Методы организационно-стабилизирующего воздействия

Методы организационно-стабилизирующего воздействия – это способы регламентирования деятельности системы в целом, отдельных ее элементов и их взаимодействия. С помощью организационно-стабилизирующих методов создаются организационные основы совместной работы: распределяются функции, права, обязанности, ответственность, полномочия, устанавливается порядок взаимоотношений.

Особенность методов организационно-стабилизирующего воздействия состоит в том, что они способствуют обеспечению динамического единства двух противоположных свойств системы: усилению гибкости системы и укреплению ее устойчивости. Дело в том, что для организации является необходимостью предсказуемость системы человеческих отношений, при которых ритм и повторяемость являются жизненно важными компонентами. Только тогда, когда, следуя установленному порядку, обычные задачи организации надлежащим образом выполняются, люди могут применять их созидательные таланты для выявления и решения неординарных проблем. Фантазия, новаторство и интеллектуальная мощь не смогут проявить себя там, где силы людей полностью расходуются на выполнение повторяющихся задач.

Организационно-стабилизирующее воздействие может осуществляться в форме регламентирования, нормирования и инструктирования.

Как осуществляется регламентирование? В качестве примера целесообразно рассмотреть наиболее общий случай, т.е. такой, при котором регламентируется максимально возможное число параметров связи.

Так, для того, чтобы связь между элементами производственной системы А и Б носила не случайный, а организованный характер, должны быть регламентированы изложенные ниже параметры [62, с.??].

1. Отношения зависимости или соподчиненности между элементами А и Б. Какой из них является объектом, какой субъектом связи – это может быть установлено на основе распределения функций (ролей), разделения труда между А и Б. В свою очередь установление отношений «субъект-объект» между А и Б обусловливает характеристику направления связи: от А к Б – прямая; от Б к А – обратная.

Таким образом, установление параметров связи начинается с ответов на вопросы: кто кому, кто кого, кто от кого, кто за кем.

2. Содержание, состав связи, т.е. что является предметом передачи от А к Б (продукты труда, материалы, энергия, управляющая команда, координирующая информация, техническая, экономическая, социальная информация, материальные блага и т.д.) или от Б к А (заказ, сигнал, реакция на воздействие, отчетная, контрольная информация, платежи и т.д.). Таким образом, содержание, состав связи определяется ответами на вопросы: что, какого качества.

3. Объем (норма) связи, т.е. сколько данного предмета связи (продукта, энергии, информации) должно передаваться от А к Б или от Б к А в единицу времени или в заданный срок.

По существу этот параметр связи находит свое выражение в нормах труда (выработки) и материальных затратах, плановых заданиях, тарифных ставках и окладах. Этот параметр может быть обозначен вопросом сколько.

4. Время, продолжительность и период протекания процесса связи, действие данного вида, функции отношений между А и Б.

Этот параметр находит свое выражение в нормах времени на выполнение определенного объема работы, в нормативной продолжительности производственного цикла, а также технологического процесса, ритме производства, сменности работы оборудования и в сочетании с объемным параметром используется при оперативно-календарном планировании, составлении сетевых, ленточных и других графиков протекания процессов. Таким образом, данный параметр отвечает на вопросы: в какое время, когда, с какой продолжительностью.

5. Пространство, место и направление связи. Сюда можно отнести регламентацию расположения элементов системы в пространстве (планировка помещений, расстановка оборудования, маршруты перемещения предметов и средств труда), а также траектории рабочих движений, схемы коммуникаций, структуры управления (взаиморасположение звеньев управления в структуре) и т.п.

Этот параметр имеет важное значение для проектирования структуры связей, пространственного упорядочивания элементов системы. Он отвечает на вопросы: где (расположение элемента А относительно Б, место протекания маршрута от А до Б); куда (направление связи от А к Б или от Б к А).

6. Способ связи. Каким образом, с помощью каких средств и методов будет осуществляться связь между А и Б: приемы, методы труда (связь в процессах труда); средства и способы перемещения (вещественные связи); передача (энергетические и информационные связи); методы воздействия (управленческие связи; механизм оплаты труда и хозрасчетных отношений (экономические связи); социальные связи и т.п. Эти условия имеют решающее значение как для обеспечения эффективности связи, т.е. результативности ее влияния на конечные выходы системы, так и для затрат на реализацию процесса связи. При проектировании они находят свое отражение в конкретных технических проектах способов перемещения, коммуникаций, в технологических картах организации трудового процесса, а также в инструкциях, положениях, стандартах и других регламентирующих документах. Основной смысл этого параметра в ответе на вопросы: как, каким образом, каким способом осуществляется связь между элементами А и Б.

Таким образом, регламентация осуществляется путем последовательного решения перечисленных выше вопросов. Оно осуществляется на основе законов РФ. Так, частью первой Гражданского кодекса установлена система организационно-правовых форм юридических лиц, систематизированы права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, определены органы управления для предусмотренных кодексом организационно-правовых форм предприятий – хозяйственных обществ и товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, взаимодействие между основными, преобладающими и дочерними, зависимыми хозяйственными обществами и товариществами, содержание учредительных документов и уставов, права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ.

Основным документом, регламентирующим хозяйственную деятельность предприятия, является его Устав. В Уставе предприятия приводится наименование предприятия с указанием на собственника, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

При разработке и утверждении того или иного документа, регламентирующего деятельность структурного подразделения (должностного лица), требуется четко определить его место в общей структуре управления, цели и задачи, внутреннюю структуру и штаты отдела, состав, функции, взаимоотношения с другими подразделениями предприятия, права, ответственность.

Организационное нормирование заключается в установлении системы норм, служащих базой для организации хозяйственной деятельности и процессов управления ею. Нормирование управленческого труда предполагает определение трудоемкости управления производством, норм численности, норм времени, норм выработки, норм управляемости, норм обслуживания, норм соотношения.

В настоящее время актуальным является установление норм поведения персонала предприятия, что является одним из факторов организационной культуры.

Методическое инструктирование – это ознакомление работников с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, разъяснение обстановки, задач, возможных трудностей, предостережение от возможных ошибок и т.д. Оно обычно имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Регламентирование, нормирование и инструктирование могут использоваться в различных сочетаниях, что и определяет в значительной степени тип организационного воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: