ЧЕНСЛЕР (?-1556). Английский купец, мореплаватель, побывавший при дворе Ивана IV Грозного. Оставил вполне благожелательные - что вообще характерно для людей успешных - заметки о России. Некоторые его наблюдения не потеряли актуальности до сих пор: «Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог соперничать с ними, а их соседи не имели бы покоя от них. Я могу сравнить русских с молодым конем, который не знает своей силы и позволяет малому ребенку управлять собою и вести себя на уздечке, несмотря на свою великую силу; а ведь если бы этот конь сознавал ее, то с ним не справился бы ни ребенок, ни взрослый человек»
Честное слово, далее обидно как-то. Царь страшен, грозен, непостижим... «великий и ужасный»? А все выходит проще, все «не так», как говорят Наталья Басовская и Венедиктов в исторических передачах на «Эхе Москвы».
Нет никакого «великого и ужасного», залившего кровью Россию, чудовища на троне. Есть в реальности - столкновение геополитических интересов. Идет прозаическая до невозможности борьба за торговые пути, за пршшлегии купцов и золотые монеты в сокровищницЖ
|
|
И ради этого прозаического, скучного, превратили царя Ивана IV в сидящего на троне дьявола? Попробуем сейчас в этом разобраться...
«В агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах И деспотизме Грозного, и серьезный
историк должен всегда иметь в виду опасность повторить Политическую клевету, принять ее за объективный исторический источник», — пишет Платонов.
Но то - серьезный историк. А то - русский интеллигент, которого хлебом не корми, дай сказать или послушать гадость о своей стране. Эпоха Грозного дает массу таких возможностей...
Наш русский Яндекс тоже выдает по запросу «Иван Грозный» миллион страниц. На большинстве из них повторяется та же западная политическая клевета. Хотя бы в форме ве опровержения. Но Грозный в русском сознании (а интернет, наверное, все-таки - коллективное сознание) не окрашен в однозначно черные и кровавые тона, как за границей. У нас он - личность дискуссионная. На протяжении Последних двух веков он представал непонятым современниками гением, малоумным или сумасшедшим, строителем иеликой державы, кровопийцей, пророком, двойственным Субъектом, патриотом и проч. ЬБыл он и правда непрост. Не однозначен.
Мудрый Карамзин писал о том, что характер Иоанна, героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах Мужества и старости, «есть для ума загадка». При этом Карамзин не скупился на радужные краски, расписывая первые Шаги Ивана в верховной власти. Сначала все было не то что Хорошо... прекрасно! «Юное, пылкое сердце его хотело открыть себя перед лицом России: он велел, чтобы из всех городов прислали в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для важного дела государственного. Они собра-лися - и в день воскресный, после обедни, царь вышел из Крем-лм на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании».
|
|
Правда, справедливость требует признать, что на первом Соборе присутствовали только бояре и духовенство. Этот собор еще нельзя считать земским. Народ «всякого чина или состояния» в действительности на него приглашен не был и ос-
426
427
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
1 Честно, меня коробит устоявшаяся мода на концерты на Красной площади, на Васильевском спуске. Одно дело - государственные мероприятия, а коммерческие - совсем другое. Нехорошо это, даже если Макаревич или сам Пол Маккартни - все равно нехорошо. Конечно, я знаю, что имперскую торжественность площадь приобрела только при Сталине, а раньше по ней и трамвай ходил. Но раз сложилась традиция особого отношения к этому месту, так и надо традицию беречь. |
МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич (р. 1965). Халифам приходилось переодеваться в рубище и инкогнито блуждать по узким улочкам Багдада, чтобы узнать, что же на самом деле говорят подданные об их правлении. Медведеву в этом отношении проще: он активный пользователь интернета, и в любой момент может, не вставая с кресла, узнать, что о нем пишут и думают в России и мире на самом деле. Полагаю, директора по маркетингу крупнейших порталов, блогов и т. д. много бы дали, чтобы узнать какие сайты находятся в закладках в компьютере Президента
тавался лишь зрителем и слушателем царского «прямого телеэфира» на Красной площади. Но главное - Иван хотел обратиться непосредственно к НАРОДУ.
Так и сегодня народ периодически слушает на Красной площади заезжих и доморощенных звезд эстрады.
Так в первую послевыбор-ную ночь 2008 года вот так же на сцену вышли Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Сказали краткие речи. Толпа, промокшая под дождем, скандировала: «Путин! Путин!» Так люди успели привыкнуть. А переключиться еще не успели, хотя совместный выход двух президентов к народу демонстрировал преемственность власти. Тот, кто в Кремле придумал этот выход, хорошо знаком с традициями русской истории.
Множество людей, глядя на картинку в телевизоре, тогда воскликнули: «Какой пиар!»
Явление двух президентов народу на Красной площади Сразу все объяснило стране1.
Многое объясяет и речь Ивана Грозного — своего рода Программа правления.
Карамзин описывает трогательную и величественную ■цену, разыгравшуюся на Красной площади. После молеб-Ь-Иван обратился к народу: «Рано Бог лишил меня отца и матери, а вельможи не радели обо мне: хотели быть са-Мовлащ$1ными, моим именем похитили саны и чести, богатели неправдою, теснили народ — и никто не претил им, И жалком детстве своем я казался глухим и немым: не вни~ мал стенанию бедных, и не было обличения в устах моих! Ны, вы делали, что хотели, злые крамольники, судии неправедные! Какой ответ дадите нам ныне? Сколько слез, только крови от вас пролилося? Я чист от сея крови! А вы ждите суда небесного!»
Похитили... Чист от крови... Суд небесный... Кто бы тог-да внимательно прислушался к этим словам! То есть им, конечно, внимали. Но не разгадал народ ключевые термины ■вшцеппии, уже утвердившейся в голове Ивана Грозного. ре просек пока.
А молодой государь тут поклонился на все стороны и продолжал: «Люди Божий и нам Богом дарованные! Молю юшу веру к Нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить мищвшего зла: могу только впредь спа-i ать вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте, чего уже нет и не будет, оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианскою. Отныне я судия ваш и защитник».
|
|
Если я ошибаюсь, пусть меня поправят, но, кажется, это был перши акт передачи верховной власти, не связанный ни с какими потрясе-шями, - вообще за всю историю России! Конечно, престолонаследие мело предсказуемый порядок, но восшествию на трон нового госуда-|>и предшествовала смерть царя - а это ли не потрясение?
428
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
Зло... Любовь... Судья... Опять ключевые слова. Точнее, темы, отталкиваясь от которых, как от печки, Иоанн Васильевич спляшет на Руси свой кровавый танец. Любовь он понимал по-своему.
Эти цитаты из Грозного дают представление о красноречии Ивана Васильевича (столь любимого народом по сю пору именно за афористичные выражения из гайдаевской комедии - все-таки сценарий писался по пьесе Михаила Булгакова). А еще картинка всенародного единения вокруг государя, нарисованная Карамзиным, важна потому, что станет каким-то эмоциональным противовесом той мрачности, что неизбежно сопутствует описанию его деяний.
БУЛГАКОВ Михаил (1891-1940). Здесь я много цитирую «Ивана Васильевича...», а ведь есть еще «Собачье сердце»! Не могу удержаться... Преображенский:
«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой?.. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах». Шариков:
«Вчера котов душили-душили...» «Я на колчаковских фронтах ранен». «У самих револьверы найдутся!..» Голос эпохи...
Читая описание Карамзина, не сразу понимаешь, что молодой царь занимался тем же самым. Он сознательно запускал коммуникационные механизмы.
1 Может, потому, что при Иване Грозном телевизоров не было даже в Кремле.
|
|
А когда ему это было не нужно - не запускал. Платонов не без удивления отмечает, что в биографии Грозного есть годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его Личной жизни и делах. «Мы не можем определить ни черт | |Г0 характера, ни его правительственных способностей с той Ясностью и положительностью, какой требует научное знание», - заключает историк. Правда, он же пишет, что если уж Иван Грозный выступает, то выступает с широкой программой и значительной энергией. Всегда полон планов, бодр, энергичен. Просто не всегда показывает, что делает и i Какие планы вынашивает. Не сразу стали пиариться первые Войны и реформы, которые он затеял вместе со своей «Избранной радой», не сразу - государственный переворот с Опричниной, взятие Ливонии, колонизация Дикого поля...
«Недаром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному, называл его преемника московским словом durak, отмечая, что со смертью Грозного в Москве не ^Тало умного и сильного государя», - заключает историк.
Иван IV Васильевич Грозный был не durak и в области PR. Совсем не дурак.
Иван Пересветов. Личный футуролог Ивана Грозного
Как-то раз после службы в кремлевском Успенском со-ООре к молодому царю подошел человек и вручил ему тет-Ьдку. Несколько сшитых вместе листков бумаги. Такое Дозволялось.
Знали бы бояре, что именно написано в челобитной! Они бы сделали все, чтобы она не попала в царские руки. Потом Во в тетрадке от имени иностранного государя описывалось будущее Ивана IV. И как описывалось! «Так сказал Петр, молдавский воевода: Если только сохранит его Бог
430
431
Особенности национального пиара
от уловок вельмож его, по всей вселенной не будет такого мудрого воина и счастливого в военных делах. Тогда введет он в царстве своем великую справедливость и утешит Бога сердечной радостью, а за это господь Бог подчинит ему многие царства».
Но факт передачи состоялся, и теперь вельможам оставалось только дожидаться кары за свои будущие уловки. А у Ивана Грозного появился свой политтехнолог, и очень не простой: футуролог.
Футурология относится к числу «тонких» PR-технологий — хотя других в нашей отрасли вроде и не должно быть. Наука, которая предсказывает будущее, оказывает на общественное мнение сильное, комплексное и труднопредсказуемое воздействие. Труднопредсказуемое — за исключением тех случаев, когда под видом футурологических построений обществу предлагаются варианты готовых политических решений. Это позволяет заранее «снять реакцию», подготовить людей. А внимание к таким вещам обеспечено: люди всегда хотят знать свое будущее.
Видимо, это тот редкий случай, когда пиарщик предложил заказчику концепцию, просто идеально совпадавшую с ожиданиями этого самого заказчика. Вот Иван и использовал эти футурологические идеи Ивана Пересветова для объяснения и оправдания своей политики. И как тонко! Он, получается, «всего лишь» исполнял предсказанное высшими силами...
Свою «Большую челобитную» Иван Пересветов подал царю в 40-е годы XVI века. Под видом рекомендаций государю в этом плане, обличенном в форму притчи, были расписаны все действия Грозного на ближайшую и отдаленную перспективу. Такое впечатление, что автор писал просто их заранее и под диктовку царя.
Это был звездный час в наполненной боями и событиями жизни Ивана Пересветова. Но впоследствии он, скорее все-
«...Божьим соизволением аз есмь царь*
ГО, был казнен1. Пересветов настолько точно предсказал рвудущее, что первые исследователи его творчества не поверили... в само его существование. Пересветовские сочинения, относящиеся к первой половине XVI века, в руки историков попали в начале века XIX. Николаю Карамзину показалось подозрительным, юный Иван IV получил рекомендации сделать все великое и хорошее, что было сделано уже в последующие годы. Автор «Истории Государства Российского» объявлял эпистолу Ивашки Семенова Пересветова мнимой и сочиненной, без сомнения, «уже гораздо позже сего царствования». Сергей Соловьев разделял это мнение. Правда, позднее ученые все-таки признали существование Пересветова и подтвердили его авторство.
Мы же скромно предположим: а если все же дело не в «удивительных совпадениях»? А в том, что предсказания будущего в исполнении Пересветова вполне устраивали Ивана? И «сбылись» эти «предсказания» именно потому, [что Иван Грозный строил свою программу практических действий - и сверялся с Пересветовым...
В описи царского архива Ивана IV (ящик 143) упоминается находившийся там черной список Ивашки Пересветова. Черные списки в архиве часто означают следственные дела. Увы, похоже, получил он совсем не тот «гонорар», на Который рассчитывал...
Политическая концепция Пересветова
I Он был профессиональным военным — «воинником», как тогда говорили. Происходил из Литвы. Служил Вольскому королю, потом - венгерскому, потом - чеш-
1 Подчеркиваю: заказчики никогда не должны поступать так со сво-ими пиарщиками!
432
433
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
скому, а потом - молдавскому господарю Петру IV. Последний и станет тем самым «Петром, молдавским воеводой», от лица которого будет обращаться к царю Пересветов. В конце 30-х годов он оказался в Москве, где ему поручили организовать мастерскую гусарских щитов.
С производством вооружений в отсутствие финансирования дело не заладилось, и Пересветов решил переквалифицироваться в политтехнолога. Говорить от своего собственного имени он не мог - не того полета птица, — поэтому вкладывал свои рекомендации в уста иностранных монархов, у которых ему пришлось побывать на военной службе1. Пересветов передал Ивану IV «речи изо многих королевств государьские и от Петра Волоскаго воеводы». Его первая челобитная - аналитическая записка - по малолетству государя попала к его боярам и легла под сукно. Через десять лет Пересветов расширил ее и сумел вручить уже ставшему к этому времени царем, но пока не ставшему Грозным Ивану Васильевичу.
Как пишет Скрынников, он «предлагал строить Российскую империю по образцу грозной Османской империи, находившейся на вершине своих военных успехов и наводившей ужас на всю Южную и Восточную Европу». А вот Византия под пером Ивашки превратилась в отрицательный пример из-за того, какую силу там взяли вельможи.
«Так говорит Петр, молдавский воевода, о греческом царстве: При царе Константине Ивановиче управляли царством греческие вельможи. Крестное целованье они ставили ни во что, совершали измены, несправедливыми судами своими обобрали они царство, богатели на слезах и крови христиан, пополняли богатство свое бесчестным стяжань-ем», - пишет Пересветов, проводя прозрачную параллель А
1 И до сих пор наши политтехнологи любят ссылаться на зарубежные авторитеты ©.
русскими боярами. Не удивительно, что первый вариант его [ Ч§лобитной затерялся в кремлевских архивах.
Уж больно достается константинопольским «богатинам»
(читай - московским боярам) в аналитической записке
KVI века. Эти «чародеи и еретики, удачу отнимают у царя и
царскую мудрость, ересью и чародейством распаляют на
свою пользу царское сердце, а воинский дух укрощают».
К чему все это приводит? Известно к чему... «Таким обра-•ом отдали они иноплеменникам - туркам на поругание и греческое царство, и веру христианскую, и красоту церковную. Нанимаются греки и сербы пасти овец и верблюдов у Турецкого царя, а знатные греки занимаются торговлей». ^Любопытно - а на тот моШент просто революционно, -что в качестве альтернативы православным грекам Пересветов приводил пример бусурман. Вопрос вероисповедания Отходил в сторону, а на первый план выдвигалась эффективность менеджмента. Один из афоризмов Пересветова: «Бог Не веру любит - правду». А что есть правда? Критерием правды здесь становится не только успешность, но и сама модель [Государственного устройства. Восточная деспотия ставится В Пример выродившейся православной империи. «И если провинится судья, то по закону Магомета такая предписана Смерть: возведут его на высокое место и спихнут взашей вниз. А других живьем обдирают и так говорят: «Нарастет мясо, Простится вина».
11 оследняя шутка - совершенно в духе мрачного юмора Грозного. Может быть, и верна гипотеза, что хотя бы части ^екстов Пересветова соавтором выступал сам Иван IV Гроз- Ицй.
У внимательного читателя пересветовского сочинения Дурашки должны были пробежать по коже от такой рекомендации, обращенной непосредственно к русскому царю: «И еще говорит Петр, молдавский воевода: Таких надо в ■Гне сжигать и другим лютым смертям предавать, чтобы не
434
435
Особенности национального пиара
умножались беды. Без меры их вина, что воинский дух царя укрощают и замыслы царские пресекают». Хочется процитировать древнерусский афоризм в оригинале: «А не моч-но царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы».
Кажется, здесь впервые упоминается будущий «партийный псевдоним» - Грозный. Напомним, это конец 40-х годов. А пристанет к царю это почетное прозвище, унаследованное им от деда Ивана III Грозного, после взятия Казани, в 50-х.
Суриков В. И. (1848-1916). Покорение Сибири Ермаком (фрагмент) |
То, что это славное событие предсказано каким-то «Ивашкой», прежде всего и смутило наших классиков историографии, заставило усомниться в его, Ивашкиной реальности. Зато у современных историков никаких сомнений нет. «Нарождавшаяся империя заявила о себе, выдвинув широкую программу завоеваний. Дворянство устами Ивана Пересветова заявило, что Россия не должна терпеть
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
п себя под боком "подрайскую" (то есть "подобную раю") ■вмлицу Казанскую, и ее надо завоевать без всякого промедления ввиду ее плодородия, - пишет профессор Скрын-Ников. - Завоевание Казани открыло русским путь в Нижнее Поволжье и на Северный Кавказ. Границы империи Стремительно расширялись».
Идея завоевания Казани была исключительно популяр- рой. «Казань была хронической язвой московской жизни, ■Потому ее взятие стало народным торжеством, воспетым [Неродной песней», - писал Сергей Платонов. i Все по Пересветову!
«А о Казанском царстве так сказал Петр, молдавский воевода: Если хотеть с Божьей помощью добыть Казанское (Царство, нужно без снисхождения к себе послать к Казани Ьйска, ободрив сердца им, воинам, царским жалованьем, дарами и доброй заботой, а других удалых воинов послать (►казанские улусы с приказом улусы жечь, а людей рубить и в плен брать, тогда смилуется Бог и подаст свою святую Ьмощь. А как захватит их, пусть крестит: это надежно. Л слыхивал я про эту землицу, про царство Казанское, от Многих воинов, которые в этом Казанском царстве бывали, ЧТО говорят они про нее и сравнивают ее с райской землей Во большому плодородию». Рекомендация была исполнена буквально. Современным футурологам остается только по-Вввидовать такой точности прогноза1.
(Ну а самую концовку этого длинного по древнерусским понятиям Ининения (мы выбрали только ключевые моменты) автор посвящает В1бе любимому. Тут и caMoPR, и вежливое напоминание о гонораре. Ирид ли над этой концовкой царь работал вместе с неудачливым дирек-Ьром мастерской по производству гусарских щитов, в дальнейшем -Шлиттехнологом... «И меня, холопа твоего, Ивашку, сына Семена, Пересветова, удерживал у себя на службе Петр, молдавский воевода, моя, твой государев холоп, услышав такие изречения мудрых людей и Ногих великих докторов и философов о тебе, великом государе, о тво-
436
437
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
Харизма для царизма. В голове Ивана Грозного
Иван легко проливал кровь. Он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена, рассказывает Василий Ключевский. Но делал все это царь не просто так, а с глубоким смыслом.
Царь работал на свою харизму1.
Нам слово это памятно по тем временам, когда на Руси завелись такие специальные люди, которые стали называть себя политтехнологами. А произошло это в начале 90-х годов XX века. Политтехнологами тогда вдруг сделались вчерашние комсомольские работники, партийные журналисты (а непартийных и не было) и институтские преподаватели марксизма-ленинизма, а также менее одиозных «измов». То есть те, кто хоть что-то понимал в том, как строятся процессы общественных коммуникаций. Не будем смеяться. Люди честно - или не совсем - пытались заработать денег, попутно осваивая формально новую для нас область деятельности.
Мало кто из них, из той первой волны, остался в этом бизнесе. Но все наиболее значимые фигуры, управляющие сегод-
ем царственном и мудром божественнодШгредназначении и удаче в военных делах, оставил доходную и беспечальную службу и прибыл к тебе, государь благоверный царь, послужить теми изречениями и военными бумагами. Как тебе, государь, нравится услуга моя, твоего холопа?»
1 «В новейшей литературе, посвященной семиотическим аспектам сакрализации монарха в России, содержится утверждение, согласно которому Московская Русь вырабатывает особую теорию царской харизмы как личного дара, — пишет профессор Андрей Каравашкин. А если вы чего-то не поняли в словах профессора, просто читайте дальше. - Речь идет об абсолютизации роли отдельного монарха, служащего живым воплощением богоизбранности. Логическим развитием этой концепции становится деспотическая модель царской харизматичнос-ти. Ее якобы предложил в XVI веке Иван Грозный».
мм политтехнологиями в России, родом оттуда, из того времени и той среды. Только Глеб Павловский из диссидентов.
Ну так вот, незнакомое слово «харизма» в какой-то мо-i Мент стало вдруг невероятно популярным. Как-то сразу все догадались, что любая мало-мальски значимая общественная фигура должна ей обладать. «Создать харизму» или ♦поправить харизму» предлагалось начальству любого уровня. Начиная с руководства жилищно-эксплуатацион-iHbix контор. И чуть ли не в газетных объявлениях.
Сейчас это слово вышло из общественного оборота, и редко-р&Адо мелькнет в приложении к первым лицам государства.
Возвращаясь в середину XVI века, нам не избежать объяснений. Что же такое харизма для царизма? Само слово происходит от греческого «подарок». Еще переводят как \#божественный дар, благодать, милость». «Азбука социального психолога-практика» дает такое определение: признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, Которые обеспечивают преклонение перед ней ее последо-иптелей.
У энциклопедии «Религия» несколько иная трактовка. Харизма — наделенность какого-либо лица свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество традиционно считается даруемым Природой либо мистическими силами... Да, сильно преувеличивал вчерашний доцент с кафедры общественно-политических наук свои возможности, впаривая за небольшие, и сущности, деньги эту самую харизму вчерашнему партийному работнику, решившему стать политиком. Как волшебник Изумрудного города — храбрость в бутылочке и ум в Подушечке с иголками.
Знал ли Грозный слово «харизма», нам доподлинно не известно, но о ней, родимой, неизменно заботился. В голо-Ьу него сложилась сложная система.
438
439
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
Во-первых, это была мистическая убежденность в собственной богоизбранности. «Не человечьим хотением, но Божиим соизволением царь есмь!» - совершенно справедливо констатирует герой Юрия Яковлева в «Иване Васильевиче меняет профессию».
Во-вторых, несомненно, присутствовала личная склонность к насилию. «Ловят? Как поймают, Якина - на кол посадить. Это первое дело...» Иван Грозный Шурику: «Ты такую машину сделал?» Шурик «Угу». Иван Грозный: «У меня вот тоже один такой был. Крылья сделал». Шурик (заинтересовано): «Ну, ну, ну, ну?» — Иван Грозный: «Что ну, ну? Я его на бочку с порохом посадил. Пущай полетает».
В-третьих, в голове Ивана Грозного постоянно роились планы практических действий для поддержания своей харизмы. Божественного дара непогрешимости и святости! «Господи, боже мой! Что же это, я тут, а там у меня шведы Кемь взяли! Боярин, боярин! Отправляй меня назад! Беги покупай эти транзисторы!»
Молено было долго и нудно - и с непредсказуемым результатом — уговаривать окружавших его бояр, можно было строить интриги и создавать систему сдержек и противовесов. А можно было всех разом размести. Мол, харизма у меня такая. Что хочу, то и ворочу.
И ведь не на пустом месте Иван все это продумал! На Руси помазанником Божиим был представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира. Рюриковичи воспринимались русскими как последняя и единственно законная монархическая династия. Ее родоначальник Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася». То есть был внесен в перепись населения как римский подданный - разъясняют нам историки эти слова, повторяющиеся в древнерусских источниках. Можно еще заглянуть в евангелие от
Луки. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сде- |лить перепись по всей земле», — говорит евангелист, описывая момент появления Христа на свет (Лук. 2:1). Но это так, к слову...
Мы — получается, наследники Древнего Рима и носители сакральных истин. Воспринимаете масштаб? Наши предки При всей своей скромности позиционировали себя именно тик. На вселенском, так сказать, уровне. i Дальше — больше.
«Неуничтожимое Ромейское царство - то есть Римскую Юйперию — вместила в себя Святая Русь. Причем в самый подходящий момент - накануне Страшного Суда! А посеку русский государь должен подготовить свой народ к тому (моменту, когда он вступит в Небесный Иерусалим.
Ну а дальше все ясно. Мир во зле лежит. Человек грехом ■Сквернен. Царь становится исполнителем казней Божиих. Наказывая подданных, он спасает их от огня будущего. у Надо же — целое учение. Как у Маркса с Лениным. Или же, ближе к нашим временам, - у создателя сайентологии Рона Хаббарда. Любопытно, что в отличие от общеприня- той практики всех мессий, учение Грозного не сулило его Подданным ничего приятного. Во всяком случае, в этой жизни.
иЕсли бы знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс ^стречшкея не с Лениным, а с Грозным, он бы назвал его ♦кремлевским Кафкой».
Еразм, но не Роттердамский
[ Черпать вдохновение для своих умопостроений Грозный |ог у еще одного политического писателя. Тогда в Москве ■рудился тоже по-своему знаменитый, то есть имевший |цирокую известность в узких кругах писатель Ермолай-
441
1 ^—■——^—