Топлива, применяемые в автомобильных и тракторных ДВС, должны отвечать определённым требованиям, зависящим от типа и конструктивных особенностей двигателя, параметров рабочего цикла и условий эксплуатации.
Для двигателей с принудительным воспламенением применяют бензины прямой перегонки и крекинг-процесса, а также их смеси. Наименьшие значения октановых чисел автомобильных бензинов в соответствии с ГОСТ 2084-77* приведены в таблице 2.
Автомобильные бензины, за исключением бензина АИ-98 подразделяются на следующие виды:
летние – для использования во всех районах страны (кроме северных и северо-восточных) в период с 1 апреля до 1 октября;
зимние – для применения круглогодично в северных и северо-восточных районах страны (в остальных районах с 1 октября по 1 апреля).
Основным показателем а/м бензинов является октановое число, характеризующее антидетонационные качества бензина и определяющее максимально допустимую степень сжатия двигателя.
Для двигателей с воспламенением от сжатия используется дизельное топливо, получаемое прямой перегонкой или смешением продуктов прямой перегонки с каталитическим газойлем (не более 20% в состав смеси). По ГОСТ 305-82 различают дизельное автотракторное топливо следующих марок:
А – арктическое для двигателей, работающих при температуре окружающей среды 223К и выше;
З – зимнее для двигателей, работающих при температуре окружающей среды 243К и выше;
Л – летнее для двигателей, работающих при температуре окружающей среды 273К и выше
С – специальное.
Основным показателем, характеризующим дизельное топливо, является цетановое число. Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания двигателя и равно содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которая в стандартных условиях имеет одинаковую воспламеняемость с исследуемым топливом.
Дизельное топливо должно соответствовать определённым требованиям (табл.3).
Кроме бензиновых и дизельных топлив для автотракторных двигателей могут быть использованы природные и промышленные горючие газы. Газообразные топлива транспортируются в сжатом или сжиженном состоянии, а в двигатель подают через подогреватель, редуктор в смеситель, т.е. в двигатель непосредственно поступает газовоздушная смесь.