Всегда доверяй Богу – Он не проигрывает сражений. 7 страница

Если сделаешь так, то будешь справедливей и избежишь многих тревог.

Плохая ночь на плохом постоялом дворе. – Кажется, так определила эту жизнь святая Тереза. – Метко, правда?

Одна иностранка приехала в прославленный монастырь и страшно огорчилась, увидев, какой он бедный. "Наверное, вам плохо живется?" – спросила она. А монах, очень довольный, ответил: "Что я хотел, то и получил".

Я сам это слышал от святого мужа и радовался – а теперь печалюсь, отвечая тебе, когда ты жалуешься, что несчастлив.

Беспокоиться? – ни в коем случае! Ведь это значит – утратить мир.

Я устал, я хвораю. – Да, ты изнемог. – Отдохни. Ничем не занимайся. – Посоветуйся с врачом. Послушайся его и ни о чем не тревожься.

Скоро ты станешь таким, как раньше, а твое апостольское служение, если будешь верен, принесет еще больше плодов.

Путь› Внутренняя Борьба› Глава 34

Если, размышляя о совершенстве духовного мира, ты слышишь сокровенный, вкрачивый голос ветхого человека – не смущайся.

Это тело смерти вопиет о своих утраченных правах… Но разве тебе не достаточно благодати Божией? Будь Ему верен – и победишь.

Мир, дьявол и плоть очень наглы. Используя слабость живущего в тебе дикаря, они хотят, чтобы за жалкий отблеск удовольствия, которому грош цена, ты отдал им золото, жемчуг, рубины живой, искупительной крови Господней, которой оплачена твоя вечная жизнь.

Слышишь? – "В другом положении, месте, деле ты принес бы куда больше пользы. Разве твой талант – для такой чепухи?" А я скажу тебе: "Богу угодно, когда работаешь там, где ты поставлен. Мысли же, которые тебя посетили, – от беса, это уж точно".

Ты горюешь и скорбишь, что, причащаясь, остаешься сухим и холодным. А вот скажи мне: когда ты идешь к причастию, кого ты ищешь – себя или Иисуса? Если себя – тебе есть о чем горевать. Если Христа, как и должно – то нужны ли тебе еще знамения, более верные, чем Крест, чтобы убедиться, что ты Его уже нашел?

Опять свалился… да еще как! Что ж – отчаиваться? Нет! Смириться. И через Марию, твою любимую Матерь, обратиться к милосердной Любви Христовой. – Прочитай покаянный псалом, вознеси сердце! – Начни заново!

Да, глубоко ты пал! – Что ж, начинай закладывать фундамент там, внизу. – Смирись. Cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies – "Cердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

Ты не идешь против Бога. Твои падения – от слабости. – Предположим. Но почему так часто?! Ты не умеешь их избегать. Если ты не хочешь, чтобы я считал тебя плохим – то придется считать тебя и плохим, и глупым.

Хочу, не хочу – вот ты какой… Нерешительно устраняешь повод ко греху. Не старайся себя обмануть. Не говори, что ты слаб. Ты – труслив, а это не одно и то же.

Эта духовная дрожь, это облако соблазнов застят взор твоей души.

Ты – во тьме. Не пытайся идти один – упадешь. Обратись к старшему, к наставнику – и услышишь то, что сказал Товиту Архангел Рафаил:

Forti animo esto, in proximo est ut a Deo cureris – "Мужайся, скоро тебя исцелит Бог". – Будь послушен, чешуя спадет, спадет с глаз повязка – и Господь дарует тебе благодать и покой.

"Я не умею себя победить!" – пишешь ты мне в унынии. А я отвечаю: "Ты пробовал все средства?"

Благословенны беды земные! Бедность, слезы, злоба, несправедливость, бесчестие… Все сможешь перенести в Том, Кто тебя укрепит.

Ты страдаешь… сдерживаешься, чтобы не жаловаться. – Жалуйся, это не важно, так отзывается по естеству бедная наша плоть. Только смотри, чтобы воля твоя и сейчас, и всегда хотела того же, что хочет Бог.

Никогда не отчаивайся. Лазарь умер и разлагался; Марфа сказала Иисусу: Jam foetet, quatriduanus est enim – "Господи! смердит; ибо четыре дня, как он во гробе".

Если ты услышишь и послушаешься, когда Бог скажет: Lazare, veni foras! – "Лазарь, иди вон!" – то вернешься к Жизни.

Господи, как трудно! – Знаю. Все равно, иди вперед. Награду – и какую награду! – получит лишь тот, кто отважно сражается.

Если твой духовный дом шатается, если все "повисло в воздухе" – утвердись в сыновнем доверии к Иисусу и Марии. Это твердый и верный камень – на нем и надо было бы строить с самого начала.

На сей раз – испытание долгое. – Возможно… нет, наверное, ты пока что не так переносил его, ибо искал утешений у людей. А Отец твой, Бог, вырвал их у тебя – чтобы ты уповал только на Него.

Тебе все безразлично? – Не обманывайся. Если бы я, вот сейчас, спросил тебя о людях или о делах, в которые ты, Бога ради, вложил свою душу – ты ответил бы живо и ясно, как человек, говорящий о родном.

Нет, не безразлично. Просто ты – не железный. Уделяй себе больше времени – а уж оно послужит также и делам твоим. В конце концов, ты – всего лишь орудие.

Вот ты говоришь, что в сердце твоем – вода и огонь, стужа и зной, похоть и Бог. Одна свеча – Архангелу Михаилу, другая – бесу…

Успокойся. Пока ты готов бороться, свеча одна – Архангелу.

С душами, которые противятся, враг почти всегда ведет себя мягко, льстиво, незаметно, нашептывает все такое духовное… А когда покажется, что выхода нет (неверно: всегда есть выход) – он становится наглым, стремясь вызвать отчаяние без раскаяния, как у Иуды.

Утратив утешения от людей, ты чувствуешь себя одиноким – как бы висящим на ниточке, над черной бездной. – Так и кажется, что никто не слушает и не слышит твоих криков: "Помогите!" Ты все это заслужил. – Смирись, не ищи своего, не ищи облегчения. Люби свой Крест, а не только неси его – и Господь тебя услышит. – И заживет сердце твое. – И исполнится мира.

Ты – как открытая рана. Все причиняет боль… все искушает…

Смирись, я говорю это снова – и ты увидишь, как быстро тебя исцелят. Боль обратится в радость, искушение – в твердость.

А сейчас оживи свою веру, исполнись надежды, говори Господу о своей Любви – даже если кажется, что ты ее не чувствуешь.

Вся наша сила – заемная.

Господи, с каждым днем я все меньше уверен в себе, все больше – в Тебе!

Он тебя не оставит – если ты Его не оставишь.

Всего жди от Иисуса. У тебя ничего нет, ты ничего не стоишь, ничего не можешь. Забудь себя, доверься Ему – и Он все сделает.

Иисусе! – Я обретаю отдых в Тебе.

Всегда доверяй Богу – Он не проигрывает сражений.

Путь› Окончательная Судьба Человека› Глава 35

"Теперь ваше время и власть тьмы". – Значит, и у грешников есть свое время? Да… а у Бога – вечность!

Если ты апостол – смерть будет тебе доброй подругой. Она поможет идти.

Ты видел, как грустным осенним вечером опадают мертвые листья? Так, что ни день, падают в вечность души. Однажды таким листом будешь ты.

Ты слышал, – какой печалью сетуют мирские люди, что "мы каждый день чуть-чуть умираем"?

А я скажу: "Радуйся, апостольская душа! Каждый день приближает тебя к Жизни".

Смерть страшит и сражает тех, других – и они исчезают. Нас же смерть-Жизнь ободряет и вдохновляет.

Для них это – конец. Для нас – начало.

Не бойся смерти – прими ее, вот сейчас, со всем великодушием. Когда Богу угодно… как Богу угодно… где Богу угодно… Знай твердо: она придет так, там и тогда, когда надо – и пошлет ее твой Отец. – Приветствую тебя, сестра наша смерть!

Что в мире изменится, что станет хуже, если я умру и меня здесь не будет?

Видишь, как разлагается труп, как смердит тело близкого твоего, которого ты любил. – То самое, красивое тело! – Смотри… и о многом подумай.

Быть не может, чтобы тебя не тронули картины Вальдеса Леала!13 Столько епископов, рыцарей – и вся эта плоть гниет…

Вспомни, что воскликнул герцог Гандиа14: "Впредь не буду служить господину, который может умереть!"

Ты говоришь, что можно умереть "как герой". – А тебе не кажется, что всего отважней умереть незаметно, в постели, как обыватель – но от великой Любви?

Если ты апостол, то не умрешь – просто сменишь квартиру.

Мы читаем в Символе веры, что Господь придет судить живых и мертвых. – Не забывай об этом суде, и об этом Судье, и о Его справедливости.

Не теплится ли в твоей душе одно заветное желание? Не хочется ли тебе, чтобы твой Отец был тобой доволен, когда Ему придется тебя судить?

Мирские души очень любят успокаивать себя разговорами о милосердии Господнем. – И беспечно живут, как жили.

Да, наш Господь бесконечно милостив – но Он и бесконечно справедлив. И суда никто не отменял. Судить Он будет.

Не унывай. – Разве ты не знаешь, что сказал коринфянам апостол Павел? "Каждый получит награду по своему труду".

Ад действительно есть. – Ты думаешь, что все об этом знают? – А я повторю: есть ад!

Повтори и ты за мной, при случае, вон тому… И вот этому.

Послушай меня, ты, – головой ушедший в науку! Твоя наука не в силах мне доказать, что нет бесовских козней. Матерь моя, Святая Церковь, давно повелела, чтобы священники каждый день взывали у алтаря к Архангелу Михаилу, моля о защите "от злобы и козней дьявола" – contra nequitiam et insidias diaboli. Она одобряет, когда так же молятся и дома.

Рай… "Не видел того глаз, не слушало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его".

Не побуждает ли тебя к борьбе это откровение Апостола?

Всегда… Навеки… Какие избитые слова! Людям хочется продлить – нет, увековечить то, что им по вкусу.

Слова эти лгут. Здесь, на земле, всему приходит конец.

Здесь все непрестанно кончается. Удовольствие еще не началось – а его уже нет.

Путь› Воля Божия› Глава 36

Вот ключ от Царства Небесного – откроешь и войдешь. Qui facit voluntatem Patris mei qui in coelis est, ipse intrabit in regnum coelorum – "туда войдут те, кто исполняет волю Отца!"

Не забывай: очень важные вещи зависят от того, как ты и я следуем воле Божией.

Мы – камни, глыбы, которые двигаются, чувствуют и обладают весьма свободной волей.

Бог обтесывает нас, исправляет молотом и резцом.

Не откатывайся вдаль, чтобы избежать Его воли – все равно не спасешься от ударов. Только хуже будет, а пользы никакой – станешь не гладким, обтесанным камнем, на котором можно строить, а кучей щебня, всеми с презрением попираемого.

Покориться?… Примириться?… Нет, желать воли Божией!

Безусловное приятие воли Божией приносит с собою и радость, и мир, и счастье Креста. Тогда понимаешь, что иго Христово – благо, что бремя Его – легко.

Ты все говоришь о мире: "Мир! Мир!" Да, он есть – для людей доброй воли.

Вот мысль, которая ведет к миру: Dominus regit me, et nihil mihi deerit – "Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться". Дух Святой дарует ее тем, кто любит волю Божию.

Что смутит душу, если она всерьез повторяет это?

