Роль семьи в становлении личности

Какую роль играет семья в становлении личности?

Семья – одна из важнейших тем в русской литературе. Для Пушкина семья – это «самостоянье человека», дом, где сосредоточены все культурно-нравственные ценности, где бережно хранят традиции, устои. Супружеский долг для него – незыблемая истина. Вспомним его «милый идеал» Татьяну Ларину с ее «но я другому отдана и буду век ему верна». Святость семейных уз находится в той же парадигме, как любовь родителей к детям и уважение старости.

В кругу родных и близких показаны практически все любимые герои Пушкина, Толстого. Ни Татьяну Ларину, ни Наташу Ростову мы не можем представить вне семейных традиций. Они не размышляют о своем месте в жизни – они живут. Может быть, порой и бессознательно поддаются искушениям, совершают глупости, но утешение и понимание находят исключительно в своей семье. Эти героини изначально духовны. Согласимся, ведь между Наташей-девочкой с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, с радостным лицом показывающей пеленку младенца, нет существенной разницы. Ибо и то, и другое, и третье натурально, нефальшиво, жизненно, семейно, наконец. Радость матери при здоровье ребенка так же поэтична, как и первый поцелуй. Именно в семейном мире остаются эти героини.

Но есть семьи, которые разрушаются. Причины самые разные – от социальных до асоциальных. Классик М. Е. Салтыков- Щедрин в середине 19-го века написал самый страшный роман, семейную хронику, об «истории умертвий» господ Головлевых, где с отчаянной правдивостью изобразил картину разрушения дворянской семьи, благополучие которой веками держалось на эксплуатации труда крестьян. Но не в одной праздности дело. Писатель ставит и другой вопрос – о необратимых последствиях, к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны. Нравственно и физически вырождается целый род. Почти в каждой главе «Господ Головлевых» рассказывается о смерти одного из членов семьи: Семейный суд» умирает Степан, «По- родственному» - Павел и Владимир, «Семейные итоги» - самоубийство Володи, «Племяннушка» - смерть Арины Петровны и Петеньки», «Расчет» заканчивается смертью Любоньки и Иудушки, в предсмертной агонии находится Аннинька.

В центре романа – глава семьи Арина Петровна, именно она руководит хозяйством и занимается воспитание (если это можно назвать воспитанием!) «постылых детей». Весь смысл жизни ее заключается в стяжательстве и накопительстве, в борьбе за богатство. В семье Головлевых царит взаимная ненависть, подозрение, жестокость, бездушие, лицемерие. Накопление богатства основано на выжимании последних соков из мужиков. Даже собственные дети становятся для нее «лишними ртами». Спокойно и безжалостно наблюдает она как разоряются и умирают ее дети в нищете. Стараясь вроде для них, она видит в них врагов, которым обязана была выделить «кусок»: Степану – доходный дом в столице, Павлу – деревеньку Дубровино, с которой едва можно было прокормиться. Иудушка лестью и обманом не только забирает все, что было накоплено матерью, но выставляет ее за дверь, становится полновластным хозяином. Никаких сыновьих чувств, никаких обязательств перед престарелой матерью. «Долг платежом красен» - гласит народная мудрость. Или другая – «от свинки не родятся апельсинки». Стремление к обогащению, стяжательство заставляет младшего сына, «кровопиюшку», забыть о сыновьем долге. Если у Арины Петровны существуют хоть какие-то нравственные ограничения, то у Иудушки их нет вообще. Его средства выживания – хитрость, верткость, лесть, низость, предательство. Он якобы в делах своих опирается на «закон». По «закону» разоряет родственников, доводит до самоубийства сына. Как мать, так и сын беспощадны к родственникам. В конце концов он остается один на один со смертью.

Салтыков-Щедрин разоблачает бессмысленность накопительства, полную пустоту помещичьей жизни. Отсутствие духовных интересов, невежество характеризует семью Головлевых. Праздность, паразитизм – вот причина разложения семьи Головлевых.

«Господа Головлевы» - самый страшный роман 19-го века. Спустя полтора века появляется еще одна «страшная» книга писателя Романа Сенчина «Елтышевы». Это тоже история вымирания семьи, но уже в современных условиях. В 90-е годы 20-го века…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: