Профессия – инженер

Инженер... Откуда взялось это слово? Это слово произошло от латинского «ingenium», что означает «способность, изобретательность». Русское слово «догадка» и его синонимы «сметливость», «сообразительность» означают почти то же самое. Главное в инженере – это умение взяться за дело и провести его.

Действительно, настоящим инженером может быть лишь человек, склонный к изобретательской деятельности. Инженерная деятельность имеет творческий характер, она связана с созданием новой техники, совершенствованием технологии и организации труда, принятием оперативных решений. Именно поэтому сегодня в качестве инженеров могут работать преимущественно выпускники магистратуры.

Инженерное образование предполагает подготовку специалистов, которые обладают умением создавать материальные ценности, будут проектировать, строить, монтировать, эксплуатировать оборудование, сооружения, организовывать и вести технологические процессы.

Инженерная деятельность оставила глубокий след в истории человеческой культуры. В Древнем Египте с помощью инженерной мысли были созданы дороги и мосты, дворцы и храмы, грандиозные пирамиды и величественные статуи, выстоявшие тысячелетия, которые до сих пор поражают людей своими размерами и красотой. Древние греки также строили прекрасные мореходные корабли, возводили оборонительные и гражданские сооружения, создавали хитроумные механизмы и инструменты.

В XVIII-XX вв. создается крупная промышленность, основанная на машинной технике. Она превращает инженерный труд в массовую профессию, так как ведущей силой в развитии материального производства становится инженерное искусство.

Применение в промышленности электрической энергии и двигателей внутреннего сгорания ускорило темпы развития техники и привело к новому качественному скачку.

Современная цивилизация использует атомную и другие виды энергии, внедряет вычислительную технику и электронику, создает замкнутые технологические циклы и безотходные технологии. Итак, значение инженерной деятельности неизмеримо возрастает, инженер становится все более значимой фигурой производства. (По И.Н.Орлову)

¿ 5.3. Прочитайте текст «Написание наименований физических величин в научно-технических текстах» на web-странице http://doc-style.ru/SPR/?id=1.12 и запишите в тетради правильные варианты написания названий физических величин в научно-технических текстах.

& § 6. Терминологическая лексика русского языка

N 6.1. Прочитайте текст. Расскажите о терминах, специфике их употребления и процессе детерминологизации (перехода терминов в общеупотребительную сферу). Какие слова называют межотраслевыми омонимами?

Термин (от лат. terminus – граница, предел) – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности, в совокупности термины образуют терминологию. Термины обладают рядом особенностей: системность, наличие специального определения, однозначность, отсутствие экспрессии, стилистическая нейтральность.

Иногда один и тот же термин употребляется в нескольких сферах и имеет разные значения: функция в математике, физиологии и лингвистике, операция в военном деле, хирургии и банковской сфере. Такие слова называют межотраслевыми омонимами.

Нередки случаи, когда термины переходят в общеупотребительную лексику (цепная реакция, калибр) и наоборот (память в информатике, тяжелая вода в химии).

¿ 6.2. Прочитайте текст «Специальная лексика» на web-странице http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part3.htm#10 и составьте в тетради конспект.

¿ 6.3. Прочитайте текст «Правила использования сокращений в научных текстах» на web-страницеhttp://doc-style.ru/SPR/?id=1.10. Запишите в тетради сокращения, которые вам часто встречаются в научно-технических текстах.

& § 7. Грамматика научного стиля речи

N 7.1. Вспомните, что представляет собой грамматика как научная дисциплина, какие разделы языкознания она включает. Прочитайте текст о грамматических особенностях научного стиля речи. Подготовьте его пересказ.

В научной речи первое место по употребительности занимает существительное (35%). Большая часть существительных в научной речи представляет понятия движений, процессов, состояний, связей, отношений. Эти существительные лексически соотносимы с глаголами (зависеть – зависимость, давить – давление, открывать – открытие и др.). Объем существительных увеличивается также за счет прилагательных и наречий, обозначающих признак (равный – равенство, точный – точность, скоро – скорость, точно рассчитать – точность расчета и т.д.). Поскольку в научной речи исключительно актуально обозначение видового признака, употребление прилагательных составляет 13%.

Для научного стиля характерно повышенное употребление причастий, заменяющих глагол (6%), личных местоимений 3-го лица, заменяющих существительное, адъективных местоимений, заменяющих прилагательное, количественных числительных. Глагол и наречие в научной речи употребляются на уровне 12% (9+3).

Научный стиль обладает рядом синтаксических особенностей. Простое предложение усложнено по составу и связям: широко употребляются причастные и деепричастные обороты, используются однородные члены с характером перечисления, а сложные предложения не так многочисленны. В среднем количественно простых предложений в научной речи столько же, сколько и сложных (49,7% и 50,3%), притом средний размер простого предложения – около 20 слов, а сложного – около 30. Среди сложноподчиненных предложений абсолютно преобладают предложения с одним придаточным (74,2%). Синтаксису простого предложения в научной речи свойственна двусоставность.

¿ 7.2. Прочитайте текст «Оформление написания чисел и знаков» на web-странице http://doc-style.ru/SPR/?id=1.13. Запишите в тетради верные варианты написания числительных в научно-технических текстах.

& § 8. Подстили научного стиля

N 8.1. Прочитайте текст. Постройте в тетради таблицу с делением подстилей научного стиля и жанров.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник, учебное пособие, реферат и др.). В научном стиле выделяют следующие подстили: научно-популярный или научно-публицистический (научные статьи, обзоры в газетах и журналах; научные передачи, встречи, круглый стол и др. на радио и телевидении); научно-информативный (аннотации к товару, инструкции к использованию того или иного товара, проспекты и рекламы), научно-справочный (энциклопедии, справочники), научно-фантастический (рассказы, романы, фильмы), научно-учебный (учебники, учебные пособия, программы, силлабусы, методические разработки, рекомендации) и собственно научный (монографии, книги по специальности, диссертации, дипломы, рефераты, научные статьи и др.). В свою очередь собственно научный подстиль подразделяется на подвиды: естественно-научный (физика, география, химия, геология и т.п.), научно-технический (математика, информатика, начертательная геометрия, инженерная графика и т.п.), научно-гуманитарный (языкознание, философия, история, культурология, валеология, социология, право, инженерная педагогика и т.п.).

Далее, если рассмотреть тексты по физике, химии, математике, то они заметно отличаются по характеру изложения от текстов по истории, языкознанию, культурологии или философии. Вследствие чего в научном стиле выделяются подъязыки различных наук: подъязык физики, подъязык филологии, подъязык геологии и др., каждый из которых отличается своим запасом терминов, фразеологических оборотов, способом изложения (описание, повествование, рассуждение: объяснение, доказательство, размышление) и т.п.

N 8.2. Прочитайте текст. Определите, к какому подстилю он принадлежит. Расскажите, в каком году была открыта Академия наук РК, какие основные этапы развития науки в Казахстане вы можете назвать? Какие выдающиеся ученые занимались изучением истории и этнографии Казахстана? Каких известных ученых Казахстана вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: