Что такое горные породы. Разнообразие горных пород на Земле: гранит, базальт, кварцит, мрамор, каменный уголь — плотные породы; гравий, песок, глина — рыхлые породы; вода, нефть — жидкие породы; природный газ — газообразные породы.
Выветривание. Перенос разрушенных горных пород текучими водами, ледниками, ветром, морем. Образование обломочных горных пород.
Горные породы как полезные ископаемые. Рудные полезные ископаемые: железные руды; руды цветных металлов (алюминиевая, медная, свинцовая, цинковая). Металлы, их использование.
Нерудные полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, газ, поваренная и калийная соли, известняк, мрамор, гранит; их применение. Использование обломочных горных пород в хозяйстве своей местности. Добыча полезных ископаемых. Необходимость бережного использования полезных ископаемых.
Практические работы: определение свойств горных пород (твердость, цвет, растворимость в воде) по раздаточному материалу.
Демонстрация разрушения гранита при изменении температуры.
|
|
Почва (6 ч)
Почва — особое природное тело. Свойства почвы: плодородие, влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Отличие почвы от горной породы. Как образуется почва. Какие бывают почвы. Значение почвы для жизни на Земле. Охрана почвы от разрушения.
Демонстрация опыта, показывающего влагопроницаемость почвы.
Живые организмы и среда обитания (11 ч)
Разнообразие живых организмов на Земле. Что такое среда обитания. Условия, необходимые для жизни организмов. Зависимость растений, животных и человека от условий среды обитания (на примере своей местности). Роль организмов в жизни природы. Использование человеком живых организмов. Влияние деятельности человека на животный и растительный мир и его охрана.
Наблюдения за растениями и животными на учебно-опытном участке, в природе.
Демонстрация таблиц, чучел, муляжей, гербарных образцов.
Экскурсия (2). Изучение растений и животных своей местности и среды обитания.
Организм человека, охрана его здоровья (18 ч)
Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная по-126
садка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления 'мышц.
Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний.
Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха. Участие детей в общественно полезном труде.
Забота партии и правительства о здоровье детей.
Практические работы: подсчет пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшая обработка небольших ран, приемы наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством медицинского работника школы).
Заключение (5ч) Обобщение и систематизация знаний.