Ввелвжмимкрский филиал 5 страница

Эта невероятная история нужна летописцу, чтобы эпи­чески, фольклорно описать страшную месть Ольги за мужа.

! Опять же - для нас в ее действиях есть много чрезмерно­го, лишшго. Для язычника было бы странно, почему Ольга отказывает Малу... Действительно - Игоря уже не вернешь, 1*Тут ей нового мужа дают...

Для христианки верность мужу - похвальна. Автор ле-

Ьиси - недавний язычник, но уже христианин. Он и звер-

«Для автора Начального свода, писавшего во второй половине И,, время правления Ольги было не таким уж далеким прошлым -и. 11 ч то 100 лет назад, — пишет Людмила Морозова. — В молодости он иже мог быть знаком с людьми из окружения княгини».



84


85


Особенности национального пиара

ство Ольги подчеркивает, и ее верность одновременно. На современников, таких лее полуязычников, создаваемый им имидж Ольги действовал сильнее всего.

О тогдашних нравах, по-моему, лучше всего свидетель­ствует такой факт. Часть историков отказывала Ольге в самом существовании в качестве правительницы Руси по той простой причине, что покойных князей якобы погребали вместе с супругами. Если ее похоронили вместе с Игорем (предварительно умертвив), то как она могла натворить та­ких дел, как описано выше?

Но потом ученые выяснили, что с князьями хоронили не жен, а рабынь. Может, правда, и любимых. Выяснили просто: на женских скелетах в княжеских могилах укра­шения куда как попроще, победнее, чем в захоронениях знатных женщин. Такие вот дела, как говорил Курт Вон­негут.

Дальше Ольга действует уже не как оскорбленная вдова, а как государственный деятель. В 946 году Ольга во главе войска идет на Древлянскую землю. С ней - маленький, пя­тилетний Святослав. Он сам сидит на коне... Князь (не кня­гиня!) должен начать битву.

Святослав бросил копьем в древлян. Он еще маленький, копье упало между ушей коня и ударило его по ногам. Опять же - безошибочный, просто гениальный пиарный ход!

Святослав действует как племенной вождь, по законам племени. Но одновременно он ребенок, невольно пробуж­дающий отеческие чувства: маленький... рано ему...

Дружина ударила на древлян и погнала их. Древляне за­творились в своих городах. Ольга же вместе с сыном год осаждала столицу древлян, Искоростень...

Опять в повествование вторгается фольклорная, эпичес­кая история. Поняв, что города не взять, Ольга стала уве­рять древлян, что уже сыта местью. Что она хочет взять с


Князи не без грязи

НИХ только легкую, символическую дань: от каждого двора им три голубя да по три воробья.

Получив птичек, Ольга велела прикрепить к их лапкам f рут... И когда стало смеркаться, велела зажечь этот трут и ■Спустить птиц. Птицы полетели домой, в гнезда, и зажгли |ород. Пылало все: голубятни, клети, сараи, сеновалы. Не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как Вризу загорелись все дворы.

Древляне побежали из города, а дальше понятно: одних убили, других взяли в рабство. Оставшиеся раз и навсегда цпияли, что пора платить дань и не убивать даже самых вредных князей.

А Ольга пошла вместе с сыном и с дружиной по всей Древ-мнекой земле, устанавливая дани и налоги...

Коварство и жестокость героини только импонировали Нйшим варварским предкам, внушая им представление о не­победимости и, как это ни странно, мудрости Ольги и всего it рода. Все эти ужасы наглядно демонстрировали русским

 

[ Века стабильность утвердившейся монархии. В древних ■ОСударствах лояльность часто вызывается крайними фор-мнми жестокости.

Да разве только в древних?

ьЗ том-то и дело, что сказание о мести - не только исто­рия в духе родоплеменного общества. Это первое целенап-рн пленное (первоначально, вероятно, устное) сказание о риле Киева. В духе историй, которые цари Древнего Восто­ке любили высекать на скалах: «Я сжег тысячу городов... И убил тысячу тысяч людей....»

I, Свою вроде бы личную, семейную месть древлянам Оль-i и осуществила как ГОСУДАРСТВЕННЫЙ акт.

«Потому, наверное, страшную историю мести приняли и христиане. Всего через полтора столетия время прав-

\ с«11 и я княгини Ольги и ее сына Святослава воспринима­лось как некий политический идеал. Эта жестокая жен-



86


87


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



щина, которой летопись присваивает необыкновенное двуличие, хитрость, злобу, казалась Фогда эталоном спра­ведливости!

«Включение сказания в летопись при внуке Ольги Вла­димире показывает ценность его для официального госу­дарственного летописания», — считает Рыбаков.

Ольга правила княжеством в 945-957 годах. Она стала первой женщиной во главе Руси. У славян вдовы пользова­лись гражданской самостоятельностью, и вообще положе­ние женщины было лучше, чем у других европейских наро­дов.

Летописец считает ее «умнейшей из людей», и приписы­вает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде остав­ляла по себе добрую память.

Для летописцев важна не сама Ольга... Княгиня высту­пает объектом PR, как носитель определенной суммы идей, а ее самостоятельная роль не ясна, да и пожалуй, не важна.

Манифест монархии

Как и Олег, Ольга выглядит в сказании о мести крупным деятелем PR. Все совершаемые ею, согласно летописи, ко­варства и злодейства содержат четкую общественную ком­муникацию.

Первое. Власть принадлежит Киеву. Точка.

Второе. Киев требует экономического подчинения. Всех. Без условий.

Третье. Неподчинение карается жестоко. Даже на общем фоне эпохи.

Четвертое. Кара сюзерена над непокорным вассалом не­отвратима.

Итого: перед нами первый монархический манифест.


Ольга и Константин. Что это было? НесШтоявшийся инцест

Летопись гласит, что в 955 году княгиня Ольга отпра-. |йлпсь в Греческую землю и пришла к Царьграду. Есть две (гргии того, что

ОЛЬГА (христи­анское имя — Еле­на, ок. 920-969),- возможно, была не славянкой,а про­исходила из ва­ряжского рода - и тогда ее имя надо читать как Хельга. Впрочем, какая разница? В любом случае, Ольга как первая наша пра­вительница-хрис­тианка причислена русской церковью к лику равноапос­тольных святых. А уж как наша «славянка» попро­щалась с мужем Игорем! Таких победно-минорных маршей не много было на­писано в нотной тетради мировой истории

шло дальше... Обе мни летописные. По 1Д1ЮЙ, посольство Ольги стоялов рей-Дг больше полуго-Дй... Почему?! А по-кму, что христиан­ский император не |отол принимать Ьычницу. И тогда Ольга захотела кре­ститься... 1> По другой версии, иг успел увидеть Ольгу император Константин Багряно­родный, как заявил: ■Достойна ты цар-■Цовать с нами в сто-4 1 in- пашей». рОиа же, пораз-■Мслив, ответила цмрю: «Я язычница; #1*ли,!хочешь крес-

MIп. меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». (На Ишвнерусском это звучит изумительно: «Аз погана есмь. Д(| аще мя хощеши крестити, то крести мя сам. Аще ли ин, to не крещюш».)



88


89


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



КОНСТАНТИН I Великий (ок. 272-337) - Щ терью его была простая женщина по имени Елв«| на, дочь хозяина гостиницы. С именами Констан! тина и Елены связан поворот к признанию Рим ской империей христианства. В православии Константин канонизирован как равноапостоль^ ный святой, в католичестве — к лику святых HI причислен. Причины этого ясны. Именно город Константина - Константинополь — стал центром Восточной Римской (Византийской) империи просуществовавшей до 1453 года, оплотом при» вославия и основным идеологическим противо»! весом и конкурентом Римской католической Цвр1 кви

Тогда император и патриарх ее крестили. Церковь дала Ольге христианское имя Елена, по матери Константина, и она стала духовной дочерью Императора.

После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взяты тебя в жены». (Жтописец не знал или игнорировал тот фактя что базилевс был давно женат и принимал гостью из Киева вместе с женой - Константин оставил об этом собственно-! ручные записки). Она же ответила: «Как ты хочешь взять i меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у хрио тиан не разрешается это - ты сам знаешь». Все верно! Кре­стный отец по церковным порядкам не может жениться на своей крестнице. И сказал ей тогда император: «Перехит-1 рила ты меня, Ольга».

Если верить летописи, император Константин дал Ольге многочисленные дары - золото, и серебро, и дорогие тка­ни, и драгоценные сосуды. Когда же Ольга вернулась в Киев, прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и вой- I нов в помощь».

Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в пригородах Киева, как я стояла в пригородах Царь-


Гридв в ожидании, пока ты меня примешь, то тогда дам тебе

hit, что обещала)». И отпустила послов с этими словами.

; В реальности, похоже, именно с Ольги при русском дворе

рииился обычай одаривать гостей богатыми подарками -И'о было подсмотрено ей в Византии. Как и демонстрация |мн коши, в которой живет правитель, ради того, чтобы по­мнить свое превосходство. Вернувшись в Киев, она постро-

Щ себе каменный дворец с мраморными полами, фреска­ми, мозаиками. Непритязательная одежда славян тогда же

Ьупила место парче и шелку, в которые стали рядиться рус-|КИ6 придворные.

I Ну а забавная легенда доходчиво объясняет, что Ольга Лила мудрейшим человеком своего времени. Ну, или хит-

ЙЙшей женщиной. «Перехитрила ты меня, Ольга», - здесь ключевые слова.

fСлава Ольги как умной и хитрой очень важна для лето-рИсцев. Наверное, Ольга была очень популярна.

В XX веке многие политики хотели бы иметь такой же ■Мидж.

И Уинстон Черчилль, и Франклин Рузвельт, и Маргарет Тетчер тратили немало сил и денег, чтобы создать некий иириант образа «вещего» правителя. Того или той, кто мо­жет всех обмануть. А у них это не получилось! Ни у кого. Троцкий в СССР тоже тратил громадные усилия, чтобы предстать пред современниками и потомками сверхумным и самым хитрым. Много ли преуспел? Остался в историчес­кой памяти высокомерным и упертым...

i Вот у Сталина, пожалуй, получилось! Он остался в памя­ти как тот, кто всех сумел обвести вокруг пальца: и соперни-iu tii среди других большевиков, и конкурентов, и «наших доб­лестных союзников». Что за «хитростями» Сталина стоял Неправдоподобно огромный властный ресурс, забывается. Что он был хитрый, всех обманывал, все у него плясали под що дудку - это помнится, даже преувеличивается.



90


91


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



Политику очень важно представать умным, мудрым и хитрым. В его облике эти качества сливаются и кажутся ис* ключительными.

И Ольга - самый успешныйшолитический деятель Древ­ней Руси в этом смысле. Ее имидж умной и коварной пере­жил века.

Что не срослось?

А ведь и правда умная женщина! На первый взгляд, ну что мешало выйти замуж за Константина?! (Ну, кроме того, что он был женат ©. Ситуация, увы, слишком хорошо зна! комая очень многим дамам ©. Однако, как вы понимаете^ мы следуем логике летописца). И собой хорош, и умен, I император, и Византия - величайшая и богатейшая страна тогдашнего мира... Только зачем нужен был Руси этот ди* настический брак? Русь вошла бы в состав Византии, не ус­пев сделаться самостоятельным государством. Вот Визан­тии этот союз очень выгоден: могучее славянское государ­ство усилило бы ее богатствами и землями, помогло бы в вечной войне с кочевниками.

Русь проигрывает, Византия однозначно выигрывает. По­тому ведь именно Константин ищет этого брака...

И Хельга-Ольга, варварка, дикая женщина с периферии тогдашней цивилизации, выигрывает дипломатическую ду­эль! И с кем: с императором Византии! Господином страны, прославившейся как раз умением вести переговоры, врать, стравливать, возвышать и «опускать» окружающие ее стра­ны.

Ольга... В ту эпоху для заключения династических бра­ков в гости к жениху ехала невеста. В нашем случае - Оль­га. Однако инициатором брака выступил, согласно лето­писи, Константин. А она ему отказала... То есть проиграв-

92


If Й и этих сложных и не достигших успеха переговорах

нршндется Византия. Русь лее в лице великой княгини со-

Цияет инициативу. То есть ничего не получилось не по-

iM v, что не смогли договориться, а потому, что мы не за-

(ИНС'ЛИ.

[Всякий язычник, крестившийся в Византии, становился

л к бы «духовным сыном» крестного отца. Лицом подчи-

 

ччпii.im, и его страна тоже должна была подчиниться, при-

01ШТ|| зависимость. В своих записках «О церемониях визан-

Иского двора» Константин Багрянородный уже называл

i мпковыристым словечком «архонтисса» - то есть прави-

|дьница зависимой от Византии области. А Ольга прово-

мп новую PR-акцию... Пропустить мы ее никак не можем -

|Т0 первый случай на Руси, когда доподлинно известен ав-

tiip креатива.

№ерез два года после истории в Константинополе Ольга, 441 гласно западноевропейским источникам, направила по-0ЛОВ к германскому императору Оттону I с просьбой при-рлить епископа и священников. Русь принимает католиче-Ггно. К нам отправился заранее посвященный в епископы Руси монах Адальберт.

* Правда, уже в 962 году он, не сумев преуспеть ни в чем, игриулся назад. На обратном пути из Киева некоторые из «я|ч» спутников были убиты, а сам Адальберт с большим тру­дом спасся. Дальнейшая судьба первого «епископа Руси» Неизвестна.

^Никакого католичества Русь, конечно, не принимала, но Л^монстрацию произвела. Византия получила от Ольги урок: вы не одни такие. Вполне по-женски, не правда ли? Не выйдя замуж за одного «видного» жениха, тут же зая­вить публично, что, мол, «сама его не захотела», но всякие Ценности и его подарки оставить при этом у себя. В счет, Так сказать, моральной компенсации. И тут же начать за­игрывать с другими «потенциальными партнерами»...

93


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



Личные женские обиды, личные счеты, ревность^ страсть? Более чем вероятно, но не только. Ольга жесткв вела свою партию. Возможно, союз двух держав - Второ* го и будущего Третьего Рима - не состоялся из-за того{ что Ольга требовала, чтобы церковь на Руси была болв! самостоятельна...

И вела пиарную кампанию, которая и сегодня читаете^ как увлекательный детектив.

Я давно чувствовал, что Ольга мне кого-то напоминает^ кого-то из русской истории. И как-то, перечитав еще pad эти главки про нее перед сдачей в окончательную редактуч ру, наконец понял. Конечно, Екатерину II! Придя к верхом ной власти через супружество с каким-то историческим замухрышкой, одна стала Великой, а другая - РавноапосЧ тольной. И по заслугам.

Постпиар Ольги

Логически рассуждая, Ольга должна была бы стать ико­ной всех феминисток. Во всяком случае, российских. Взять и бросить полную ладью мужиков в яму. И закопать. К со­жалению (а может, в данном случае и к счастью), наши дамы - постоянные читательницы «Cosmopolitan» и «Sex & the City» - плохо знают отечественную историю.

Если же говорить серьезно, тот факт, что второй пра­вительницей Руси была женщина, на удивление плохо ос­воен общественным сознанием. Нам до сих пор дико пред­ставить, что представительница слабого пола могла бы стать президентом России. Или президентшей? А между тем такой опыт был в самом начале нашей государствен­ности.

Ольгу, несомненно, вфомнят ~ в момент, когда также по­надобится и Екатерине Великая. Произойдет это, как толь-


| кнндидатом в российские президенты станет первая жен­щина. Постпиар княгини Ольги имеет отложенный харак-рр, Но теперь уже не надолго.

Тик что правильнее здесь говорить не только о постпиа-L но и о предпиаре ©.

Имидж Святослава

ш Святослав начал править еще при Ольге. После ее смер-м сидел на престоле до 972 года. Пиар Святослава име-I свою прелесть - ходил князь в простой рубахе, без (игитых одежд и украшений. Жил одной жизнью с Дру­ниной, спал на голой земле, не брал в походы котлов и ел игченое в костре мясо. Демократ? Скорее племенной |0ждь.

■ Сохранилась легенда, что как-то Святослав сказал Оль­ге: «Что же я за князь, если меня не признают и в простой Посконной рубахе?» Наверное, так мог бы сказать и Иосиф Ниссарионович Сталин. Лично как бы неприхотливый на публике, он ходил в как бы простой шинели, сапогах и по­лувоенном френче.

Не зря же при нем племенное слово «вождь» стало та­ким значимым. Именно вождем хотел он быть... и преуспел и атом желании. Имидж нарочитой простоты важен как раз дли народного вождя...

Не могу тут не вспомнить одного из ближайших сорат­ников-заместителей венесуэльского Президента Уго Ча-нста. Даже на фоне своего предельно «доступного и на­родного» шефа он казался чем-то совершенно нереальным ДЛЯ современного политика: ездил по всем саммитам в Аме­рике и Европе исключительно в одном и том же свитере, К нем и в самолете сидел, и с президентами встречался. А что? Народный любимец. Выдвиженец и соратник само-



94


95


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



го что ни на есть народного вождя венесуэльских трудя* щихся. У го1.

Имидж; Святослава с бритой головой, длинным чубом И длинными усами тоже пережил века, войдя в детские и 1 популярные книжки.

Святолцлав-геополитик

Святослав закончил завоевание древнерусских племеН| «Примучил» даже вятичей, живших в глухих лесах. Вятичи престали платить дань Хазарии, и стали платить дань Кие* ву. Сам же Хазарский каганат Святослав сокрушил так, что он никогда не возродился.

И это еще не все! Святослав пошел на юг, и завоевал Бол* гарию буквально под носом у Византии. Византийцев ом тоже бил не раз.

В лето 969 года сказал Святослав матери своей Ольге и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моеЙ^ туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото» дорогие ткани, вина, различные плоды, из Чехии и из Вен» грии - серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мед и рабы».

Впервые в русской истории обозначен такой мощный пи­аровский ход, как перенос столицы. Ведь там, где прави­тель, там и столица, не правда ли? А Святослав осел в ук­репленном городке в устье Дуная — так же, как много веков спустя Петр обосновался в устье Невы. И так же, как у Пет»

1 Отметим, что поношенный свитер работает не всегда. Не помог ОН казаться близким простому человеку профессору и бывшему мэру Мос­квы Гавриилу Попову. Наверно, слишком умно и занудно он говорил по телевизору.


 
 

рн, ато было мощное движение к Западу, однозначное на-|№рение Руси-России доминировать в европейской полити­ке. То есть на тот момент - мировой. мТам серщина земли моей» — еще один слоган. На сей - для новой столицы. Значит, к западу от Дуная долж­но было лежать столько же русской земли, как и к востоку.)т(> претензия на совершенно другие границы государства, Никфшенно иную его форму... Точно так же, как у Петра, Оторый вовсе не собирался останавливаться на выходе к dnpio, а постепенно прибирал к рукам Польшу и восток тог­дашней Германии. рСожно предположить, что представления о таких пан-tpaneucKux планах приписаны великому князю, как отго-ц'ок «неких неведомых нам геополитических концепций. ■Пример, представления о прародине славян. Но вполне вероятно, что это было его собсшенное ре-ПИС, и тут уж он действительно выступает как субъект РК. О чем-то он договаривался с матерью своей Ольгой, иторая оставалась «на хозяйстве» в Киевской Руси, пока i Громил врагов на Востоке и Западе. О чем-то сама она, X вы помните, пыталась договориться с Византией... Святослав для того, чтобы сидеть на Дунае, готов был во­пить непрерывно. На Балканах чаши весов его успеха ко-млись годами. Иногда казалось, что он победил оконча-дын). О таком периоде повествует вполне традиционная

 
 
 

' 11 ранда, нашим треклятым другом Ричардом Пайпсом и в этом Ha­lf ИИ и Святослава было усмотрено лишь подтверждение своей нор-1ИНСК0Й теории. Мол, был Святослав норманном, по русски-то гово-Л 4" трудом, и на столицу Киев было ему плевать. Где заночевал, там и ■лини. Где разбил военный стан, там ему и «дорогая моя столица». У НИКАКОГО патриотизма у этих древних киевских князей. Продол-М СИЮ извращенную логику: Петр Великий тогда душой был, ясное ■ финн. Ишь куда со своим Питербурхом полез - в болота-то... (Мир А1Л0, чухонец!



96


 

г it in»• i ii Национального пиара


97


Особенности национального пиара

для PR X века легенда: легенда о признании Святослава им ператором Византии.

«Они виделись на берегу Дуная, - пишет об этом Карам* зин. - Император, окруженный златоносными всадниками» в блестящих латах, приехал на коне; Святослав - в ладии, м простой белой одежде и сам, гребя веслом. Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего ро«ста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имел груд| широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нов плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клоЛ волос, в знак его благородства; в ухе висела золотая серь» га, украшенная двумя жемчужинами и рубином. Импера-тор сошел с коня; Святослав сидел на скамье в ладии. Они говорили - и расстались друзьями»1.

Да-да... И Петр Великий был лично прост, неприхотлиВ| Его ассамблеи больше походили на пирушки ремесленник] ков, чем на торжественные царские обеды. Его дом в Пе­тербурге кажется домом частного лица в сравнении с Зим^ ним дворцом, с дворцами его сподвижников. А с владыка* ми Европы Петр тем не менее общался на равных и рас* ставался «друзьями». Видимо, чувствовалось в нем НЕ-! ЧТО...

А вот легенда совсем других времен... Рассказывают, что на Тегеранской конференции Уинстон Черчилль пытался остаться сидеть, когда в комнату вошел Иосиф Сталин. Ста­лин был в простом белом френче, без наград, и выглядел подчеркнуто просто. Но встретившись с его желтыми ры­сьими глазами^рерчилль встал. Скорее всего, это только легенда... Но какая!

И вообще имидж Иосифа Виссарионовича очень напо­минает имидж Святослава. Самая простая одежда (в ко­торой всякий должен увидеть в нем вождя)... Личная не-

1 Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2008.


Князи не без грязи

■рихотливость, простота быта... Грандиозные геополити­ческие планы...

Г Сталин любил Петра и считал его своим предшественни-Ьм не случайно. Но странно, что не Святослава ©. Может -Кскнем сказать такое о Вожде Народов! - базового обра­зования не хватало? В таком случае вы, дорогой читатель,

Лебедев К. В. (1852-1916). Встреча Святослава с императором Иоанном



98


99


Особенности национального пиара

уже более информированный человек, чем Иосиф Висса­рионович Сталин, правивший половиной мира.

В конце концов, Святослав потерял свое войско. Он вы­нужден был покинуть Дунай, а на пути в Киев его убили печенеги. Из его черепа печенежский князь велел сделать чашу - и из нее пил. Такой вот у героя получился посмерт­ный PR.

Впрочем, как зло шутят сами пиарщики, отрицательного паблисити не бывает. Отрицательный паблисити в PR - это только некролог. И Вещий Олег с его змеюкой, и воитель Святослав с чашей-черепом умудрились заработать положи­тельные PR-баллы в глазах потомков даже на своей смерти.

Креатив Святослава

По самым минимальным подсчетам, Святослав прошел походами за несколько лет 8000—8500 километров. Но без славословий жизнь воина пустовата - орденов в те времена | еще не придумали, и для великого князя знаки отличия за­меняли сложенные о его подвигах устные панегирики. Че-1 реда его блестящих побед порождала целый пласт дружин­ной поэзии - прославляющих его песен и сказаний.

Креатив со слоганами был создан неведомыми нам по­этами-воинами, на протяжении лет отточен исполнением на привалах и пирах, а затем перекочевал в письменные источ­ники - летописи. Эти песни тогда еще хорошо помнились -иначе невозможно объяснить то, что летописцами приве­дены целые речи Святослава.

В лето 971, - сообщает летопись, Ш выставили греки про­тив Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святос­лав на греков, и вышли те против русских. Когда же рус­ские увидели их - сильно испугались такого великого мно­жества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деть-


Князи не без грязи

 

• и, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не по­
сри мим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мерт-
hi.im не ведом позор. Если же побежим - позор нам будет.
Тик не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди
миг: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь ».
1 Ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои го-
Доны сложим».

►Это наша «Повесть временных

APT*. А вот византийский хронист

К нркв Лев Диакон так передает речь

Мнмтослава: «Проникнемся муже-

i i ним, которое завещали нам пред-

Mii вспомним о тощчто мощь россов

■О СИХ пор была несокрушимой, и бу-

U'M храбро сражаться за свою

 

•ми им.! Не пристало нам возвращать-

■К ihi родину, спасаясь бегстйЬм. Мы

Должны либо победить и остаться в ______

•йнммх, либо умереть со славой, со-

~ I ДИАКОН Лев (другое имя-

»РШИВ ПОДВИГИ, ДОСТОИНЫе ДОблеС- Ъшщ,до950-около 1000)-

IMMK Мужей!» византийский писатель. Со-

I Hi ЗИаЛ Певец В СТане руССКИХ ВО- временники считали его пло-
ИМОН, что сочиняет текст для школь- хим сталистом> хотя после

некоторых сегодняшних пи-ХреСТОМатиЙ! Все ЭТО ДаЛО Пра- сателей Диакон читается с

I вкадемику Рыбакову заявить: удовольствием. Его «Исто-

• Н ГИМЫХ ВОСТОрЖеННЫХ ТОНаХ При- рИ? В Х K™rax>> посвящена

L з событиям у5у—у/ь годов, на-

 

Юркого панегирика описано рус- писана частично на основа-

содержит описание походов русского князя Святослава на Балканы

Н И м ЛеТОПИСЦем КОрОТКОе КНЯЖение нии личных наблюдений и

Смнтослава Игоревича. Страницы, Итиященные этому князю, являют-^Й Ht Столько хроникой событий,

UAt»KO воспеванием доблести, рыцарства и мудрости мо-Аого князя, "славой", "хвалой" ему, где восхищение пре-Лйдиет над добросовестным описанием».



100


101


Особенности национального пиара


Князи не без грязи



...И образ великого воина Святослава, доблестного и не­прихотливого, живет через 1000 лет!

Слоганы, пережившие века

Но главная веха Святослава в области русского пиара Святослав был первым на Руси, кто придумал слоганы.

«Иду на вы», «Не посрамим земли Русской», «Мертвые сраму не имут», «Встанем крепко» — все эти устойчивые сло­восочетания впервые прозвучали из уст бравого рубаки и неугомонного путешественника. Вообще, чем ближе к на­шему времени, тем выше степень персонификации присут­ствующих в нашем исследовании исторических деятелей^ Тем больше деталей, придающих их княжескому статусу человеческий облик. Вот уже историческая фигура загово­рила...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: