Отраслевая и территориальная структура транспорта

Автомобильный транспорт осуществляет до 80% перевозок. Среди автодорог невелика доля с твердым покрытием (только в ОАЭ все 4 835 км автодорог имеют твердое покрытие). Чаще автодороги связывают все части страны со столицей. Самая разветвленная в Юго-Западной Азии и одна из самых разветвленных сетей автодорог в мире характерна для Израиля. Наиболее современная сеть автомагистралей создана в Саудовской Аравии, где скоростные магистрали построены не только в городах, но и проходят по пустыне (широтная дорога из Джидды – берег Красного моря – через Эр-Рияд в Эд-Дамм – берег Персидского залива).

Железнодорожная сеть не развита (Афганистан, Бахрейн, Йемен и др.) или развита слабо (в Ливане L = 222 км). Наибольшая сеть ж/д в Турции – 8,6 тыс. км (по территории страны проходит маршрут знаменитого «Восточного Экспресса», соединяющего страны Европы с Ираном и Индией), Израиле.

Морской транспорт развит во всех приморских державах. Он осуществляет в основном международные перевозки (только Кувейт, Саудовская Аравия – каботажные). Основной объект экспорта – нефть. Ее вывоз осуществляется через специализированные порты Саудовской Аравии (Рас-Таннура), Ирана (Харк), Кувейта (Мина-Эль-Ахмади), ОАЭ (Мина-Эр-Ришид), Катара (Умм-Саид). Транзит нефти идет через порты Ливана (Триполи, Сайда), Сирии (Банняс). Самый большой торговый флот у Кипра (1328 судов) и Турции (548 судов). Здесь же находятся и крупнейшие мировые порты – Стамбул, Измир, Лимасол (Кипр).

Внутренний водный транспорт развит в Афганистане (судаходна Амударья с портом Шерхан), Ираке (судоходство развито на отдельных участках Тигра, Евфрата, Шатт-Эль-Араб судоходен на протяжении 130 км), Иране (Шатт-Эль-Араб).

Трубопроводный

Разветвленная сеть трубопроводов (нефте-, газо- в т.ч. и для сжиженного газа, продуктопроводов) имеется не только в добывающих углеводородное сырье странах. Трубопроводы связывают месторождения и порты вывоза. Через Иорданию проходит нефтепровод, связывающий иракское месторождение Киркук и израильский порт Хайфа, через территорию Сирии проложено несколько трубопроводов из Ирака. Ирак строит трубопроводы через Саудовскую Аравию (порт Янбу), имеется трубопровод через Ливан. В конце 90-х годов было принято решение о строительстве нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (Турция), который может стать главным трубопроводом для транспортировки каспийской нефти в Европу. Самый крупный из действующих – трансаравийский нефтепровод соединяет нефтепромыслы Персидского залива в Саудовской Аравии с портами на Красном море (Джидда, Янбу).

Воздушный

Только в Израиле воздушный транспорт используется и внутри страны. В остальных странах – только для международных связей. Наиболее крупные международные аэропорты находятся в Дубаи (в 1999 году им воспользовались 11 млн.чел.) и Абу-Даби (ОАЭ), Бейруте (Ливан) – транзитный аэропорт, Никосии, Ларнаке (Кипр), близ Маската, Эль-Кувейте, Аммане.

Лайнеры авиакомпании «Сауди Арабиен Эйр-лайнз», полностью загруженные во время хаджа, простаивают большую часть года. Главный аэропорт, обслуживающий паломников, находится в Джидде.

Аэропорты Саудовской Аравии построены в соответствии с последними техническими и архитектурными достижениями. Суперсовременный Эр-Риядский аэропорт (площадью 225 кв.м) способен принимать 20 млн. пассажиров в год, а в его мечети одновременно могут молиться 10 тыс. верующих. Аэропорт в Эр-Рияде напоминает шатры бедуинов, в Дахране – арабский дворец с фонтанами, а аэропорт в Джидде выглядит как палаточный лагерь кочевников.

Гужевым (перевозки на верблюдах и ослах) пользуются в горах Афганистана, пустынях Кувейта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: