Средний показатель политропы сжатия n1 зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя, степени сжатия, формы камеры сгорания, размеров цилиндра, материала поршня и головки цилиндров, теплообмена и других факторов.
Для современных двигателей средний показатель политропы сжатия находится в пределах:
для дизелей с нераздельными камерами сгорания | 1,38…1,4; |
дизелей с раздельными камерами сгорания | 1,35…1,38; |
карбюраторных двигателей | 1,34…1,39. |
При выборе n1, следует иметь в виду, что с увеличением частоты вращения двигателя показатель политропы увеличивается. Дизели с камерой в поршне имеют n1 близкий к 1,4.
Средний показатель политропы расширения n2 зависит от степени догорания топлива, интенсивности отвода тепла в процессе расширения, утечек через неплотности. Находится в пределах:
для дизельных двигателей ………………. | 1,2…1,27; |
карбюраторных двигателей ………… | 1,24…1,3. |
При этом меньшие значения относятся к высокооборотистым дизелям с невысокими степенями повышения давления. Показатель повышается с увеличением интенсивности охлаждения деталей двигателя и возрастанием утечек заряда через неплотности.
|
|
Для дизельных двигателей серии ЯМЗ средний показатель политропы n2 = 1,2…1,22.
Коэффициент использования тепла
Коэффициент использования тепла ξ выражает долю используемого тепла на участке видимого сгорания (сz/z) на увеличение внутренней энергии и совершение работы. Величина его зависит от конструктивных особенностей двигателя, режима работы и регулировки двигателя, способа смесеобразования, формы камеры сгорания и других параметров. Чем совершеннее процесс смесеобразования и выше скорость сгорания, тем больше ξ. При поздних углах опережения зажигания и впрыска топлива возрастает догорание топлива в процессе догорания и ξ уменьшается. С увеличением частоты вращения относительная теплоотдача в стенки цилиндра уменьшается, но более значительное влияние оказывает догорание топлива, поэтому ξ снижается. Повышение степени сжатия и применение компактных камер сгорания приводит к увеличению ξ.
Коэффициент использования тепла ξ находится в пределах:
для дизелей с нераздельными камерами сгорания ……………. | 0,75…0,85; |
дизелей с раздельными камерами сгорания ………………. | 0,7…0,8; |
карбюраторных двигателей ………………………………… | 0,8…0,95. |