Указания по центровке механизмов

12.1. Инспектору Регистра необходимо помнить, что состояние центровки влияет на работоспособ­ность механизма в целом, а именно: у отцентро­ванного механизма отсутствуют вибрация, неисправ­ность подшипников, муфт, уплотнений валов и т.п.

Таблица 11


Возможные дефекты и способы их обнаружения Способы устранения дефектов
1. Поломка зубъев, трещины. Магнитная, цветная, вихретоковая или капиллярная дефектоскопия, ультразвуковой контроль. Внешний осмотр 2. Выкрашивание (питтинг) на рабочей поверхности зуба: равномерное выкрашивание, имеющее характер отдельных оспин и занимающее не более 10 % общей поверхности зуба; неравномерное по длине зуба выкрашивание (по концам зубьев) из-за отклонения от параллельности или перекоса осей шестерен, а также из-за неточности нарезания зубьев. Внешний осмотр 3. Коррозионные разъедания зубьев из-за попадания влаги. Внешний осмотр 4. Неудовлетворительный контакт рабочей поверхности зубьев. Пятно контакта менее: по длине зуба — 50 %; по высоте зуба — 40 %. Площадь контакта определить по краске или натиру (блеску) на зубьях шестерен, находившихся в эксплуатации. Внешний осмотр 5. Увеличение бокового зазора между зубьями более допустимого. Замер зазора щупом или свинцовыми выжимками Замена шестерни. Рекомендуется замена шестерен в паре Устранение дефекта не требуется Проверка или регулировка положения осей. Увеличение площади контакта шабрением с проверкой контакта по краске, шлифованием, обкаткой с абразивной пастой Зачистка и полировка района разъеданий шлифовальной шкуркой или шабрением. При разъедании более 20 % рабочей поверхности зуба необходима замена шестерен Увеличение площади контакта зубьев шабрением по краске, шлифованием или обкаткой с абразивной пастой. Пятно контакта после подгонки должно составлять не менее: по длине зуба — 60 %, по высоте зуба — 45 %, если не указано иное заводом-изготовителем. При подгонке контролировать величину бокового зазора в зацеплении Замена шестерен в паре. Уменьшение зазора за счет изменения межцентрового расстояния между осями валов шестерен. Проверка и регулировка положения осей

Приложение 15




12.2. В процессе центрования определяются
смещение и излом сопрягаемых валов следующи­
ми способами:

центровкой по изломам и смещениям в жестких допусках;

центровкой по изломам и смещениям, допус­ки на которые определяются расчетом в зависи­мости от допусков на напряжения в валах;

центровкой с регулированием фактических нагрузок при помощи динамометров;

центровкой оптическими методами.

12.3. Измерение несоосности валов зависит от
применяемого способа центровки и производится
при помощи: стрел, механических индикаторов
часового типа, датчиков взаимных перемещений
(индуктивных, лазерных), оптических приборов и др.

Для проверки центровки рекомендуется ис­пользовать универсальное центрирующее ус­тройство УЦУ-1, выпускаемое ЦНИИМФ.

12.4. При центровке применяют следующие
схемы измерений: радиально-противоположную
или радиально-торцевую.

Схема измерений определяется условиями центровки и возможностями выполнения изме­рений.

12.5. К началу центровки должны быть
закончены сварочные работы по корпусу и фун­
даменту в районе механизма (при центровке
главного или вспомогательных двигателей — в
районе машинного отделения).

12.6. Перед центровкой валы должны быть
провернуты на 2 — 3 оборота.

Центровка главных двигателей производится, как правило, на плаву судна.

При центровке валы должны провора­чиваться в одну сторону: по направлению враще­ния валов в работе.

Измерения рекомендуется выполнить 2 раза до совпадения результатов замеров.

Допустимые величины расцентровок зависят от типа соединения центрируемых механизмов (жесткое, эластичное, различные муфты) и ука­заны в документации завода-изготовителя либо технических условиях на ремонт.

12.7. При центровке должно быть исключено
влияние осевых перемещений валов центрируе­
мых механизмов.

12.8. При центровке должна быть проверена
пригонка клиньев: щуп толщиной 0,05 мм не
должен проходить между опорной поверхностью
фундамента и клином, клином и лапой механизма.


При центровке допускается введение между клином и фундаментной лапой механизма не более трех слоев ленты (из латуни или нержа­веющей стали) толщиной до 2,0 мм.

В случае применения самоустанавли­вающихся сферических прокладок или плоских регулируемых клиньев установка ленты не допус­кается.

12.9. При приемке центровки обязательной проверке подлежат:

величины изломов и смещений на соответст­вие фактических значений расцентровок допусти­мым;

пригонка клиньев под механизмом и крепле­ние его к фундаменту;

осевой разбег вала механизма, который дол­жен быть в допустимых пределах;

легкость вращения вала (без зацеплений и заеданий).

Если в линии валопровода установлена упру­гая муфта, то при проверке центровки валопро­вода должны быть учтены рекомендации завода-изготовителя главного двигателя. При этом если установлена пневмомуфта, она должна быть в рабочем состоянии, а если установлены эластич­ные резиновые муфты, они должны дообо-рудо-ваться жесткими проставками.

При центровке главного двигателя с валопро-водом дополнительно проверяются:

величина раскепа кормового кривошипа ко­ленчатого вала. Измеренное значение раскепа сравнивается с аналогичным значением раскепа кормового кривошипа коленчатого вала до сое­динения дизеля с валопроводом и допустимой нормой раскепов;

прилегание кормовой рамовой шейки коле­нчатого вала к нижнему вкладышу рамового подшипника.

При центровке дизеля с генератором допол­нительно проверяется радиальный зазор между ротором (якорем) и главными полюсами статора.

Замеры производятся при повороте ротора на 360° в четырех положениях: через каждые 90°.

Допустимая разномерность радиального за­зора между ротором и главными полюсами генератора — не более +10% от величины радиального зазора.

Указанные выше измерения производятся и в случае центровки дизеля с валом.



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: