12.1. Инспектору Регистра необходимо помнить, что состояние центровки влияет на работоспособность механизма в целом, а именно: у отцентрованного механизма отсутствуют вибрация, неисправность подшипников, муфт, уплотнений валов и т.п.
Таблица 11
Возможные дефекты и способы их обнаружения | Способы устранения дефектов |
1. Поломка зубъев, трещины. Магнитная, цветная, вихретоковая или капиллярная дефектоскопия, ультразвуковой контроль. Внешний осмотр 2. Выкрашивание (питтинг) на рабочей поверхности зуба: равномерное выкрашивание, имеющее характер отдельных оспин и занимающее не более 10 % общей поверхности зуба; неравномерное по длине зуба выкрашивание (по концам зубьев) из-за отклонения от параллельности или перекоса осей шестерен, а также из-за неточности нарезания зубьев. Внешний осмотр 3. Коррозионные разъедания зубьев из-за попадания влаги. Внешний осмотр 4. Неудовлетворительный контакт рабочей поверхности зубьев. Пятно контакта менее: по длине зуба — 50 %; по высоте зуба — 40 %. Площадь контакта определить по краске или натиру (блеску) на зубьях шестерен, находившихся в эксплуатации. Внешний осмотр 5. Увеличение бокового зазора между зубьями более допустимого. Замер зазора щупом или свинцовыми выжимками | Замена шестерни. Рекомендуется замена шестерен в паре Устранение дефекта не требуется Проверка или регулировка положения осей. Увеличение площади контакта шабрением с проверкой контакта по краске, шлифованием, обкаткой с абразивной пастой Зачистка и полировка района разъеданий шлифовальной шкуркой или шабрением. При разъедании более 20 % рабочей поверхности зуба необходима замена шестерен Увеличение площади контакта зубьев шабрением по краске, шлифованием или обкаткой с абразивной пастой. Пятно контакта после подгонки должно составлять не менее: по длине зуба — 60 %, по высоте зуба — 45 %, если не указано иное заводом-изготовителем. При подгонке контролировать величину бокового зазора в зацеплении Замена шестерен в паре. Уменьшение зазора за счет изменения межцентрового расстояния между осями валов шестерен. Проверка и регулировка положения осей |
Приложение 15
12.2. В процессе центрования определяются
смещение и излом сопрягаемых валов следующи
ми способами:
центровкой по изломам и смещениям в жестких допусках;
центровкой по изломам и смещениям, допуски на которые определяются расчетом в зависимости от допусков на напряжения в валах;
центровкой с регулированием фактических нагрузок при помощи динамометров;
центровкой оптическими методами.
12.3. Измерение несоосности валов зависит от
применяемого способа центровки и производится
при помощи: стрел, механических индикаторов
часового типа, датчиков взаимных перемещений
(индуктивных, лазерных), оптических приборов и др.
Для проверки центровки рекомендуется использовать универсальное центрирующее устройство УЦУ-1, выпускаемое ЦНИИМФ.
12.4. При центровке применяют следующие
схемы измерений: радиально-противоположную
или радиально-торцевую.
Схема измерений определяется условиями центровки и возможностями выполнения измерений.
12.5. К началу центровки должны быть
закончены сварочные работы по корпусу и фун
даменту в районе механизма (при центровке
главного или вспомогательных двигателей — в
районе машинного отделения).
12.6. Перед центровкой валы должны быть
провернуты на 2 — 3 оборота.
Центровка главных двигателей производится, как правило, на плаву судна.
При центровке валы должны проворачиваться в одну сторону: по направлению вращения валов в работе.
Измерения рекомендуется выполнить 2 раза до совпадения результатов замеров.
Допустимые величины расцентровок зависят от типа соединения центрируемых механизмов (жесткое, эластичное, различные муфты) и указаны в документации завода-изготовителя либо технических условиях на ремонт.
12.7. При центровке должно быть исключено
влияние осевых перемещений валов центрируе
мых механизмов.
12.8. При центровке должна быть проверена
пригонка клиньев: щуп толщиной 0,05 мм не
должен проходить между опорной поверхностью
фундамента и клином, клином и лапой механизма.
При центровке допускается введение между клином и фундаментной лапой механизма не более трех слоев ленты (из латуни или нержавеющей стали) толщиной до 2,0 мм.
В случае применения самоустанавливающихся сферических прокладок или плоских регулируемых клиньев установка ленты не допускается.
12.9. При приемке центровки обязательной проверке подлежат:
величины изломов и смещений на соответствие фактических значений расцентровок допустимым;
пригонка клиньев под механизмом и крепление его к фундаменту;
осевой разбег вала механизма, который должен быть в допустимых пределах;
легкость вращения вала (без зацеплений и заеданий).
Если в линии валопровода установлена упругая муфта, то при проверке центровки валопровода должны быть учтены рекомендации завода-изготовителя главного двигателя. При этом если установлена пневмомуфта, она должна быть в рабочем состоянии, а если установлены эластичные резиновые муфты, они должны дообо-рудо-ваться жесткими проставками.
При центровке главного двигателя с валопро-водом дополнительно проверяются:
величина раскепа кормового кривошипа коленчатого вала. Измеренное значение раскепа сравнивается с аналогичным значением раскепа кормового кривошипа коленчатого вала до соединения дизеля с валопроводом и допустимой нормой раскепов;
прилегание кормовой рамовой шейки коленчатого вала к нижнему вкладышу рамового подшипника.
При центровке дизеля с генератором дополнительно проверяется радиальный зазор между ротором (якорем) и главными полюсами статора.
Замеры производятся при повороте ротора на 360° в четырех положениях: через каждые 90°.
Допустимая разномерность радиального зазора между ротором и главными полюсами генератора — не более +10% от величины радиального зазора.
Указанные выше измерения производятся и в случае центровки дизеля с валом.
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации