Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.
По индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимает 61-е место из 169 стран и первое место среди стран СНГ, войдя в категорию государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Все эти достижения сегодня являются поистине трудовым подвигом белорусского народа.
Индекс развития человеческого потенциала – комплексный показатель, объективно отражающий реальный уровень благосостояния людей и качество их жизни в государствах мира. Он рассчитывается на основе таких статистических показателей как валовой национальный доход (ВНД) на душу населения (по паритету покупательной способности (ППС)), уровень образованности и ожидаемая продолжительность жизни.
|
|
В рейтинге представлены 169 стран, которые разделены на 4 группы по уровню развития человеческого потенциала. Республика Беларусь относится к группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего:
сильная и эффективная государственная власть
равенство различных форм собственности
эффективная социальная политика, адресная социальная помощь
· выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
· развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;
· значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
· высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
· значительный научно-технический потенциал;
· многоотраслевой промышленный комплекс;
· достаточно мощная строительная база;
· комплексность развития внутриреспубликанских регионов;
· многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, - это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.
|
|
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Преимущества белорусской экономической модели:
низкая безработица (0,9 % по официальным данным)
социальная стабильность
развитое законодательство
большой потенциал для лесного и сельского хозяйства
большой потенциал для развёртывания наукоёмких производств в границах крупных городов
развитая транспортная система, относительно высокое качество дорог
имеются большие месторождения стратегического сырья — калийной соли (ценное удобрение для сельского хозяйства), которая экспортируется за валюту во многие страны мира. Доходы от продажи — значительная часть доходов бюджета вкупе с доходом от экспорта продуктов нефтепереработки.
Проблемные стороны белорусской экономики:
до недавних пор экономика не подверглась реформированию, продолжается поддержка устаревших предприятий.
очень мало месторождений углеводородов: добыча нефти из полесских месторождений в районе Речицы за год не превышает 1,5 млн тонн.
нет больших месторождений железной руды и угля.
высокая социальная нагрузка бюджета, большая налоговая нагрузка.
значительную нагрузку на экономику оказывают последствия чернобыльской аварии:
Основные отрасли экономики Белоруссии — машиностроение и металлообработка, добыча калийной соли, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, легкая и пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Беларусь — крупный экспортёр грузовых автомобилей (МАЗ, БелАЗ), тракторов (Беларус), дорожно-строительной и коммунальной техники (Амкодор), телевизоров (Горизонт,Витязь), холодильников (Атлант), химических волокон и нитей (Полимир), калийных удобрений (Беларуськалий), продукции текстильной и легкой промышленности.
По мнению экспертов, значительный экономический рост республики в 2004—2006 связан в первую очередь с особенностями экономических реформ 1990-х и особыми отношениями с Россией.
В Беларусипосле обретения независимости не проводилось широкомасштабной приватизации крупных промышленных предприятий. При их акционировании акции в основном остались в собственности государства. Государственные предприятия продолжают играть доминирующую роль — на них приходится не менее 75 % ВВП. Наиболее крупные — производственные объединения «Белнефтехим» (объединяет Мозырский и Новополоцкий НПЗ, «Беларуськалий», «Гродноазот», обеспечивая до половины экспортной выручки Белоруссии), «Белэнерго», «Белтрансгаз». Структура промышленного производства была в основном сохранена.
|
|
Существует точка зрения, что социальная и экономическая стабильность обеспечиваются доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по ценам ниже мировых. В то же время белорусская экономика в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2005 г. на Россию пришлось $5,7 млрд из $15,9 млрд белорусского экспорта.
В 2007 экспорт из Беларуси составил 22,4 млрд долл. Основные покупатели — Россия 36,5 %, Нидерланды 17,8 %, Британия 6,3 %.
Импорт в Беларусь составил в 2007 году 28,3 млрд долл. Основные поставщики — Россия 59,9 %, Германия 7,6 %, Украина 5,4 %.
Беларусь практически полностью зависит от внешних поставок энергоносителей. В то же время она располагает двумя нефтеперерабатывающими заводами, построенными в советские времена, — Мозырским и Новополоцким. Производственные мощности были частично модернизированы с учётом требований европейского рынка. Одновременно происходило постепенное увеличение объёмов нефтепереработки (с 12 млн т в 2001 г. до 20 млн т в 2006 г.) и соответствующий рост экспорта нефтепродуктов (почти в 5 раз с 2002 по 2006 гг., когда он составил $7,5 млрд). До конца 2006 года Белоруссия имела возможность закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах, но и получать значительные доходы.
|
|
При этом главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
наращивание экспортного потенциала страны;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
развитие малых и средних городов;
жилищное строительство.
Каждый житель нашей страны ощутит реальную заботу, воочию убедится, что живет в социально справедливом государстве.