Экзаменационные вопросы по дисциплине «Специальная психология»
- Предмет и задачи специальной психологии.
- Специальная психология в системе психологической науки и практики.
- Современные критерии нормального и отклоняющего развития.
- Принципы построения современной классификации видов психического дизонтогенеза.
- Теории компенсации дефекта Л.С.Выготский о дефекте и компенсации.
- Понятие органической и функциональной патологии.
- Причины отклонений в развитии.
- Умственная отсталость, формы умственной отсталости.
- Олигофрения, степени выраженности. Классификация олигофрении по М.С.Певзнер.
- Дети с задержкой психического развития, общая характеристика.
- Дети с недостатками слуха, классификация.
- Особенности самооценки и дружеских отношений детей с недостатками слуха.
- Дети с недостатками зрения, классификация.
- Особенности психического развития детей с недостатками зрения.
- Особенности психического развития детей с недостатками слуха.
- Дети с церебральным параличам, формы ДЦП. Структура двигательного дефекта.
- Психологические особенности детей с ДЦП. Структура интеллектуального дефекта.
- Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.
- Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Психологическое изучение детей с проблемами в развитии на ПМПК.
- Предмет, задачи и методы логопсихологии.
- Аттитюды общества к аномальным детям, система социальных институтов для детей с интеллектуальными нарушениями.
- Психопатия как форма дисгармонии личности.Признаки психопатических черт характера
- Клинико-патогенетическая систематика истерических и истериформных состояний
- Неврозы у детей и подростков. Основные клинические синдромы при неврозах.
- Особенности детских неврозов.
- Девиантное и делинквентное поведение подростков.
- Психологическая коррекция как направление практической психологии. Виды коррекционных программ
- Особенности развития детей с недостатками слуха и зрения.
- Психологическая характеристика детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
- Проблема интеграции аномальных детей в общество.
- Тенденции психического и социального развития, являющиеся общими для всех типов отклоняющегося поведения.
- Классификация биологических и социальных факторов отклоняющегося развития. Факторы развития. Факторы отклоняющегося развития.
- Основные видимые поведенческие признаки отклоняющегося развития.
- Основные составляющие психологического диагноза.
- Возможности нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития.
- Принципы построения обучающего эксперимента как диагностической процедуры.
- Методы специальной психологии.
- Основные, имеющие дифференциально-диагностическое значение характеристики психической деятельности умственно отсталых детей.
- Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей.
- Формирование психологической готовности у умственно отсталых детей к школьному обучению.
- Речевое нарушение. Основные функции речи и механизмы речевого высказывания.
- Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых расстройств.
- Основные тенденции психического развития детей с общим недоразвитием речи.
- Принцип комплектования логопедических групп детей с однородными нарушениями речи для проведения коррекционной работы.
- Общая характеристика влияний речевых нарушений на психическое развитие детей.
- Специфика психического и социального развития при заикании.
- Основные подходы к дифференциальной диагностике детей с речевыми нарушениями и ограничению от других видов отклоняющегося развития.
- Психологическое изучения детей с нарушениями слуха. Сбор информации о ребенке, выбор методик психологического изучения, подготовка заключения и рекомендаций.
- Основные проблемы и факторы успешной интеграции лиц с нарушенной слуховой функцией в общее социокультурное пространство.
- История развития специальной психологии.
- Основные направления компенсаторных процессов при нарушенном зрении. Значение кожно-оптического чувства жизнедеятельности слепых детей.
- Своеобразие в развитии высших психических функций (мышления, речи) при нарушении зрительной функции.
- «Ранний детский аутизм» как специфический вид дизонтогенеза.
- Варианты детского аутизма (используя критерий «уровня аффективной регуляции деятельности»).
- Акцентуация. Сравнительный анализ классификаций А. Личко и К. Леонгарда.
- Предмет и задачи сурдопсихологии.
- Сочетанные признаки проявления посттравматического синдрома в детском возрасте, подходы к профилактике и коррекции.
- Возможности компенсации психического развития человека со сложной структурой нарушения развития.
- Типичные особенности развития мышления и речи детей с ЗПР.
- Сущность феномена отклоняющегося развития, его структура и свойства.
- Механизмы формирования системных отклонений в дизонтогенезе.
- Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.
- Депривационные феномены и особенности личности детей и подростков с отклонениями в развитии.
- Предмет и задачи тифлопсихологии.
- Предмет и задачи олигофренопсихологии.