Десять слов, которые потрясли мир 2 страница


ЧЕНСЛЕР (?-1556). Английский купец, мореп­лаватель, побывавший при дворе Ивана IV Гроз­ного. Оставил вполне благожелательные - что вообще характерно для людей успешных - за­метки о России. Некоторые его наблюдения не потеряли актуальности до сих пор: «Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог со­перничать с ними, а их соседи не имели бы по­коя от них. Я могу сравнить русских с молодым конем, который не знает своей силы и позволя­ет малому ребенку управлять собою и вести себя на уздечке, несмотря на свою великую силу; а ведь если бы этот конь сознавал ее, то с ним не справился бы ни ребенок, ни взрослый человек»

Честное слово, далее обидно как-то. Царь страшен, грозен, непостижим... «великий и ужасный»? А все выходит проще, все «не так», как говорят На­талья Басовская и Венедиктов в исто­рических передачах на «Эхе Москвы».

Нет никакого «великого и ужас­ного», залившего кровью Россию, чудовища на троне. Есть в реальнос­ти - столкновение геополитических интересов. Идет прозаическая до не­возможности борьба за торговые пути, за пршшлегии купцов и золо­тые монеты в сокровищницЖ

И ради этого прозаического, скуч­ного, превратили царя Ивана IV в сидящего на троне дьявола? Попро­буем сейчас в этом разобраться...

«В агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недо­стоверного о московских нравах И деспотизме Грозного, и серьезный


историк должен всегда иметь в виду опасность повторить Политическую клевету, принять ее за объективный истори­ческий источник», — пишет Платонов.

Но то - серьезный историк. А то - русский интеллигент, которого хлебом не корми, дай сказать или послушать га­дость о своей стране. Эпоха Грозного дает массу таких воз­можностей...

Наш русский Яндекс тоже выдает по запросу «Иван Гроз­ный» миллион страниц. На большинстве из них повторяет­ся та же западная политическая клевета. Хотя бы в форме ве опровержения. Но Грозный в русском сознании (а ин­тернет, наверное, все-таки - коллективное сознание) не окрашен в однозначно черные и кровавые тона, как за гра­ницей. У нас он - личность дискуссионная. На протяжении Последних двух веков он представал непонятым современ­никами гением, малоумным или сумасшедшим, строителем иеликой державы, кровопийцей, пророком, двойственным Субъектом, патриотом и проч. ЬБыл он и правда непрост. Не однозначен.

Мудрый Карамзин писал о том, что характер Иоанна, ге­роя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах Мужества и старости, «есть для ума загадка». При этом Ка­рамзин не скупился на радужные краски, расписывая первые Шаги Ивана в верховной власти. Сначала все было не то что Хорошо... прекрасно! «Юное, пылкое сердце его хотело от­крыть себя перед лицом России: он велел, чтобы из всех горо­дов прислали в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для важного дела государственного. Они собра-лися - и в день воскресный, после обедни, царь вышел из Крем-лм на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании».

Правда, справедливость требует признать, что на первом Соборе присутствовали только бояре и духовенство. Этот со­бор еще нельзя считать земским. Народ «всякого чина или со­стояния» в действительности на него приглашен не был и ос-



426


427


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



       
   
 
 

1 Честно, меня коробит устоявшаяся мода на концерты на Красной площади, на Васильевском спуске. Одно дело - государственные ме­роприятия, а коммерческие - совсем другое. Нехорошо это, даже если Макаревич или сам Пол Маккартни - все равно нехорошо. Конечно, я знаю, что имперскую торжественность площадь приобрела только при Сталине, а раньше по ней и трамвай ходил. Но раз сложилась традиция особого отношения к этому месту, так и надо традицию беречь.

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатолье­вич (р. 1965). Халифам приходи­лось переодеваться в рубище и ин­когнито блуждать по узким улоч­кам Багдада, чтобы узнать, что же на самом деле говорят подданные об их правлении. Медведеву в этом отношении проще: он активный пользователь интернета, и в любой момент может, не вставая с крес­ла, узнать, что о нем пишут и дума­ют в России и мире на самом деле. Полагаю, директора по маркетин­гу крупнейших порталов, блогов и т. д. много бы дали, чтобы узнать какие сайты находятся в закладках в компьютере Президента


тавался лишь зрителем и слуша­телем царского «прямого теле­эфира» на Красной площади. Но главное - Иван хотел обратить­ся непосредственно к НАРОДУ.

Так и сегодня народ периоди­чески слушает на Красной пло­щади заезжих и доморощенных звезд эстрады.

Так в первую послевыбор-ную ночь 2008 года вот так же на сцену вышли Дмитрий Мед­ведев и Владимир Путин. Ска­зали краткие речи. Толпа, про­мокшая под дождем, скандиро­вала: «Путин! Путин!» Так люди успели привыкнуть. А пе­реключиться еще не успели, хотя совместный выход двух президентов к народу демонст­рировал преемственность влас­ти. Тот, кто в Кремле придумал этот выход, хорошо знаком с традициями русской истории.

Множество людей, глядя на картинку в телевизоре, тогда воскликнули: «Какой пиар!»


Явление двух президентов народу на Красной площади Сразу все объяснило стране1.

Многое объясяет и речь Ивана Грозного — своего рода Программа правления.

Карамзин описывает трогательную и величественную ■цену, разыгравшуюся на Красной площади. После молеб-Ь-Иван обратился к народу: «Рано Бог лишил меня отца и матери, а вельможи не радели обо мне: хотели быть са-Мовлащ$1ными, моим именем похитили саны и чести, бога­тели неправдою, теснили народ — и никто не претил им, И жалком детстве своем я казался глухим и немым: не вни~ мал стенанию бедных, и не было обличения в устах моих! Ны, вы делали, что хотели, злые крамольники, судии не­праведные! Какой ответ дадите нам ныне? Сколько слез, только крови от вас пролилося? Я чист от сея крови! А вы ждите суда небесного!»

Похитили... Чист от крови... Суд небесный... Кто бы тог-да внимательно прислушался к этим словам! То есть им, ко­нечно, внимали. Но не разгадал народ ключевые термины ■вшцеппии, уже утвердившейся в голове Ивана Грозного. ре просек пока.

А молодой государь тут поклонился на все стороны и продолжал: «Люди Божий и нам Богом дарованные! Молю юшу веру к Нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить мищвшего зла: могу только впредь спа-i ать вас от подобных притеснений и грабительств. За­будьте, чего уже нет и не будет, оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианскою. Отныне я судия ваш и защитник».

Если я ошибаюсь, пусть меня поправят, но, кажется, это был пер­ши акт передачи верховной власти, не связанный ни с какими потрясе-шями, - вообще за всю историю России! Конечно, престолонаследие мело предсказуемый порядок, но восшествию на трон нового госуда-|>и предшествовала смерть царя - а это ли не потрясение?



428



Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



Зло... Любовь... Судья... Опять ключевые слова. Точнее, темы, отталкиваясь от которых, как от печки, Иоанн Васи­льевич спляшет на Руси свой кровавый танец. Любовь он понимал по-своему.

Эти цитаты из Грозного дают представление о красно­речии Ивана Васильевича (столь любимого народом по сю пору именно за афористичные выражения из гайдаевской комедии - все-таки сценарий писался по пьесе Михаила Булгакова). А еще картинка всенародного единения вокруг государя, нарисованная Карамзиным, важна потому, что станет каким-то эмоциональным противовесом той мрач­ности, что неизбежно сопутствует описанию его деяний.

БУЛГАКОВ Михаил (1891-1940). Здесь я мно­го цитирую «Ивана Васильевича...», а ведь есть еще «Собачье сердце»! Не могу удержаться... Преображенский:

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клю­кой?.. Это вот что: если я, вместо того, что­бы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разру­ха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, раз­руха не в клозетах, а в головах». Шариков:

«Вчера котов душили-душили...» «Я на колчаковских фронтах ранен». «У самих револьверы найдутся!..» Голос эпохи...

Читая описание Карамзина, не сразу понимаешь, что молодой царь занимался тем же самым. Он сознательно за­пускал коммуникационные механизмы.

1 Может, потому, что при Иване Грозном телевизоров не было даже в Кремле.


А когда ему это было не нужно - не запускал. Платонов не без удивления отмечает, что в биографии Грозного есть годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его Личной жизни и делах. «Мы не можем определить ни черт | |Г0 характера, ни его правительственных способностей с той Ясностью и положительностью, какой требует научное зна­ние», - заключает историк. Правда, он же пишет, что если уж Иван Грозный выступает, то выступает с широкой про­граммой и значительной энергией. Всегда полон планов, бодр, энергичен. Просто не всегда показывает, что делает и i Какие планы вынашивает. Не сразу стали пиариться первые Войны и реформы, которые он затеял вместе со своей «Из­бранной радой», не сразу - государственный переворот с Опричниной, взятие Ливонии, колонизация Дикого поля...

«Недаром шведский король Иоанн, в противополож­ность Грозному, называл его преемника московским сло­вом durak, отмечая, что со смертью Грозного в Москве не ^Тало умного и сильного государя», - заключает историк.

Иван IV Васильевич Грозный был не durak и в области PR. Совсем не дурак.

Иван Пересветов. Личный футуролог Ивана Грозного

Как-то раз после службы в кремлевском Успенском со-ООре к молодому царю подошел человек и вручил ему тет-Ьдку. Несколько сшитых вместе листков бумаги. Такое Дозволялось.

Знали бы бояре, что именно написано в челобитной! Они бы сделали все, чтобы она не попала в царские руки. Потом Во в тетрадке от имени иностранного государя описыва­лось будущее Ивана IV. И как описывалось! «Так сказал Петр, молдавский воевода: Если только сохранит его Бог



430


431


Особенности национального пиара

от уловок вельмож его, по всей вселенной не будет такого мудрого воина и счастливого в военных делах. Тогда вве­дет он в царстве своем великую справедливость и утешит Бога сердечной радостью, а за это господь Бог подчинит ему многие царства».

Но факт передачи состоялся, и теперь вельможам оста­валось только дожидаться кары за свои будущие уловки. А у Ивана Грозного появился свой политтехнолог, и очень не простой: футуролог.

Футурология относится к числу «тонких» PR-техноло­гий — хотя других в нашей отрасли вроде и не должно быть. Наука, которая предсказывает будущее, оказывает на об­щественное мнение сильное, комплексное и труднопред­сказуемое воздействие. Труднопредсказуемое — за исклю­чением тех случаев, когда под видом футурологических построений обществу предлагаются варианты готовых по­литических решений. Это позволяет заранее «снять реак­цию», подготовить людей. А внимание к таким вещам обес­печено: люди всегда хотят знать свое будущее.

Видимо, это тот редкий случай, когда пиарщик предло­жил заказчику концепцию, просто идеально совпадавшую с ожиданиями этого самого заказчика. Вот Иван и исполь­зовал эти футурологические идеи Ивана Пересветова для объяснения и оправдания своей политики. И как тонко! Он, получается, «всего лишь» исполнял предсказанное высши­ми силами...

Свою «Большую челобитную» Иван Пересветов подал царю в 40-е годы XVI века. Под видом рекомендаций госу­дарю в этом плане, обличенном в форму притчи, были рас­писаны все действия Грозного на ближайшую и отдален­ную перспективу. Такое впечатление, что автор писал про­сто их заранее и под диктовку царя.

Это был звездный час в наполненной боями и событиями жизни Ивана Пересветова. Но впоследствии он, скорее все-


«...Божьим соизволением аз есмь царь*

ГО, был казнен1. Пересветов настолько точно предсказал рвудущее, что первые исследователи его творчества не пове­рили... в само его существование. Пересветовские сочине­ния, относящиеся к первой половине XVI века, в руки ис­ториков попали в начале века XIX. Николаю Карамзину показалось подозрительным, юный Иван IV получил реко­мендации сделать все великое и хорошее, что было сделано уже в последующие годы. Автор «Истории Государства Рос­сийского» объявлял эпистолу Ивашки Семенова Пересве­това мнимой и сочиненной, без сомнения, «уже гораздо позже сего царствования». Сергей Соловьев разделял это мнение. Правда, позднее ученые все-таки признали суще­ствование Пересветова и подтвердили его авторство.

Мы же скромно предположим: а если все же дело не в «удивительных совпадениях»? А в том, что предсказания будущего в исполнении Пересветова вполне устраивали Ивана? И «сбылись» эти «предсказания» именно потому, [что Иван Грозный строил свою программу практических действий - и сверялся с Пересветовым...

В описи царского архива Ивана IV (ящик 143) упомина­ется находившийся там черной список Ивашки Пересвето­ва. Черные списки в архиве часто означают следственные дела. Увы, похоже, получил он совсем не тот «гонорар», на Который рассчитывал...

Политическая концепция Пересветова

I Он был профессиональным военным — «воинником», как тогда говорили. Происходил из Литвы. Служил Вольскому королю, потом - венгерскому, потом - чеш-

1 Подчеркиваю: заказчики никогда не должны поступать так со сво-ими пиарщиками!



432


433


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



скому, а потом - молдавскому господарю Петру IV. Пос­ледний и станет тем самым «Петром, молдавским воево­дой», от лица которого будет обращаться к царю Пере­светов. В конце 30-х годов он оказался в Москве, где ему поручили организовать мастерскую гусарских щитов.

С производством вооружений в отсутствие финансиро­вания дело не заладилось, и Пересветов решил переквали­фицироваться в политтехнолога. Говорить от своего соб­ственного имени он не мог - не того полета птица, — поэто­му вкладывал свои рекомендации в уста иностранных мо­нархов, у которых ему пришлось побывать на военной служ­бе1. Пересветов передал Ивану IV «речи изо многих коро­левств государьские и от Петра Волоскаго воеводы». Его первая челобитная - аналитическая записка - по малолет­ству государя попала к его боярам и легла под сукно. Через десять лет Пересветов расширил ее и сумел вручить уже ставшему к этому времени царем, но пока не ставшему Гроз­ным Ивану Васильевичу.

Как пишет Скрынников, он «предлагал строить Россий­скую империю по образцу грозной Османской империи, на­ходившейся на вершине своих военных успехов и наводив­шей ужас на всю Южную и Восточную Европу». А вот Ви­зантия под пером Ивашки превратилась в отрицательный пример из-за того, какую силу там взяли вельможи.

«Так говорит Петр, молдавский воевода, о греческом царстве: При царе Константине Ивановиче управляли цар­ством греческие вельможи. Крестное целованье они стави­ли ни во что, совершали измены, несправедливыми судами своими обобрали они царство, богатели на слезах и крови христиан, пополняли богатство свое бесчестным стяжань-ем», - пишет Пересветов, проводя прозрачную параллель А

1 И до сих пор наши политтехнологи любят ссылаться на зарубеж­ные авторитеты ©.


русскими боярами. Не удивительно, что первый вариант его [ Ч§лобитной затерялся в кремлевских архивах.

Уж больно достается константинопольским «богатинам»

(читай - московским боярам) в аналитической записке

KVI века. Эти «чародеи и еретики, удачу отнимают у царя и

царскую мудрость, ересью и чародейством распаляют на

свою пользу царское сердце, а воинский дух укрощают».

К чему все это приводит? Известно к чему... «Таким обра-•ом отдали они иноплеменникам - туркам на поругание и греческое царство, и веру христианскую, и красоту церков­ную. Нанимаются греки и сербы пасти овец и верблюдов у Турецкого царя, а знатные греки занимаются торговлей». ^Любопытно - а на тот моШент просто революционно, -что в качестве альтернативы православным грекам Пересве­тов приводил пример бусурман. Вопрос вероисповедания Отходил в сторону, а на первый план выдвигалась эффектив­ность менеджмента. Один из афоризмов Пересветова: «Бог Не веру любит - правду». А что есть правда? Критерием прав­ды здесь становится не только успешность, но и сама модель [Государственного устройства. Восточная деспотия ставится В Пример выродившейся православной империи. «И если про­винится судья, то по закону Магомета такая предписана Смерть: возведут его на высокое место и спихнут взашей вниз. А других живьем обдирают и так говорят: «Нарастет мясо, Простится вина».

11 оследняя шутка - совершенно в духе мрачного юмора Грозного. Может быть, и верна гипотеза, что хотя бы части ^екстов Пересветова соавтором выступал сам Иван IV Гроз- Ицй.

У внимательного читателя пересветовского сочинения Дурашки должны были пробежать по коже от такой реко­мендации, обращенной непосредственно к русскому царю: «И еще говорит Петр, молдавский воевода: Таких надо в ■Гне сжигать и другим лютым смертям предавать, чтобы не



434


435


Особенности национального пиара

умножались беды. Без меры их вина, что воинский дух царя укрощают и замыслы царские пресекают». Хочется проци­тировать древнерусский афоризм в оригинале: «А не моч-но царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы».

Кажется, здесь впервые упоминается будущий «партий­ный псевдоним» - Грозный. Напомним, это конец 40-х го­дов. А пристанет к царю это почетное прозвище, унаследо­ванное им от деда Ивана III Грозного, после взятия Каза­ни, в 50-х.


Суриков В. И. (1848-1916). Покорение Сибири Ермаком (фрагмент)

То, что это славное событие предсказано каким-то «Ивашкой», прежде всего и смутило наших классиков ис­ториографии, заставило усомниться в его, Ивашкиной ре­альности. Зато у современных историков никаких сомне­ний нет. «Нарождавшаяся империя заявила о себе, выдви­нув широкую программу завоеваний. Дворянство устами Ивана Пересветова заявило, что Россия не должна терпеть


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

п себя под боком "подрайскую" (то есть "подобную раю") ■вмлицу Казанскую, и ее надо завоевать без всякого про­медления ввиду ее плодородия, - пишет профессор Скрын-Ников. - Завоевание Казани открыло русским путь в Ниж­нее Поволжье и на Северный Кавказ. Границы империи Стремительно расширялись».

Идея завоевания Казани была исключительно популяр- рой. «Казань была хронической язвой московской жизни, ■Потому ее взятие стало народным торжеством, воспетым [Неродной песней», - писал Сергей Платонов. i Все по Пересветову!

«А о Казанском царстве так сказал Петр, молдавский во­евода: Если хотеть с Божьей помощью добыть Казанское (Царство, нужно без снисхождения к себе послать к Казани Ьйска, ободрив сердца им, воинам, царским жалованьем, дарами и доброй заботой, а других удалых воинов послать (►казанские улусы с приказом улусы жечь, а людей рубить и в плен брать, тогда смилуется Бог и подаст свою святую Ьмощь. А как захватит их, пусть крестит: это надежно. Л слыхивал я про эту землицу, про царство Казанское, от Многих воинов, которые в этом Казанском царстве бывали, ЧТО говорят они про нее и сравнивают ее с райской землей Во большому плодородию». Рекомендация была исполнена буквально. Современным футурологам остается только по-Вввидовать такой точности прогноза1.

(Ну а самую концовку этого длинного по древнерусским понятиям Ининения (мы выбрали только ключевые моменты) автор посвящает В1бе любимому. Тут и caMoPR, и вежливое напоминание о гонораре. Ирид ли над этой концовкой царь работал вместе с неудачливым дирек-Ьром мастерской по производству гусарских щитов, в дальнейшем -Шлиттехнологом... «И меня, холопа твоего, Ивашку, сына Семена, Пересветова, удерживал у себя на службе Петр, молдавский воевода, моя, твой государев холоп, услышав такие изречения мудрых людей и Ногих великих докторов и философов о тебе, великом государе, о тво-



436


437


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



Харизма для царизма. В голове Ивана Грозного

Иван легко проливал кровь. Он велел изрубить прислан­ного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена, рассказывает Василий Ключевский. Но делал все это царь не просто так, а с глубоким смыслом.

Царь работал на свою харизму1.

Нам слово это памятно по тем временам, когда на Руси завелись такие специальные люди, которые стали называть себя политтехнологами. А произошло это в начале 90-х го­дов XX века. Политтехнологами тогда вдруг сделались вче­рашние комсомольские работники, партийные журналис­ты (а непартийных и не было) и институтские преподавате­ли марксизма-ленинизма, а также менее одиозных «измов». То есть те, кто хоть что-то понимал в том, как строятся про­цессы общественных коммуникаций. Не будем смеяться. Люди честно - или не совсем - пытались заработать денег, попутно осваивая формально новую для нас область дея­тельности.

Мало кто из них, из той первой волны, остался в этом биз­несе. Но все наиболее значимые фигуры, управляющие сегод-

ем царственном и мудром божественнодШгредназначении и удаче в во­енных делах, оставил доходную и беспечальную службу и прибыл к тебе, государь благоверный царь, послужить теми изречениями и военными бумагами. Как тебе, государь, нравится услуга моя, твоего холопа?»

1 «В новейшей литературе, посвященной семиотическим аспектам сакрализации монарха в России, содержится утверждение, согласно которому Московская Русь вырабатывает особую теорию царской ха­ризмы как личного дара, — пишет профессор Андрей Каравашкин. А если вы чего-то не поняли в словах профессора, просто читайте даль­ше. - Речь идет об абсолютизации роли отдельного монарха, служаще­го живым воплощением богоизбранности. Логическим развитием этой концепции становится деспотическая модель царской харизматичнос-ти. Ее якобы предложил в XVI веке Иван Грозный».


мм политтехнологиями в России, родом оттуда, из того вре­мени и той среды. Только Глеб Павловский из диссидентов.

Ну так вот, незнакомое слово «харизма» в какой-то мо-i Мент стало вдруг невероятно популярным. Как-то сразу все догадались, что любая мало-мальски значимая обществен­ная фигура должна ей обладать. «Создать харизму» или ♦поправить харизму» предлагалось начальству любого уровня. Начиная с руководства жилищно-эксплуатацион-iHbix контор. И чуть ли не в газетных объявлениях.

Сейчас это слово вышло из общественного оборота, и редко-р&Адо мелькнет в приложении к первым лицам госу­дарства.

Возвращаясь в середину XVI века, нам не избежать объяснений. Что же такое харизма для царизма? Само сло­во происходит от греческого «подарок». Еще переводят как \#божественный дар, благодать, милость». «Азбука соци­ального психолога-практика» дает такое определение: при­знание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, Которые обеспечивают преклонение перед ней ее последо-иптелей.

У энциклопедии «Религия» несколько иная трактовка. Харизма — наделенность какого-либо лица свойствами ис­ключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество традиционно считается даруемым Природой либо мистическими силами... Да, сильно преуве­личивал вчерашний доцент с кафедры общественно-поли­тических наук свои возможности, впаривая за небольшие, и сущности, деньги эту самую харизму вчерашнему партий­ному работнику, решившему стать политиком. Как волшеб­ник Изумрудного города — храбрость в бутылочке и ум в Подушечке с иголками.

Знал ли Грозный слово «харизма», нам доподлинно не известно, но о ней, родимой, неизменно заботился. В голо-Ьу него сложилась сложная система.



438


439


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



Во-первых, это была мистическая убежденность в соб­ственной богоизбранности. «Не человечьим хотением, но Божиим соизволением царь есмь!» - совершенно справед­ливо констатирует герой Юрия Яковлева в «Иване Василь­евиче меняет профессию».

Во-вторых, несомненно, присутствовала личная склон­ность к насилию. «Ловят? Как поймают, Якина - на кол по­садить. Это первое дело...» Иван Грозный Шурику: «Ты та­кую машину сделал?» Шурик «Угу». Иван Грозный: «У меня вот тоже один такой был. Крылья сделал». Шурик (заинтересовано): «Ну, ну, ну, ну?» — Иван Грозный: «Что ну, ну? Я его на бочку с порохом посадил. Пущай полетает».

В-третьих, в голове Ивана Грозного постоянно роились планы практических действий для поддержания своей ха­ризмы. Божественного дара непогрешимости и святости! «Господи, боже мой! Что же это, я тут, а там у меня шведы Кемь взяли! Боярин, боярин! Отправляй меня назад! Беги покупай эти транзисторы!»

Молено было долго и нудно - и с непредсказуемым ре­зультатом — уговаривать окружавших его бояр, можно было строить интриги и создавать систему сдержек и противове­сов. А можно было всех разом размести. Мол, харизма у меня такая. Что хочу, то и ворочу.

И ведь не на пустом месте Иван все это продумал! На Руси помазанником Божиим был представитель исключи­тельного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира. Рюриковичи воспринима­лись русскими как последняя и единственно законная мо­нархическая династия. Ее родоначальник Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Гос­подь в римскую власть написася». То есть был внесен в перепись населения как римский подданный - разъясня­ют нам историки эти слова, повторяющиеся в древнерус­ских источниках. Можно еще заглянуть в евангелие от


Луки. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сде- |лить перепись по всей земле», — говорит евангелист, опи­сывая момент появления Христа на свет (Лук. 2:1). Но это так, к слову...

Мы — получается, наследники Древнего Рима и носители сакральных истин. Воспринимаете масштаб? Наши предки При всей своей скромности позиционировали себя именно тик. На вселенском, так сказать, уровне. i Дальше — больше.

«Неуничтожимое Ромейское царство - то есть Римскую Юйперию — вместила в себя Святая Русь. Причем в самый подходящий момент - накануне Страшного Суда! А посе­ку русский государь должен подготовить свой народ к тому (моменту, когда он вступит в Небесный Иерусалим.

Ну а дальше все ясно. Мир во зле лежит. Человек грехом ■Сквернен. Царь становится исполнителем казней Божиих. Наказывая подданных, он спасает их от огня будущего. у Надо же — целое учение. Как у Маркса с Лениным. Или же, ближе к нашим временам, - у создателя сайентологии Рона Хаббарда. Любопытно, что в отличие от общеприня- той практики всех мессий, учение Грозного не сулило его Подданным ничего приятного. Во всяком случае, в этой жиз­ни.

иЕсли бы знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс ^стречшкея не с Лениным, а с Грозным, он бы назвал его ♦кремлевским Кафкой».

Еразм, но не Роттердамский

[ Черпать вдохновение для своих умопостроений Грозный |ог у еще одного политического писателя. Тогда в Москве ■рудился тоже по-своему знаменитый, то есть имевший |цирокую известность в узких кругах писатель Ермолай-


441


1 ^—■——^—


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: