Задачи и содержание коррекционной работы по формированию способности к замещению и наглядному моделированию у детей с отклонениями в развитии

Путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно- исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. В число знаков, опосредующих психическую жизнь человека, входят буквы, цифры, различные символы. За счет определенного расположения знаков в пространстве образуются модели, формулы, схемы, чертежи, которые используются как в обучении, так и в процессе деятельности людей. Исследования Л. А. Венгера и сотрудников его лаборатории доказали, что целенаправленное развитие способности к замещению и моделированию у дошкольников, способствует развитию их умственных способностей

Коррекционная работа строится в следующих направлениях:

6) Формирование способности к замещению.

Упражнения на подбор заместителей к предметам. Лучше в игровой ситуации. На начальных этапах предмет и заместитель имеет наибольшее сходство, а в дальнейшем заместители приобретают все более условный характер. Важно чтобы ребенок выполнил с заместителем такое же действие, как и с реальным предметом.

Подбор заместителей к предметам- лучше всего в игровой ситуации. Например, говорят, что кукла заболела и нужно измерить ей температуру. Вместо градусника можно взять какой-предмет: палочку, карандаш, ленточку, кубик. Ребенок выбирает предмет-заместитель.

Подбор предметов к заместителям. Ребенку предлагаются геометрические фигуры и набор карточек с предметным изображением, спрашивают о том, что обозначает треугольник (косынку, крышу дома), круг (солнышко, руль, яблоко) и т.п.

Упражнения в кодировании – используются карточки-шифры, кодируется, что угодно (посуда, мебель и т. д.), так как в игре «Зверюшки на дорожках».

2. Пространственное моделирование.

А) упражнения в пространственном анализе строения предмета. Анализ строения предмета осуществляется на разных занятиях - рисовании, лепке, аппликации.

Схема анализа строения предмета:

- целостное восприятие;

- выделяются крупные части – их цвет, форма, величина, пространственное расположение, назначение;

- выделяются детали, их цвет, форма, величина и их назначение.

- целостное восприятие.

Б) моделирование пространственных ситуаций. Ребенку предлагают игры с кукольной комнатой, изготавливается макет кукольной комнаты. Рядом лист бумаги и геометрические фигуры, ребенку предлагают каждый предмет мебели обозначить геометрической фигурой и соответственно их расположить. Затем мебель меняют местами и фигурки меняются, и наоборот.

Моделирование логических отношений является сложным направлением для проблемных детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: