Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I, но и для II, III, IV и V классов заключается в том, чтобы выработать у детей умение различать звуки «а слух и в произношении и обозначать их на письме, считаясь, при этом с условностями русской графики.
Основные навыки и умения по этому разделу учащиеся приобретают в подготовительном и I классах на уроках произношения и грамоты.
Программные требования предусматривают развитие фонематического восприятия у детей, умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными.
При этом отмечается необходимость сравнения и различения звуков, выделенных из слова, по их акустическим и артикуляционным свойствам.
В III—V классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ, усиливается внимание к развитию фонематического восприятия учащихся. Эта работа должна быть направлена, прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности.
|
|
Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I класса, но и для II—V классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской орфографии.
Уже в конце подготовительного и начале I класса дети знакомятся с тем характерным фактом правописания в русском языке, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании звуков и букв в словах, учатся различать ударные и безударные гласные и др. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные звуки пишутся так же, как и слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке.
В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов в целом (вода — воды,, лес — в лесу). Подобного рода упражнения проводятся в ходе изучения курса русского языка в III—V классах в целях формирования более прочных навыков правописания. Для анализа берутся не только формы одного слова, но и родственные слова типа водяной, вода — водный; лес — лесник.
Слово.
Программой предусматривается рассмотрение слова его лексическом и грамматическом значениях.
Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения.
|
|
Грамматическое значение слова выявляется в процессе изучения состава его и выделения в нем значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим понятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.).
Переход к изучению темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом.
Для того чтобы эта тема была достаточно усвоена школьниками, должна быть проведена подготовительная работа на уроках. развития речи, цель которой — уточнить и обогатить словарный запас детей, научить их практически пользоваться различными формами словоизменения (склонением и спряжением) и использовать разные способы словообразования.
С целью развития орфографической зоркости у младших школьников, формирования умений и навыков работы со справочным материалом учащиеся (начиная со II класса) обучаются приемам пользования «Орфографическим словарем» П. А. Грушникова.
На протяжении всех пяти лет обучения должно придаваться; большое значение словарной (лексической) работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики и правописания.
От класса к классу усложняется и языковой материал, даются слова с более сложной морфологической структурой (с приставками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно" глаголы) и включающие 2-3 орфограммы.
От умения школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударные гласные, подбирать проверочные слова, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов во многом зависит уровень сформированности навыка, правописания.
В процессе работы над составом слова учащиеся усваивают правописание безударных гласных в корне слова.
Усвоение правописания безударных гласных является очень сложным и трудным разделом, учащиеся допускают ошибки даже там, где нет сомнений в написании слова, так как неверно ставят ударение и слово произносится неправильно, кроме того, они ограничены в подборе родственных, однокоренных слов. Чтобы избежать этих трудностей, следует проводить большую пропедевтическую словарно-орфографическую работу, начинающуюся еще на первых годах обучения, на уроках произношения, развития речи и грамоты.
Изучение грамматической темы «Части речи» связано во всех классах со словарно-логической, словарно-орфографической и лексической работой, что предусмотрено программными требованиями.
Предложение. На протяжении всех лет обучения в начальных классах ведется большая работа над предложением. Эта работа является наиболее важным и необходимым разделом, той основной темой, в которой сконцентрированы все возможности дальнейшего развития учащихся.
При изучении элементов синтаксиса школьники I—V классов узнают о предложении, его основных видах по значению и интонации, главных и второстепенных членах предложения, связи между словами, однородных членах предложения. На основе знаний у детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки и умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического.
Учащиеся должны знать, что предложения выражают определенную мысль. Путем соответствующих практических упражнений они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится?, уметь распространять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как?, уметь закончить предложение и т. д.
|
|
Необходимо много времени и внимания уделять упражнениям по установлению связи слов в предложении, используя различные виды наглядных схем. Это помогает учащимся осмыслить, каким членом предложения является то или иное слово и к какому слову оно относится.. •;
При выполнении письменных упражнений дети должны пользоваться словарем, особенно при выполнении творческих заданий. Исключение составляет контрольный диктант.
В процессе усвоения элементов грамматики и правописания детей развивается умение анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, находить главное; на этих уроках осуществляется также умственное и речевое развитие школьников.
Связная речь'1.
1 Основная работа по формированию связной речи проводится на специальных уроках развития речи в соответствии с программой по данному предмету.
Одно из главных направлений работы в начальных классах — развитие речи учащихся. При обучении связной речи у младших школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков произношения, обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания.
На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
|
|
При обучении связной речи у младших школьников формируются умения в построении связного текста. Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и частично на уроках грамматики и правописания, т. е. в процессе изучения всего программного материала.
Обучение письму (чистописание). Задачей обучения письму является развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных представлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). В результате обучения письму ученик должен «перевести» звук в букву (фонетико-графическое написание), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
На совершенствование каллиграфии правильного письма целесообразно отводить: в подготовительном классе во II четверти 30 мин урока один раз в неделю, во II полугодии — 20 мин урока один раз в неделю; в I классе —15 мин урока два раза в неделю; во II—V классах — по 8—10 мин на каждом уроке грамматики и правописания.
Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.
В подготовительном — II классах — это упражнения для развития руки, пространственных представлений, глазомера, письмо букв, усложнение их начертаний по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
В III—V классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывает у них аккуратность трудолюбие.
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словесные и др.) и обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
подготовительный класс (IV четверть)—3;
I класс — 5;
II класс — 8;
III класс—10;
IV класс—12;
V класс—15.
Количество слов в контрольных диктантах:
подготовительный класс—15—20 слов или слогов;
I класс — 20—30;
II класс — 35—40;
III класс — 45—55;
IV класс — 60—70;
V класс — 70—80.
На каждом уроке необходимо учить младших школьников работать с учебником, ориентироваться в нем (быстро найти изучаемую тему, нужное правило, упражнение, последовательно выполнять все задания к упражнению). Учащихся нужно научить понимать назначение выполняемых упражнений.
Чтение и развитие речи!
Раздел программы «Чтение и развитие речи» является органическим продолжением раздела «Обучение грамоте» и строится с учетом тех знаний, умений и навыков в области родного языка, которые получили учащиеся при работе с первой учебной книгой— «Букварем».
В процессе обучения чтению ребенок должен научиться правильно и осознанно читать и на этой основе сформировать умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги.
Содержание программы по чтению (классному и внеклассному) служит целям коммунистического воспитания и общего развития школьников.
Важнейшими задачами обучения чтению являются:
1. Совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, осознанности и выразительности.
2. Формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения, развитие у них нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса.
3. Овладение умением работать с текстом.
4. Активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой-основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
Программа по чтению для каждого класса включает следующие разделы: «Тематика чтения.и произведения для заучивания | наизусть», «Навыки чтения, работа над текстом и связной устной: речью», «Внеклассное чтение».