Задача 2. Транспортная задача. Пусть фирма имеет 4 фабрики и 5 центров распределения ее товаров

Транспортная задача. Пусть фирма имеет 4 фабрики и 5 центров распределения ее товаров. Фабрики фирмы располагаются в Полтаве, Чернигове, Николаеве и Херсоне с объемами производства 200, 150, 225 и 175 единиц продукции ежедневно. Центры распределения товаров фирмы располагаются в Киеве, Харькове, Донецке, Одессе и Львове с объемами потребления в 100, 200, 50, 250 и 150 единиц продукции ежедневно. Стоимость перевозки единицы продукции приведена в таблице 5.2.

Таблица 5. 2 Стоимость перевозки единицы продукции

Пункт производства Фабрика Центры потребления Объем производства
  Киев, b1 Харьков, b2 Донецк, b3 Одесса, b4 Львов, b5  
Полтава, a1 1,5   1,75 2,25 2,25  
Чернигов, a2 2,5   1,75   1,5  
Николаев, a3   1,5 1,5 1,75 1,75  
Херсон, a4   0,5 1,75 1,75 1,75  
Объем потребления            

Данная модель является сбалансированной: суммарный объем произведенной продукции равен суммарному объему потребления. Однако на практике встречаются более сложные задачи, когда возможны как перепроизводство, так и дефицит. В этих случаях необходимо было бы ввести:

v в случае перепроизводства – фиктивный пункт распределения, стоимость перевозок единицы продукции в который полагается равной стоимости складирования, а объемы перевозок – объемам складирования излишков продукции на фабриках;

v в случае дефицита – фиктивную фабрику, стоимость перевозок единицы продукции с которой полагается равной стоимости штрафов за недопоставку продукции, а объемы перевозок – объемам недопоставок продукции в пункты распределения.

Неизвестными в данной задаче являются объемы перевозок. Пусть xij – объем перевозок с i-ой фабрики в j-ый центр распределения. Суммарные транспортные расходы можно найти из выражения

где сij стоимость перевозки единицы продукции с i-й фабрики в j- ый центр потребления.

Неизвестные в данной задаче должны удовлетворять следующим ограничениям:

v объемы перевозок не могут быть отрицательными, т.е. xij ³0;

v так как модель сбалансирована, то вся продукция должна быть вывезена с фабрик, а потребности всех центров распределения должны быть полностью удовлетворены, т.е.

.

Для решения этой задачи с помощью средства Поиск решения введем данные, как показано на рис. 5.8

В ячейки B5:F8 введ.ены стоимости перевозок. Ячейки B11:F14 отведены под значения неизвестных объемов перевозок. В ячейки G5:G8 введены объемы производства на фабриках, а в ячейки B9:F9 введена потребность в продукции в пунктах распределения. В ячейку G15 введена целевая функция {=СУММПРОИЗВ (B5:F8;B11:F14)}.

В ячейку B15 необходимо ввести формулу {=СУММ(B11:B14)} и скопировать ее до ячейки F15. Тогда в ячейках B15:F15 будут представлены объемы продукции, ввозимой в центры распределения.

Аналогично в ячейку G11 необходимо ввести формулу {=СУММ(B11:F11)} и скопировать ее до ячейки G14. Тогда в ячейках G11:G14 будет находиться объем продукции, которая вывозится с фабрик.

Рис.5. 8. Исходные данные транспортной задачи

Затем необходимо выбрать команду Поиск решения меню Сервис и заполнить открывшееся диалоговое окно Поиск решения, как показано на рис. 5.9.

Рис.5. 9. Диалоговое окно Поиск решения для транспортной задачи

В диалоговом окне Параметры поиска решения важно установить флажок Линейная модель. После нажатия кнопки Выполнить будет найден оптимальный план поставок продукции и соответствующие ему транспортные расходы. Результат решения транспортной задачи представлен на рис. 5.10.

Рис.5. 10. Оптимальное решение транспортной задачи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: