1) задержка сенсорного и искажение интеллектуального развития:
А) качественное своеобразие мира ощущений: затруднены или невозможны восприятие звука и локализация его в пространстве, недоступны познанию звуковые свойства ряда объектов и явлений окружающего мира;
Б) отсутствие слухового внимания и возможности использовать речь взрослых в качестве организующей внимание помощи;
В) доминирование зрительного восприятие и зрительной памяти.
1) обеднение познавательной сферы (задерживается взаимодействие с миром вещей, которое, как известно, осуществляется при активном участии чувственных форм познания);
2) волевые нарушения от снижения активности до выраженной пассивности, слабости и истощаемости побудительных мотивов;
3) эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний (ребенок с нарушением слуха лишен одного из основных средств контакта с окружающими (реакция на интонацию, различение звуков, постепенное понимание обращенной речи и т. д.), имеет дефицит эмоционального общения со взрослым);
4) отставание в развитии предметной и орудийной деятельности: более простые способы выполнения задания, использование многократных проб без их последующего анализа, предпочтение простых, лежащих на поверхности вариантов действия, близких к действию силой, отсутствие представлений о возможности использования вспомогательных средств-орудий, медленный переход к свернутой ориентировке, ведущей к безошибочному выполнению задания, отсутствие участия речи в процессе решения наглядных задач;
5) отклонения в речевом развитии, прямо вытекающие из ограниченного доступа звуковых раздражителей
Своеобразие человека с нарушением слуха, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности.