1.1.1 Настоящий раздел устанавливает тре
бования к дополнительным объектам надзора,
определяющим специфику назначения нефтена
ливных и комбинированных судов.
1.1.2 Требования применяются при освиде
тельствовании корпусной конструкции и систем
трубопроводов в районе грузовых, балластных,
сливных и отстойных танков, насосных станций,
коффердамов, туннелей для трубопроводов и
пустых пространств в зоне размещения груза.
Указанные требования являются дополнительными к требованиям классификационных освидетельствований, которые применяются к остальной части судна.
1.1.3 Требования определяют минимальный
объем осмотра, замеров толщин и испытания
танков. Освидетельствование продолжается, если
обнаружены чрезмерная коррозия и/или конструк
тивные дефекты, и включает, в случае необходи
мости, дополнительный детальный осмотр.
1.1.4 Данная глава содержит требования к
освидетельствованию корпуса, механической ус
тановки и электрического оборудования, регла
ментированные как Правилами классификации и
постройки морских судов, так и Конвенцией
СОЛАС-74/78, резолюцией ИМО А.744(18), пра
вилом 13G Приложения I к Конвенции
МАРПОЛ-73/78 и унифицированными требов
аниями МАКО Z10.1, а также к освидетельство
ванию конструкций корпуса в грузовой зоне,
грузовых и технологических систем, системы
инертного газа, электрического оборудования в
опасных зонах и другого оборудования и ус
тройств, кроме освидетельствований спасатель
ных и сигнальных средств, навигационного
оборудования и радиооборудования.
Нефтеналивные и комбинированные суда валовой вместимостью 500 и более, получающие в символе класса дополнительную характеристику «ОРП», для подтверждения и/или возобновления класса освидетельствуются по расширенной программе, составленной на базе унифицированных требований МАКО Z10.1 и Руководства по расширенной программе проверок во время освидетельствования нефтяных танкеров, принятого резолюцией ИМО А.744(18).
Применение программы расширенного освидетельствования обязательно в отношении танкеров для перевозки сырой нефти дедвейтом 20000 т и более и танкеров для перевозки нефтепродуктов дедвейтом 30000 т и более согласно правилу 13G приложения I к Конвенции МАРПОЛ-73/78.
Программа расширенного освидетельствования применяется к освидетельствованиям конструкций корпуса и систем трубопроводов в районе грузовых танков, в насосных помещениях, туннелях трубопроводов, пустых пространствах в пределах грузовой зоны и во всех балластных танках.
Программа расширенного освидетельствования содержит сведения о характере осмотра, замерах толщин и испытаниях танков под давлением. При обнаружении значительной коррозии и/или дефектов конструкции освидетельствование расширяется путем проведения, если необходимо, дополнительного тщательного освидетельствования, замеров толщин, испытаний.
1.1.5 Замеры остаточных толщин элементов
корпуса и трубопроводов выполняются, как
правило, неразрушающим способом квалифици
рованным персоналом признанной Регистром
организации. Замеры выполняются в присутствии
инспектора, но, по согласованию с Регистром,
могут быть выполнены в отсутствии инспектора,
если контрольные замеры подтверждают доста
точную точность представленных замеров.
1.1.6 К объектам, не входящим в настоящий
раздел, применяются соответствующие требов
ания разд. 1 — 5 части II «Проведение и объемы
освидетельствований».
1.1.7 Контроль Регистра за эксплуатацией в
соответствии с требованиями Конвенции
СОЛАС-74/78 ограничивается проверкой наличия
судовой инструктивной и информационной доку
ментации, предписывающей выполнение этих
требований, и освидетельствованием оборудова
ния, связанного с этими требованиями.
1.1.8 Проведение освидетельствований судна
подтверждается отметкой в Классификационном
свидетельстве и в соответствующих международ
ных свидетельствах.
1.1.9 К комбинированному судну, перевозящему
сырую нефть и нефтепродукты, применяются тре
бования, относящиеся к нефтеналивным судам.
Часть III. Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса 95
1.2 Определения и пояснения.
Танкер — судно, построенное главным образом для перевозки нефти наливом. К этому типу судов также относятся комбинированные суда (нефтерудовозы, нефтенавалочные и др.). Наличие после словесной характеристики в символе класса дополнения «ОРП» указывает на необходимость предъявления этих судов к освидетельствованию по расширенной программе.
Балластный танк — танк, который используется исключительно для водяного балласта.
Общее освидетельствование — освидетельствование, предназначенное для заключения об общем состоянии конструкции корпуса и определения объема дополнительных детальных освидетельствований.
Детальное освидетельствование — освидетельствование, при котором детали конструкции находятся в пределах досягаемости для тщательного осмотра инспектором, т.е. обычно в пределах досягаемости рукой.
Поперечное сечение — поперечное сечение всех продольных элементов, таких как обшивка, продольные балки-стрингеры и продольные балки палубы, борта, днища, двойного дна и продольных переборок.
Для комбинированных судов дополнительные требования к поперечному сечению указаны в унифицированных требованиях МАКО для расширенного освидетельствования танкеров.
Типовые танки — танки, которые, как ожидается, отражают состояние других танков подобного типа и имеют схожие системы защиты от коррозии. При выборе типовых танков учитываются данные о предыдущей эксплуатации и ремонте, а также подлежащие выявлению критические и/или вызывающие сомнение районы.
Критические районы конструкции — участки, которые, как установлено в результате расчетов, требуют контроля или, как установлено на основании имеющихся сведений об эксплуатации данного судна, подобных или однотипных судов, подвержены растрескиванию, гофрировке или коррозии, что ухудшает конструктивную целостность судна.
Сомнительные зоны — места, подверженные, по мнению инспектора, интенсивному износу и/или чрезмерной коррозии.
Чрезмерная коррозия — такая степень коррозии, которая находится в допустимых пределах, но составляет более 75% этих величин.
Защитное покрытие — это обычно твердое антикоррозионное покрытие. Другие системы покрытий (например, мягкое покрытие) считаются допустимыми в качестве альтернати-
вы, при условии, если они наносятся и сохраняются в соответствии со спецификацией.
Состояние покрытия определяется следующим образом:
хорошее — с незначительной коррозией пятнами,
удовлетворительное — с местными разрушениями на кромках ребер жесткости и сварных соединений и/или незначительной коррозией, охватывающей 20 % или более площади рассматриваемых участков, но менее, чем определено для плохого состояния.
плохое — когда имеется разрушение покрытия на площади 20 % или более или имеются твердые чешуйки на 10 % или более рассматриваемой площади.
Грузовая зона — часть судна, в которой расположены грузовые танки, сливные (отстойные) танки и помещения грузовых и других насосов, коффердамы, балластные и пустые пространства (отсеки), смежные с грузовыми танками, а также участки палубы по всей длине и ширине судна над вышеупомянутыми пространствами.
Регистрационная документация об освидетельствованиях должна составлять часть судовой документации и состоять из:
актов инспекторов Регистра об освидетельствовании конструкций,
краткого отчета о состоянии корпуса, подготовленного авторитетной организацией и согласованного с судовой администрацией и инспектором Регистра,
отчетов о замерах толщин с нанесением результатов на чертеже растяжки наружной об-шивки и чертежах других корпусных конструкций.
1.3 Подготовка к освидетельствованию.
1.3.1 Планирование.
1.3.1.1 Судовладелец совместно с классифика
ционным обществом заранее, до очередного
освидетельствования, должен подготовить конк
ретную программу освидетельствования.
1.3.1.2 Программа освидетельствования
должна включать условия для проведения осви
детельствования, доступ к конструкциям и обо
рудованию, необходимому для освидетельство
вания, принимая во внимание минимальные тре
бования табл. 1.7.2.3, 1.7.3.1, 1.7.3.2 данного
раздела, касающиеся освидетельствования, за
меров толщин и испытаний танков.
1.3.1.3 В качестве варианта программа деталь
ного освидетельствования и замера толщин при
этом освидетельствовании может быть основана на
планирующем документе, как указано в 1.4.5.
1.3.1.4 Программа освидетельствования долж
на учитывать информацию, включенную в судовую
документацию, как указано в 1.4.2 и 1.4.3.
Правила классификационных освидетельствований судов