумия Олега. 4 Какой великолепный образ эти корабли, бегущие под па-IfCHMK на колесах! Их и в детских книжках рисуют, и в сти-|1Х описывают... Пиар... пиар... Но какой умный, какой та-шнтли вый пиар! Аналогия та же самая... Судя по всему, не разрабатывал МЛин особой космической программы. Не было загадоч-iwx «космонавтов Сталина», не планировался большеви­ки десант на Марс, как в «Аэлите» Алексея Толстого, не Стопились к высадке в Америке через космос...

Думаю, у Гитлера не было прямой связи с Шамбалой, а

иЛгтские монахи никогда не консультировали Гиммлера

^Основам геополитики. Не было никакого сверхсекрет-



78


79


Особенности наШрнального пиара


Князи не без грязи



ного чудо-оружия у немцев в 45-м, и летающую тарелку они не запускали.

Но даже смутные слухи о каком-то сверхоружии или вла* дении особым, сокровенным знанием всегда делали и дела-ют любого грозного властелина еще более грозным.

«Щиты набивать на ворота»

Однако вершиной мифотворчества Олега стал прибитый на воротах Царьграда щит... Полная аналогия с тем, как если бы подмосковный рэкетир повесил свой портрет с номером мобильного при входе в поместье опекаемого им коммер­санта.

Кстати говоря, щит на воротах и правда прибили: моЛ| мы еще вернемся. После отъезда войска Олега греки быст­ренько сорвали щит и выбросили... но в отличие от кораб­лей на колесах, о нем-то, о щите, они хорошо знали.

Мы ничего не знаем об обычае варягов или славян при­бивать свой щит на воротах захваченного или сдавшегося города. Олег был первым и как будто единственным, кто набивал на воротах щиты. И потому Олега надо считать истинным гением пиара. Он совершил специальное пиар­ное действие, создал красочный образ... Этот легендарный, песенный образ перекочевал в устные сказания, потом I письменные источники, а затем и в наше подсознание. Мо­лодец...

Историческая правда нас в данном случае совершенно не интересует, этот символ воспринимается исключительно на эмоциональном уровне. В старину умели делать PR на со­весть. Легендарный Олег этим прибитием щита заложил на века внешнеполитическую доктрину нашего присутствия на Балканах и - шире - в Европе. А вернуться в Стамбул сей­час очень просто. Покупаешь недорогой тур — и...


Реальный Олег, пиар и постпиар

Выступая как объект PR, Олег, этот шведский или нор-Иг жский конунг, превратился из заурядного искателя при­ключений и наживы в основателя державы и собирателя русских земель. И так, наверное, для нашего современного ^русского духа» и лучше будет.

[ Легендарный Олег имеет такое же право на существова­ние, как и реальный. Военные успехи были несомненны, ■ужен был создатель государства - и он был получен бла­годаря творческому осмыслению варяжских саг.

i Все сказанное выше и есть его постпиар. Тысяча лет про­шла - а его помнят. У Олега очень сильный постпиар.

Неудачный пиарщик князь Игорь

У князя Игоря (годы правления щ 912-945) постпиар на­много слабее Олегова... Какой-то он весь был неудачливый. Дошел в поход на Византию - греки сожгли его корабли ^Трашным греческим огнем. Каждая капля этого чудовищ­ного зелья прожигала человека насквозь, войско погибло.» В 945 году пошел Игорь собирать дань - собрал мало. Дружина жалуется - у других сборщиков больше... Игорь ■•рнулся к племени древлян еще раз, с малой дружиной

Существование «греческого огня» не доказано, состав этого на-Пвлма древности неизвестен, исследователи вообще сильно сомнева­ются, что такое «вандерваффе» у греков было. При этом в источниках йот самый огонь упоминается регулярно. Возможно, перед нами при­мер древнегреческого пиара типа чудо-оружия Гитлера, о котором мы бцоминали чуть выше. В реальности же были у греков какие-то огнеме­ты, опустошения на полностью деревянных флотах противника они производили страшенные, и легенда о «греческом огне» жила и здрав­ствовала.



80


81


Особенности национального пиара

(чтобы на малое число людей боль­ше досталось).

ИГОРЬ (7-945) - первый Рюрикович был еще полуле­гендарным правителем. Лето­писи никак не могут опреде­литься с годом его рождения, называя 861, 864, 865 и 875. В «Повести временных лет» сказано, что в 879 году Игорь был маленьким ребенком. А если верить «Новгородс­кой летописи», через 3 года, при захвате Киева, он был зрелым мужчиной. Зато с го­дом его жуткой смерти ясно­сти, увы, гораздо больше

Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне, выйдя из города Искоростеня (сегодня - Коро-стень в Житомирской области на Ук­раине), перебили дружинников Иго­ря. Самого же Игоря «...они, привя­зав сего несчастного князя к двум де­ревам, разорвали надвое».

Сам способ казни - очень в духе язычников: как бы сама природа каз­нила князя, нарушившего неписан-ные законы, захотевшего взять вто­рую и третью дань.

Очень в духе язычников и дальней­шие действия: раз мы отняли у кня­гини плохого мужа, дадим ей хоро­шего. Действие дикое даже по понятиям современных брат­ков, но для X века вполне понятное каждому.

Если верить летописям, древляне послали лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге. И сказали ей древ­ляне: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что бе­регут Деревскую землю, пойди замуж за князя нашего, за Мала».

«Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому», - на вся­кий случай уточняет тут «Повесть временных лет».

1 Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2008.


Князи не без грязи

I И вот тут на сцену выходит княгиня Хельга-Ольга. Дочь Юревозчика под Псковом, которую присмотрел в жены Иго-|»и» Вещийфлег. Конечно же, выбор Вещего князя был пра-Ьльный! И, конечно же, дочерью перевозчика она стала вдько во враждебных Киеву новгородских летописях1... На ймом деле, Ольга была, естественно, из аристократов - знат­ной псковитянкой.

Месть Ольги в легендах,

в реальности и в PR.

Страшна разъяренная женщина

|Ц(Сложная ситуация, в которой оказалась Ольга после ^Мерти князя Игоря, заставила ее быть хитрой, изворотли­вой, отважной и даже жестокой, - пишет историк Людмила Морозова в своей книге "Великие и неизвестные женщины Древней Руси"2. - Ведь ей приходилось защищать не только

ip.nta на власть свои и сына, но и жизнь обоих. Победитель

Иждоусщицы непременно расправился бы с ними».

> То есть все ее жестокие каверзы, о которых речь чуть киже и которые приобрели со временем вид легендарный,

М княгйщй были пиар-мероприятиями самого насущного йода. Это был ее кризисный пиар!

i Учитесь, специалисты, предлагающие за большие деньги fcnep-планы по спасению репутации какой-нибудь влипшей h нехорошую историю компании.

' В общем, как свидетельствует летопись, сказала Ольга

(йланникам Мала: «Любезна мне речь ваша, мужа моего

Ребята повторялись: теперь Кий у них стал перевозчиком, Ольга -ичерыо перевозчика... Нехорошо-с. **Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси.,! Астрель, 2009.



82


83


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



 
 

МАЛ (по другим источни­кам Нискин, Нискиня - че­ловек маленького роста,?-946) - древлянский князь. Упоминается в «Повести временных лет» как вождь древлян, восставших против поборов великого князя Игоря. «Мал да удал» — это про него сказано. Был каз­нен по приказу Ольги

мне уже не воскресить; но хочу воз­дать вам завтра честь перед людьми своими; утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье». Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе. На сле­дующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, они лее отвечали как им было сказано. Киевляне по­несли их в ладье. Они же сидели, ве­личаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах.

Тщеславие, одним словом, страш­ная вещь. Всегда и во все времена... И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ла­дьей в яму. И склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

Но это еще только начало! Зверски убив послов, Ольга послала к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня про­сите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Когда же «лучшие» древляне пришли, Ольга прика­зала приготовить баню: «Вымывшись, придите ко мне».. И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от две­рей, и тут сгорели все. И это не все!!!

Ольга опять послала к древлянам, на этот раз со слова­ми: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе,


1'Дг убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю Тризну по своем муже». Древляне свезли множество меда и Шпарили его (то есть наварили медовухи). Ольга же, взяв с робою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям сво­им насыпать высокий холм могильный, и когда насыпали, Приказала совершать тризну. После того сели древляне пить ип упокой Игоря, и спрашивают Ольгу: «Где дружина наша, Которую послали за тобой?». Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне,

рдела дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга ■рнулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

^Тут сразу скажем: ничего подобного не было, потому что иг моело быть никогда. Древлянская земля очень близко под­водила с северо-востока к Киеву (один-два дня пути). Уже игриое убийство послов было тем шилом, которого не ута­ишь на тако|вмаленькой территории. Тем более всенародное Южжение крупного посольства в центре столицы никак не могло остаться тайным. Древляне тут выступают как люди неправдоподобно тупые - но у них вообще имидж такой. Ни f Итогов носить, ни думать совершенно не способны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: