О взаимности вещей, когда они одна без другого быть не могут,
в которой изъясняется, что значит небытие и прямо ничто
§ 85.
Как всех понятий мы не можем себе никак представлять, не назвав их каким-нибудь именем, чтобы можно было нам говорить по-философски, то еще следует понятие, которое мы называем взаимность, илиRelatio, и которое к бытию вещи крайне принадлежит. Я уже изъяснил, что значит бытие, существо, вещество и свойства. Взаимность же есть то, когда мы сравниваем две между собою мысли или понятия или сносим их. Есть такие вещи или мысли, которые мы понять не можем, не понявши прежде других, так, например, ежели я говорю половина, то я должен понять наперед целое. Обижен, сего слова не могу разуметь, не разумеючи самого действия и той персоны, от которой кто обижен и проч. В таких случаях сказавши я одно слово, тотчас разумею и другое, хотя об нем и не думаю. Сюда принадлежат понятия больше, меньше, вдвое, сильнее и все уравнительные слова. Ибо, когда я говорю больше, то разумею в мысли моей нечто другое что меньше того. Вдвое, то разумею половинное, сильнее – понимаю бессильное и проч.
|
|
§ 86.
Ко взаимности принадлежит и небытие. Когда я понимаю нечто такое, что быть не может, то инако понять сей невозможности не могу, как через соравнение или сношение с тем, что бытием называется. Сие я тотчас понимаю, когда говорят, что человек мыслит, и потому и почитаю то за бытие или за понятие такое, которое есть и быть может и которое бытием назваться должно. Ежели же кто скажет, что камень мыслит или камень льдяной, огонь мокрый, вода сухая, сие мне тотчас будет непонятно. А непонятно для того, что я знаю, что оно недостаточно, и знаю, что только животное мыслит, огонь сух, а вода мокра. Буде же бы я не знал, что камень мыслит – понятие неизбытошное и что оно прямо назваться может небытие. Видим мы, однако ж, что и небытие есть понятие такое, которое пребывает, и которое сопротивно бытию. Обоих сих мы вообразить себе не можем одного без другого. И как у философов negatio, т.е. отрицание или прекословие, есть точно то, когда мы приписываем свойство вещи такое, которое крайне принадлежит ко взаимности, для того, что прекословлю я взаимно тому, чего не знаю и чего не понимаю, взявши в сравнение то, что знаю. Например приписывают человеку честному бесчестность. Я подлинно об нем уверен, что он честен, а сказывают мне о нем такое свойство, которого в нем нет. Итак, я соравняю его добродетельные свойства в уме моем, да и говорю, что того в нем нет, что ему приписывают. Чего ради я в небытии понимаю взаимность, сделав сношение с бытием.
§ 87.
От небытия еще произвести можно другое понятие, которое называется у философов privatio или лишение. Лишение есть отсутствие такого свойства в вещи, которое не только что может быть в вещи, так как нужное, но и быть должно для ее совершенства. Например, глухой человек не имеет слуха, слепой – зрения и все увечливые и уроды. Сие понятие так же принадлежит к реляциям или взаимности, а для того, что глухоты и слепоты я не могу знать, не знавши, что [есть] слух и зрение. Есть еще много таких понятий, которые принадлежат ко взаимности, между которыми слово рассуждение ставить надобно, ибо рассуждать не что иное значит, как мнение находить лучшее. Но о сей взаимности говорить будем в«Логике». Довольно сего при сем случае, когда мы определяем теперь место, к которому принадлежит понятие о взаимности. Того нам не можно сказать, что взаимность есть ничто, и что оно не бытие, однако ж знать надобно, что оно нам вне нашей души ничего не представляет особливого от понятия. И не так как вещество и его свойства, которых мы чувствуем, будто как копии находящиеся вне души нашей или наших мыслей. И для того, хотя взаимности и пребывают, однако ж не так как вещество. Отчего и вопрос еще сей несовершенно у философии разрешен, к которому классу бытия присоединить надобно взаимность? По моему мнению оною всякое называться должно бытие. Потому что бытие называется все то, что есть и быть может, хотя нам ведомо, хотя не ведомо, и что мы в бытии понимаем сопротивное небытию. Философы между бытием и небытием находят посредственное нечто, но такая подробность в моем порядке сделает затруднение. Я бы желал несколько из философии слов выкинуть, ежели только можно было без них обойтиться, но по необходимости делаю может быть читателю трудность и темноту принятием многих терминов. Слова или термины в философской науке не закон, но принимаются по произволению. Довольно только того, когда под словом вещество, или под другим именем, читатель разумеет то же понятие, которое и я. Бытие и ничто: сии два понятия себе сопротивны и одно от другого разрушаются, как уже выше сказано. Однако ж случаются две вещи сопротивные, которые одна другую, хотя вовсе уничтожает, а обе ясно понимать надобно так как бытие. Так как одни философы говорят, что пустоты нет на свете, а другие говорят, что пустота есть. Тот, кто говорит, что пустоты нет, говорит, что все места в свете заняты телом, то есть бытием. Другой, который спорит, что есть пустота, тот говорит, что есть такие места, в которых нет ничего. Итак, один говорит про бытие, а другой про ничто, а однако ж оба они представляют свои понятия так, как бытия, хотя одно подлинно бытие, а другое подлинно небытие и ничто. Та только разница, что одно понятие представляет нам действительно нечто вне нашей души, а другое не представляет ничего.
|
|