Свободный человек, согласись служить добровольно – чтобы Иисусу не пришлось сказать о тебе того, что Он сказал о людях Святой Терезе: "Тереза, Я-то хотел… но вот они не захотели".

Как выразить согласие с волей Божией? Вот так: "Ты хочешь этого, Господи? Значит, хочу и я!"

Не сомневайся, скажи то, что чувствуешь: Fiat! – "Да будет воля Твоя!" – и это увенчает твою жертву.

Чем ближе апостол к Богу – тем более он чувствует, что принадлежит всем. Сердце его расширяется – чтобы там уместились все вещи, все люди… и он смог бы положить эту вселенную к ногам Иисуса.

Господи, лучше выполнить Твою волю, чем получить такую же славу, ее не выполнив (если, конечно, возможна такая нелепость).

Как стать счастливым здесь, на земле? Предаться воле Божией. Вот и скажи: Meus cibus est, ut faciam voluntatem ejus – "пища моя – творить Его волю".

Предайся Божией воле – и уже не утратишь мира. Именно этого тебе и не хватает.

Gaudium cum pace – радость и мир. – Вот чудные плоды вверения себя воле Божией!

Отрешенность – не в сухости сердца… Иисус черствым не был.

В недостатке ты так же счастлив, как и в преизбытке.

Исполняющих Его волю Господь возвеличит в том же, в чем уничижил.

Спрашивай много раз в день: то ли я делаю, что должен?

Иисус, я люблю то, чего Ты – хочешь.

Вот ступени: примириться с Волей Божией; согласиться с Волей Божией; желать Воли Божией; любить Волю Божию.

Господи, если в том Твоя Воля, распни мою жалкую плоть!

Не попади в порочный круг! Вот, ты подумал: "Когда это устроится так или сяк, я ничего не пожалею для Бога".

Но разве Иисус не ждет от тебя безоговорочной щедрости – чтобы устроить все лучше, чем ты думал?

Реши твердо: "Каждое мгновенье каждого дня я, ничего не жалея, буду, по мере сил, исполнять Волю Божию".

Ты судишь – сам, хочешь – сам. Отсюда и беспокойство.

Тут все решают секунды… Раньше, чем что-то начать, подумай: "Чего же в этом деле хочет от меня Господь?" А там, с Божией помощью – действуй!

Путь› Слава Божия› Глава 37

Хорошо славить Бога, не прося авансов (жена, дети, почести…) из той полноты блаженства, которой мы будем наслаждаться с Ним в жизни вечной…

К тому же – Господь щедр… Он воздаст сторицей – и это верно даже в том, что касается семьи. – Многие, лишив себя радостей отцовства, обретают тысячи духовных детей… Мы ведь и сами – дети Отца Небесного.

Deo omnis gloria – "Вся слава – Господу". Так мы исповедуем наше ничтожество. Мы – ничто, Иисус – все. Без Него мы ничего не стоим – ни-че-го.

Наше тщеславие – воровство и святотатство. Мы тщетно ищем славы. Никак не должно проявляться наше несчастное "я".

Господь сказал: "Без Меня не можете ничего" – чтобы мы с тобой не приписали себе Его свершений. Sine me, nihil! -"без Меня – ничего!"

Посмеешь ли употребить свой разум, эту искорку премудрости Божией, для чего-то еще – кроме славы Божией?

Если бы наша жизнь шла не к славе Божией, она была бы ничтожна, нет – гнусна.

Вся слава – Господу. Своей волей, укрепленной благодатью, выжми, как выжимают лимон, все дела свои – чтобы в них не осталось ни капли самообожания.

Deus meus es tu, et confitebor tibi: Deus meus es tu, et exaltabo te. – "Ты – Бог мой, и исповедую Тебя. Ты – Бог мой, и восхвалю Тебя". – Прекрасная программа… для такого апостола, как ты.

Пусть не привязывает тебя к земле никакое чувство, кроме блаженнейшего желания славить Христа, а c Ним, и в Нем, и через Него – Отца и Святого Духа.

Очищай свои намерения! – Будет досадно, если твой успех окажется бесплодным, ибо ты старался, чтобы угодить людям…

Чистота намерений… – Соблазны гордыни и похоть плоти ты распознаешь сразу – и борешься, и побеждаешь c помощью Божией.

А вот мотивы, побуждающие тебя браться за самые благочестивые дела, ты видишь хуже… Но какой-то голос (там, внутри) нашептывает что-то, проникает глубже – и ты уже неспокоен, ты думаешь: действовал ли я из чистой Любви, ради славы Божией? Или думал лишь о людской молве?

Отвечай сразу, не медля: "Господи, я ничего не хочу для себя. Все – из Любви к Тебе, ради Твоей славы".

Ты хорошо очистил свои побуждения, сказав: "Отныне я не хочу от людей ни благодарности, ни награды".

Путь› Прозелитизм› Глава 38

Разве тебе не хочется крикнуть вот этим юным созданиям: "Вы c ума сошли! Бросьте мирские развлеченья – от них усыхает сердце, становится все подлее… Бросьте, идите c нами, вослед Любви!"

Тебе не хватает… ну, трепета. – Вот почему за тобой идет так мало народа. – Так и кажется, что ты и сам не очень уверен, много ли выиграл, оставив земные блага ради Христа.

А ты вспомни: воздастся сторицей. Да еще – вечная жизнь! Мало тебе?

Duc in altum – "туда, в открытое море!" Отбрось пессимизм – из-за него ты трусишь. Et laxate retia vestra in capturam – "и забрось сети свои для лова".

Разве ты не знаешь, что у тебя есть право сказать вместе c Петром: In nomine tuo, laxabo rete – "по слову Твоему, Господи, отправлюсь на поиск душ человеческих"?

Прозелитизм – верный признак истинного усердия.

Сеятель… Вот он вышел. Сей широко, апостольская душа! Ветер благодати унесет семя, если борозда, в которую оно упало, окажется недостойной… Сей и не сомневайся. Зерно прорастет.

Хороший пример – хорошее семя. А милосердие велит сеять всем.

Мала твоя любовь, если ты не хочешь спасти все души. – Бедна, если не хочешь заразить своим безумием других апостолов.

Ты знаешь, что путь твой – во мгле. А все потому, что ты не идешь совсем близко к Иисусу. – Чего же ты ждешь, почему медлишь?

Вот ты говоришь: доводы. Какие доводы привел бы бедный Игнатий ученому Франциску Ксаверию?

Ты – удивлен, я – нет. Ведь это нормально. – Бог пришел за тобой к тебе на работу.

Так было и c теми, первыми – с Петром и Андреем, – Иоанном и Иаковом. Они ловили рыбу, Матфей собирал пошлину.

А Павел – подумай только! – истреблял семя христианское…

Жатвы много, а делателей мало. Rogate ergo! – "итак молите, чтобы Господь жатвы послал жнецов".

Молитва – лучшее орудие прозелитизма.

Еще не умолк возглас Бога: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" – А погляди: почти все угасло…

Не решишься ли ты снова раздуть это пламя?

Ты хотел бы привлечь к служению вон того, ученого, и того, влиятельного, и еще вот этого, полного здравомыслия и добродетели.

Молись, приноси жертвы, действуй примером и словом. Не идут? Что ж, успокойся – значит, они не нужны.

А по-твоему, тогда, в начале, их было мало – ученых, влиятельных, добрых, разумных, которые не пошли за двенадцатью?

Говорят, что ты умеешь улавливать души.

Поблагодари Бога за этот дар. И то сказать – орудие для ловли орудий!

Помоги мне вымолить: "Господи Иисусе, пошли нам людей!… апостольские души… для Тебя, для славы Твоей!" Увидишь: в конце концов Он откликнется.

Послушай, вон там не найдется ли одного… ну, двух, которые бы нас поняли?

Скажи… хорошо, вот этому, что мне нужны пятьдесят человек, которые возлюбили бы Иисуса Христа превыше всего.

Вот ты говоришь, что твой друг часто прибегает к таинствам, хорошо учится, ведет чистую жизнь. Но – "не клюет". Как только ты заговоришь о жертве и апостольском служении – он опечалится и уходит.

А ты не огорчайся. – И не думай, что потерпело поражение твое апостольство. Ведь это – точное повторение сцены из Евангелия: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим" (жертва), "и приходи и следуй за Мною" (служение).

Юноша – abiit tristis – "опечалился и ушел", не захотел ответить благодати…

"Хорошая новость, еще один сумасшедший!" – Сколько радости в письме "рыбака".

Да наполнит Господь сети твои!

Прозелитизм… А кто не жаждет, чтобы его апостольское служение продлилось в других до конца времен?

Тебя снедает пыл прозелитизма? Что ж, это верный знак преданности.

Помнишь? – Мы с тобой молились под вечер. Где-то журчала вода. И в тишине Кастильского города мы услышали целый хор голосов – на ста языках, – великой тоской они кричали, что не знают Христа.

А ты, не колеблясь, поцеловал распятие и попросил Бога, чтобы Он помог тебе стать апостолом для апостолов.

Я прекрасно понимаю, что ты любишь свое Отечество и свою семью – но все-таки ждешь не дождешься той минуты, когда уедешь далеко, за моря и земли. Тебя снедает жажда жатвы.

Путь› Малые Дела› Глава 39

Делайте все по Любви. – Тогда не будет мелочей, все станет великим. Упорство в малом из Любви – это подвижничество.

Как много стоит малое дело, когда его делают по Любви!

Ты вправду хочешь стать святым? – Исполняй крохотный долг каждого мгновенья. Делай, что должен, и будь в том, что делаешь.

Если ты пренебрегаешь мелочами – ты сбился с пути.

Великая святость – в исполнении ежеминутного малого долга.

Великая душа не презирает малых дел.

Ты был in pauca fidelis – "верен в малом" – так "войди в радость Господина твоего"! – Это слова Христовы. In pauca fidelis!… "верен в малом!"… Станешь ли теперь пренебрегать мелочами? Ведь тем, кто в них верен, обещана вечная слава!

Не суди по ничтожности начала – кто-то сказал мне, что семена однолетних трав не меньше, чем семена столетних деревьев.

Посмотри: здесь, на земле, все большое начинается c маленького. То, что родится большим – чудовищно, уродливо. И погибает.

Ты говоришь: "Когда представится случай совершить что-то великое… Вот тогда…" – Тогда? Неужели ты надеешься меня убедить и веришь сам, что на небесной Олимпиаде можно победить без подготовки, не тренируясь каждый день?

Разве ты не видел, как строили это высокое, прекрасное здание? – Один кирпич положат, другой. И так – тысячи, все по одному. И мешки c цементом – по одному. И камни фундамента, такие ничтожные перед всей постройкой. – И балки из железа. А работали как? День за днем, в одни и те же часы…

И смотри, что построили! – А все из малого.

Разве ты не видел, из каких мелочей складывается обычная, земная любовь? Вот и небесная – из мелочей.

Не сдавайся, выполняй как можно точнее сиюминутные обязанности. Этот смиренный, однообразный, черный труд – молитва, воплощенная в делах, – поможет тебе обрести благодать тех великих, высоких и глубоких дел, о которых ты мечтаешь.

Все, в чем участвуем мы, бедные люди, – даже святость, – соткано из мелочей. А уж они, смотря по чистоте намерений, могут сложиться в ковер подвига – и в ковер низости. В узор добродетелей – или грехов.

Рыцарские поэмы всегда повествуют не только о великих подвигах, но и о домашних мелочах. Помни о малых делах – и не собьешься c пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: