Внутреннее устройство дома

В русском народном зодчестве польза и красота, сливаясь в единое целое, соответствующее назначению сооружения, были нераздельны.

Дом - летящий корабль во времени и пространстве, имеет и соответствующие названия архитектурных деталей: "крылья" - резные доски, закрывающие торцы слег, поддерживающих кровлю, "подкрылки" - резьба, прикрывающая торцы брёвен сруба.

Дом настолько оживлялся, что элементы жилища и детали сравнивались с человеком. Фронтон дома - чело, причелина, лобовая доска или "платок" обрамляли кры-шу. Фронтон могли назвать и "лбом", "лбищем", "залобником". Если окно - "око",то верхний наличник - "очелье". Резные доски, прикреплявшиеся к концам у нижнего края причелин, назывались "серьгами" или "подвесками".

Поначалу славяне жили в полуземлянках, крыша которых опиралась на землю. Это не признак отсталости наших предков, а забота о сохранении тепла. Землянка была небольшой, чтобы дольше тепло сохранялось. Затем полуземлянка стала вырастать из земли и постепенно превратилась в наземное жилище - избу. Полы были земляные, промазанные глиной. Печь также совершенствовалась от печки-каменки и глинобитной, у которых дым выходил прямо в помещение. Такие жилища называли "курными", "черными".

Слово "изба", "истопка", "истьба" связаны с глаголом "истопить". Изба значит отапливаемое помещение - сруб с печью, а наименование клеть закрепилось за неотапливаемым.

Дом стал постепенно разрастаться, делиться на несколько помещений. Такие дома стали называться пятистенок, шестистенок. При таком варианте постройки возникло два самостоятельных жилых помещения -изба и горница.

С течением времени, наряду с двухчастным изба-сени, традиционным стало и трехчастное деление пространства крестьянского дома: "изба да клеть, а промеж ими сени".

Сени служили местом задержки холодного воздуха, поэтому при входе порог из сеней в дом делали высоким. Сени использовались и как холодная кладовая для продуктов. В них принимали гостей, играли свадьбы.

Внутреннее пространство избы разделялось на две половины: духовную и материальную. Центром духовной части считается "красный угол", "божий", "святой" "киот", "сутки" - здесь всегда горит огонь свечи или лампады. Материальную половину украшает печь, и огонь в ней также не гаснет. Два огня в доме поддерживают жизнь человека. Рядом с печью всегда красуется мощный столб - "коник", "дед". Возле него вели секретные разговоры отец и сын, давали честное слово братья, запоручались между собой соседи, передавал секреты мудрости старший в семье, принимали подарки по праздникам.

"Красный угол" украшался ритуальным полотенцем - "божником" или "набожником". Вышивка чаще всего на таких полотенцах отражала образы Макоши, Лады, знаки стихий. Это было самое почетное место в доме.

Стол как бы соединяет два пространства, и на его главной стороне – в красном углу - сажали хозяина, а по правую руку - членов семьи по старшинству. Хлебали из общей чаши и подавали в таком же порядке пищу. Это же место предоставлялось почетным гостям. В глазах наших предков изба была самой настоящей вселенной-с небом, землей, "нижним миром" и сторонами света. Восток и юг символизировали восход, весну, лето, жизнь, тепло. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, зимой, темными богами. Потому "главный угол" выходил именно к солнцу - на восток.

Мужчины сидели на одной, так называемой долгой лавке, поставленной вдоль стола, а женщины и дети - на другой, неподвижной, под окнами. Оберегом дома и семьи считалась и матица - главный срединный брус потолка. На ней разрешалось писать только знак рода - коловрат. Эту архитектурную деталь в доме связывали с судьбой матери. Существуют приметы: если появилась трещина - мать может заболеть, а если проломилась - жди смерти. Под матицей сватались, здесь же клали умершего.

Печь - центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его "дух"- домовой (запечник). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным.

Особое место в доме занимал порог, так как под ним в давние времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. Он же - начало и конец в семейно-бытовых обрядах.

Когда невеста после венчания входила в дом, она обязательно на пороге слегка стучалась каблуком к предкам и спрашивала разрешение войти. В этот момент все присутствующие внимательно смотрели, не споткнётся ли она (то плохой знак).

Во все времена дом считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица - "Стены дома помогают".

Окна всегда стремились ориентировать на свет - солнечную сторону. И эта связь человека со светом естественна и вечна.

С окнами крестьянского дома связано много народных поверий, обрядов, пословиц и поговорок. Окно связывало жилище с окружающей природой.

Окна избы связывались и с иным миром - миром мертвых, вернее, местом перехода из мира живых в мир мертвых. Когда человек умирает, в доме через окно на три дня вывешивают полотенце, как путь для уходящей души. Бытует и обычай - ставить на окно стакан с водой, чтобы "душа обмылась". Издавна в на- роде считалось опасным оставлять на ночь окно открытым, поскольку именно через них могла проникнуть нечистая сила. Наверное, поэтому на ставнях, коими закрывали окна на ночь, размещали охранную символику от злых сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: