Характеристика основных правовых семей

14.1 Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Правовая система -комплексная категория, отражающая всю правовую организацию общества, охватывающая собой всю совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Право - ядром и нормативная основа правовой системы, ее связующее звено. Правовая система включает и другие элементы: правотворчество, правосудие, правовую прак­тику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, юридические учрежде­ния, законность, ответственность, правосознание и т.д.

Правовая система характеризуется тремя группами правовых явлений; 1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); 2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность правовых, взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура (доктринальная, духовная сторона).

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, в частности, общности ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития.

14.2 Каждому историческому типу государства соответствовал аналогичный тип права.

Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право. Оно рождается вместе с рабовладельческим государством и представля­ет собой возведенную в закон волю класса рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта - открытое закрепление неравенства людей: рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты. Открыто признавался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми.

В рабовладельческом праве был детально регламентирован институт частной собственности. В римском праве подробно регулировалось вещное, обязательственное, долговое право. Основные памятники рабовладельческого права - Законы царя Хаммурапи в Вавилоне, Законы Ману в Индии, законы XII таблиц в Риме, Законы Драконта в Афинах и т.д.

Феодальное право закреплялопринцип сословного неравенства. Это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. В нем преобладали местные обычаи и акты отдельных феодалов. Феодальное право защищало интересы класса феодальных землевладельцев, закрепляло крепостную зависимость крестьянства, как право более сильного над менее сильным выступало как «кулачное право». Феодальное право не делилось на частное и публичное, на отрасли и институты права. Составными его частями было: крепостное право; городское право, закреплявшее статус купечества, ремесленников; каноническое право.

Буржуазное право отвергает деление на сословия и связанные с ними привилегий. Его общей чертой считается преодоление политической несвободы, стремление к юридической раскрепощенности людей, становление демократических тенденций. В этот период появились первые конституционные акты, закрепляющие политико-правовые гарантии и охраняющие власть господствующих классов, привилеги­рованное положение общественно-политических институтов и капитала, фиксирующие структуру политической системы капиталистическо­го общества, ее экономические, социальные и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

Теоретические основы социалистического права разработаны в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В Ленина. Социалистическое право выражает интересы трудящихся классов, прежде всего пролетариата и крестьянства. Право, как и государство, с отмиранием классов также отмирает. Основные правила социалистического общежития станут со временем привычкой для людей. Однако на практике право фактические выражало и закрепляло волю не народа, а волю партийно-государственной верхушки. Практиковались массовые репрессии граждан по признаку политического инакомыслия, попирались элементарные права и свободы.

14.3 Классификация правовых систем означает распределение национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. Сложилось два основных направления.

1) Французский ученый Р. Давид выдвинул идею трихотомии, выделяя 3 правовых семьи (Романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую). В основу своей теории он взял два критерия: идеологический (религиозные факторы, философия, экономическая и социальная структура) и критерий юридической техники.

2) К. Цвайгертобосновывает 5 факторов: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. Он различает 8 «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

Для выделения основных правовых семей наиболее существенным являются 3 группы взаимосвязанных критериев: 1) исторический генезис правовых систем; 2) система источников права; 3) структура правовых систем – ведущих прапонявовых институтов и отраслей права.

В соответствии с этими критериями обычно выделяют следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-тради­ционную, религиозную (мусульманское, индусское право), социалистическую, славянскую.

14.4 Романо-германская правовая семьи, или система континентального права сложилась в Европе и является результатом рецепции римского права. Основные признаки:

1) Развитое законодательство; единая иерархическая система источников права; его деление на публичное и частное, на отрасли и правовые институты.

2) Есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся в соответствии законов и подзаконных актов конституции, в установлении судебного контроля за конституционностью законов.

3) Законодательство носит кодифицированный характер.

4) Среди источников права значительна роль подзаконных нормативных актов.

5) Широко используются общие принципы права, которые можно найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона, выражающие подчинение права справедливости.

6) Жизненным источником права является правовая доктрина, широко используется и в правоприменительной деятель­ности, в частности при толковании закона.

7) Признается приоритет норм международного права перед национальными законами.

8) Судебный прецедент формально не признается в качестве источника права, но реально судебная практика относится к числу вспомогательных источников права.

9) Наряду с общими судами действуют суды конституционной и административной юстиции.

10) Есть специфика и в организации и порядке деятельности судов: активная роль судьи в процессе; преимущественное назначение профессиональных судей низового уровня и пр.

14.5 Семью «общего права» или англо-саксонскую правовую семью ( Великобритания, США, Канада, Австралия и т.д.) характеризуют следующие черты.

1) Основным источ­ником права служит судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, являющееся эталоном при решении аналогичных дел в будущем. Семья «общего права» развивалась на основе принципа: есть его защита».

2) Статутное право (выраженное в законах) призвано дополнять прецедентное право, созданное судами.

3) Отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости».

4) Нет резко выраженного деления права на отрасли, суды могут разбирать разные категории дел. Английскому юристу право представляется однородным.

5) Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако действительность значительно сложнее.

6) Специфика судебной системы и судопроизводства: отсутствуют судебные органы конституционной юстиции; специализированные суды подчиняются судам общей юрисдикции; предельная состязательность процесса; в уголовном процессе допускаются сделки о признании вины; более широко используется институт присяжных и мировых судей; относительно более широка практика избрания судей.

7) В XX в. возросла роль делегированного законодательства- актов, имеющих силу закона, издаваемых правительством, министерствами и другими органами управления по уполномочию парламента.

14.6 Для семьисоциалисти­ческого права характерен классовый характер.

1) Единственным источником права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю народа, руководимого коммунистической партией.

2) Конституции носили декларативный характер и в реальной жизни большинство их норм не исполнялись Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные акты, нередко секретные, которые выражали интересы партийно-государственного аппарата.

3) Господствовало узко-нормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место праву публичному.

4) Право носило императивный характер, было тесно связано с государственной политикой, обеспечивалось партийно-государственной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.

5) В теории исключалось возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Суд оставался инструмен­том в руках классов и групп, стоящих у власти, обеспечивал их господство и охранял их интересы.

14.7 В религиозной правовой семье признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы жизни, т.е. включает и юридические нормы, и религиозно-нравственные, и обычаи. Шариат состоит из двух частей: 1) теологии или принципов веры (акида), которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, предписывает ему линию поведения; 2) право (фикха), основанное на идее обязанностей, возложенных на человека по отношению к Аллаху.

Мусульманское право имеет четыре источника: 1) Коран- священная книга ислама; 2) сунну, или традиции, связанные с посланцем бога; 3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества; 4) кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда ин­ститутов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Наряду с писаным правом - шариатом в мусульманских странах действует и обычное право – адаты. Принципы и нормы мусульманского права проявляют свое назначение в утверждении мусульманского образа жизни.

Индусское право составляет вторую систему религиозной правовой семьи. Это право Индии, Пакистане, Бирме, Сингапура и Малайзии - стран, исповедующих индуизм. Индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из убеждений индуизма является разделение людей на социальные иерархические категории - касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и морали. Основным регулятором поведения людей являются обычаи, которые у каждой касты свои. Все споры решаются собранием касты. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы.

Судебные прецеден­ты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть..

14.8 Дальневосточная ( китайское и японское право) правовая семья относится к обычно-традиционным. Сюда примыкают также некоторые страны Африки и Мадагаскара. В ней отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

Китайцы отрицательно относятся к идее права с его строгостью и абстрактностью. Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами китайцы обходятся без права. Они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения и гармонии. Традиционно их стремление обходить суды и решать споры внесудебными методами. В течение веков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, руководствовавшиеся советами чи­новников.

В правовой системе Японии параллельно действуют традиционные нормы, сформированные в прошлом. Японцы также отрицательно относятся к праву, которое они отождествляют с уголовным. Согласно традиции, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, полюбовное соглашение. Даже если споры решаются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением. Кредитор, требуя от своего должника все, что ему причитается по закону, выглядит в их глазах бесчестным. Уважение заслуживает кредитор, деликатно выясняющий положение должника и уважающий его. Прецедент не считается источником права.

В настоящее время указанные правовые семьи оказывают взаимное влияние друг на друга, заимствуя правовые институты и устои.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: