Знакомство с творчеством композиторов:
А. Бородин. Краткие сведения о жизни и творчестве; интерес к богатырским образам русского народа; продолжение традиций М. Глинки.
М. Мусорский. Знакомство с творчеством: народность его произведений их новаторство.
П. Чайковский. Краткое знакомство с жизнью и творчеством. Отражении внутреннего мира человека в произведениях композитора.
Д. Шостакович. Общественное значение произведений; отражение в них идей советского патриотизма, борьбы за мир.
Музыкальный материал
Русская музыка
А. Бородин. Увертюра, ария князя Игоря, ария Кончака, хор «Слава» (фрагмент) из оперы «Князь Игорь»;
Богатырская симфония (II часть); «Песня темного леса» (романс).
М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов, Баба-Яга, Богатырские ворота из сб. «Картинки с выставки»; пролог «Колокола» (фрагмент), песня Юродивого, хор «Расходилась, разгулялась» из оперы «Борис Годунов»; вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».
П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром (фрагменты I и III части); увертюра, хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин»; IV симфония (фрагменты).
|
|
Советская музыка
Д. Шостакович. VII симфония (1-я часть), XI симфония (фрагменты), романс из музыки к кинофильму «Овод».
С. Прокофьев. Фрагменты из кантаты «Александр Невский» и балета «Ромео и Джульетта».
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Расширение знаний в области лада и метроритма. Уметь различать на слух мажорные и минорные трезвучия.
Иметь общее понятие о параллельных тональностях: до мажор — ля минор, соль мажор — ми минор, фа мажор — ре минор.
Знать понятие «интервал», размер 6/8.
Нотная запись
Уметь петь разучиваемые песни по нотам. Понимать значение ключевых знаков альтерации на примере диеза в соль мажоре, бемоля в фа мажоре. Знать запись целых нот и уметь ими пользоваться.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- эмоционально использовать песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- применять полученные умения и навыки при художественном исполнений музыкальных произведений;
- исполнять ряд музыкальных произведений двухголосно;
- пользоваться записью целых нот.
Учащиеся должны знать:
- расположение нот на нотном стане в диапазоне ля2 — ре2;
- значение ключевых знаков альтерации;
- запись целых нот;
- различать на слух мажорные и минорные трезвучия;
- иметь понятия о параллельных тональностях;
- основные этапы творческой биографии композиторов: А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева.
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