Основной формой организации учебно-спортивной и воспитательной работы по борьбе являются спортивные секции коллективов физической культуры. Секции спортивной борьбы могут быть созданы при физкультурных коллективах заводов, колхозов, учебных заведений и других организаций. Они привлекают трудящихся к регулярным занятиям спортивной борьбой и наряду с подготовкой высококвалифицированных спортсменов укрепляют их здоровье, способствуют всестороннему физическому развитию. У занимающихся вырабатываются прикладные навыки, необходимые в трудовой деятельности и при обороне Родины, воспитываются ценные черты коммунистической морали (чувство товарищества, взаимопомощи, честности, коллективизма, патриотизма и др.), они вовлекаются в активную общественно-политическую жизнь. Секции спортивной борьбы, как правило, создаются по производственному принципу и объединяют спортсменов, работающих на одном предприятии, в учреждении или обучающихся в одном учебном заведении. Это обеспечивает тесную связь занимающихся с общественностью их заводов, фабрик, вузов и тем самым создает благоприятные условия для спортивной работы и воспитания спортсменов.
Созданию секции предшествует большая разъяснительная и организаторская работа. Прежде всего при помощи совета коллектива физической культуры, комсомольских, профсоюзных организаций и руководителей предприятия или учебного заведения необходимо решить вопросы, связанные с материальным обеспечением руководителей секции и оборудованием мест занятий, а затем все усилия направить на то, чтобы пробудить у молодежи настоящий интерес и любовь к спортивной борьбе. Для этого используются разнообразные средства агитации и пропаганды (беседы, приглашения молодежи на соревнования, организация показательных выступлений, спортивных вечеров, оформление красочных стендов, фотовитрин, плакатов, объявлений и т. п.).
После выявления желающих заниматься в секции спортивной борьбы из лиц, имеющих организаторские способности, создается бюро секции, которое впоследствии руководит всей организационной, учебно-спортивной и воспитательной работой. В состав бюро входит 3—5 человек. Оно избирает председателя, секретаря, распределяет обязанности среди остальных членов. Иногда могут быть скомплектованы комиссии (организационная, учебная, судейская и др.). Бюро секции в тесном контакте с преподавателем (тренером) осуществляет руководство работой секции (вовлекает новых членов), проводит массовые мероприятия (показательные выступления, лыжные вылазки, походы, кроссы и т. п.), организует- проведение соревнований. Наряду с этим бюро разрабатывает планы, составляет программы и положения о соревнованиях, сметы расходов, ведет учет значкистов ГТО и спортсменов-разрядников, а также учет и отчетность работы секции.
Высшим руководящим органом секции является общее собрание, перед которым бюро отчитывается за работу. Общее собрание дает оценку деятельности бюро.
В повседневной работе бюро подчиняется совету коллектива физической Культуры.
Поступающие в секцию спортивной борьбы должны пройти полный медицинский осмотр. Данные, характеризующие состояние здоровья и физическое развитие, заносятся в специальную карточку, и преподаватель (тренер) руководствуется ими при определении содержания и нагрузки во время занятий. При вступлении в секцию школьников у них должно быть дополнительное разрешение на это родителей и директора школы.
Учебно-тренировочные группы комплектуют с учетом возраста, физического развития занимающихся, их общей и спортивно-технической подготовки. На крупных предприятиях или в учебных заведениях необходимо организовать раздельные секции для начинающих и для спортсменов-разрядников. Такой подход поможет вовлечь в занятия большее число молодежи и в то же время будет способствовать методически правильному построению учебной работы. В организованных группах на одного преподавателя приходится не более 14—20 новичков и борцов младших разрядов и 8—10 человек — борцов старших разрядов.
Деятельность каждой спортивной секции, ее спортивные достижения, организационные и хозяйственные успехи во многом зависят от того, как будет поставлена работа с общественным активом. Опорой преподавателя в первую очередь являются члены бюро секции, старосты групп и капитаны команд, которые должны быть самыми уважаемыми и авторитетными спортсменами.
Важно своевременно заметить наклонности и способности каждого члена секции и дать ему возможность проявить себя на активной общественной работе — это одно из главных условий воспитательной работы. Общественная работа развивает творческую самостоятельность и инициативу, способствует развитию организаторских навыков, и нередко хорошие общественники спортивных секций становятся умелыми руководителями на производстве. Чем больше членов секции будет вовлечено в общественную деятельность, тем сплоченнее и дружнее весь коллектив, тем слаженнее его работа.
Из наиболее способных и активных занимающихся необходимо подготовить инструкторов-общественников, которые в дальнейшем могут самостоятельно проводить занятия в секциях.
Подготовка общественных инструкторов осуществляется советами физкультуры, спортивными клубами, ДСО и ведомствами на специальных курсах и семинарах. Однако основные знания они должны получать в процессе повседневных учебно-тренировочных занятий в секции под руководством преподавателя.
Помимо коллектива физической культуры, учебно-спортивная работа по борьбе проводится центральными секциями спортивных обществ, отделениями детских спортивных школ, ДСО, ведомств и отделов народного образования, а также спортивными школами молодежи советов Союза спортивных обществ и организаций (городских, областных). В центральные секции и школы молодежи принимаются наиболее способные борцы для их дальнейшего спортивного совершенствования.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
Успех работы секции спортивной борьбы во многом зависит от умелого планирования. Работа в секции ведется преподавателем совместно с членами бюро по перспективным, годовым и месячным планам. Немаловажное значение имеют календарные планы и планы проведения отдельных мероприятий.
Перспективный план разрабатывается на несколько лет с учетом того, что развитие секции спортивной борьбы связано с перспективой развития самого предприятия, с ростом возможностей и удовлетворения бытовых и культурных потребностей трудящихся. Этот план предусматривает улучшение материальной базы (улучшение и постройку залов, летних площадок, приобретение дорогостоящего спортивного инвентаря и т. п.), увеличение числа занимающихся, воспитание актива, рост числа разрядников и т. п.
Годовое и месячное планирование является текущим и предусматривает следующие разделы: политико-воспитательную, учебно-тренировочную, спортивную, агитационно-массовую работу, мероприятия по комплексу ГТО, врачебному контролю, подготовку общественных кадров и хозяйственную работу.
Политико-воспитательная работа. Этот раздел плана включает лекции, доклады, общественно-политические мероприятия, в которых должны участвовать все члены секции: собрания, экскурсии, культпоходы, коллективные посещения соревнований и др.
Учебно-воспитательная работа. В этом разделе предусматривается определение количества групп и их количественного состава, распределение преподавателей и общественных инструкторов, составление расписания занятий, обеспечение групп учебной документацией и наглядными пособиями, организация методических совещаний по вопросам проведения занятий, методике обучения, тренировки и др.
Спортивная работа. Определение календаря соревнований, разработка положений, подбор и утверждение судейских коллегий, утверждение сборных команд, подготовка разрядников и судей (сроки и количество) и т. д.
Агитационно-массовая работа. Организация показательных выступлений и спортивных вечеров, чтение лекций, докладов, выпуск стенных газет, фотовитрин, информация о работе секции, выступления на соревнованиях, художественное оформление мест занятий и соревнований, изготовление афиш, плакатов и т. д.
Работа по комплексу ГТО. Рассмотрение плана подготовки значкистов ГТО, создание комиссий по приему и организации соревнований для сдачи нормативов.
Врачебный контроль. Организация медицинских осмотров, проведение бесед врача о результатах осмотров, о влиянии физических упражнений на организм человека, гигиене, самоконтроле и др.
Подготовка общественных кадров. Организация мероприятий по подготовке инструкторов-общественников и судей разных категорий.
Хозяйственная работа. Составление смет расходов по ремонту и приобретению инвентаря, заключение договоров на организацию и проведение различных мероприятий, аренду спортивных баз, организация воскресников для оборудования мест занятий на летних площадках и др.
План работы секции составляется по приведенной ниже форме:
План работы секции борьбы на 196____ год
Содержание работы | Сроки выполнения | Ответственные за выполнение | Отметки о выполнении |
Планы работы секции должны правильно и реально ориентировать занимающихся, не занижать и в то же время не превышать возможности коллектива. За каждым показателем необходимо наметить конкретные сроки и фамилии исполнителей.
Для того чтобы все члены коллектива прониклись ответственностью за выполнение плана, его необходимо согласовать с общественными организациями и руководителями предприятий и принять на общем собрании.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры является довольно многогранным и продолжительным, так как современные спортивно-технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных тренировок. Этот процесс должен проходить постепенно и последовательно, и попытки его форсировать отрицательно сказываются на здоровье занимающихся и росте их мастерства.
Полноценному решению этих задач способствует правильное планирование, предусматривающее перспективное, текущее и оперативное распределение учебного материала (схема 4).
Перспективное планирование предусматривает создание единой системы организационных и методических мероприятий на несколько лет с постоянным усложнением и повышением требований к занимающимся. Многолетнее планирование осуществляется как для группы борцов, так и для отдельных спортсменов и должно иметь конечную цель и задачи, которые зависят от контингента занимающихся, имеющихся кадров преподавателей, материальной базы и прочих условий.
В перспективном планировании, например, предусматривается достижение спортивных разрядов в зависимости от возраста и продолжительности занятий. Опыт показывает, что для юношей 14—15 лет можно планировать выполнение 2-го юношеского разряда, в 16—17 лет— 1-го юношеского, в 17—18 лет — 2-го спортивного разряда, в 19—20—1-го разряда, в 21—23 года — кандидата и мастера спорта и в 23—26 лет — мастера международного класса (табл. 3).
От этой схемы, безусловно, могут быть отступления. Многочисленные примеры показывают, что высших спортивных результатов отдельные спортсмены добиваются и в более раннем возрасте, однако чрезмерно ускорять их подготовку не следует. Для борцов старших разрядов предусматривается индивидуальное перспективное планирование, где определяются задачи и средства спортивного совершенствования с учетом их технической, тактической, волевой и физической подготовки.
Таблица 3
Примерное планирование спортивных достижений борца
Возраст и спортивный разряд | ||||||
14—15 | 16-17 | 17—18 | 19—20 | 21—23 | 22 23 | 23-26 |
2-й юношеский разряд | 1-й юношеский разряд | 3-й—2-й спортивные разряды | 1-й спортивный разряд | Кандидат в мастера спорта | Мастер спорта СССР | Мастер спорта СССР международного класса |
В перспективном индивидуальном плане все разделы спортивного совершенствования должны быть взаимосвязаны между собой. Так, например, если в плане технической подготовки ставится задача изучить броски наклоном с захватом ног, то в плане по физической подготовке необходимо предусмотреть развитие силы тех групп мышц, которые наиболее активно участвуют в этом приеме и обеспечивают высокое качество его проведения. Подобные задачи следует предусмотреть и в плане совершенствования быстроты, координации движений, а также тактической и волевой подготовки.
Таблица 4
Индивидуальный перспективный план
Стороны подготовки | Характеристика основных недостатков на данном уровне | Перспективные задачи совершенствования | Основные средства совершенствования | Этапы подготовки и контрольные нормативы | |||
Техническая | |||||||
Тактическая | |||||||
Физическая | |||||||
Волевая |
На основании перспективного индивидуального плана составляются годовые планы и планы подготовки к отдельным соревнованиям, определяются задачи и средства тренировочных циклов и каждого занятия.
Индивидуальный перспективный план может быть составлен по следующей форме (табл. 4).
В индивидуальных планах предусматривается система мероприятий, обеспечивающих проверку результатов учебно-тренировочной работы (контрольные нормативы, врачебные методы, самоконтроль и т. п.). Планирование и педагогический контроль взаимно связаны между собой.
Перспективными планами для спортсменов младших разрядов и начинающих заниматься спортивной борьбой фактически являются учебные планы и программы, в которых на ряд лет определено содержание учебного процесса.
Учебный план
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов (темы занятий), объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Таблица 5
Примерный учебный план секции спортивной борьбы коллектива физической культуры
Содержание занятий | Количество часов по учебным группам | |||
новички | 3-й разряд | 2-й и 1-й разряды | Кандидаты и мастера спорта | |
Теоретические занятия | ||||
1. Физическая культура и спорт в СССР и краткий обзор состояния и развития спортивной борьбы | ||||
2. Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся | ||||
3. Гигиена, закаливание, режим и питание борца | ||||
4. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение повреждений и оказание первой помощи | — | |||
5. Физиологические основы спортивной тренировки борца | — | — | ||
6. Всесторонняя физическая подготовка и ее роль в процессе спортивной тренировки борца | — | |||
7. Основы планирования спортивной тренировки борца | — | — | ||
8. Основы техники и тактики спортивной борьбы и методы их совершенствования | ||||
9. Моральный облик советского спортсмена. Воспитание волевых качеств борца | — | — | ||
10. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований по спортивной борьбе | — | |||
11. Зачеты | — | |||
Итого часов: | ||||
Практические занятия | ||||
1. Общая физическая подготовка и сдача норм комплекса ГТО | 55—60 | 65—70 | 70—80 | 80—90 |
2. Специальная физическая подготовка | 25—30 | 40—45 | 80—90 | 100—110 |
3. Изучение и совершенствование техники и тактики спортивной борьбы | 190—210 | 200—230 | 270—300 | 400—430 |
4. Инструкторская практика | — | |||
5. Участие в соревнованиях | По календарному плану спортивно-массовых мероприятий | |||
Итого часов: | 270—300 | 310—340 | 430—480 | 590—640 |
Всего часов: | 276—306 | 318—348 | 445—495 | 605—655 |
Количество часов в неделю планируется из того расчета, что группы новичков занимаются 2—3 раза в неделю в среднем по 2 часа, борцы 3-го разряда — 3 раза по 2 часа, борцы 2-го и 1-го разрядов — 3—4 занятия по 2—3 часа, кандидаты и мастера спорта—4—5 занятий со средней продолжительностью 3 часа.
Учебный план делится на два основных раздела: теорию и практику (табл. 5).
У квалифицированных борцов может произойти некоторое увеличение часов в период их участия в учебно-тренировочных сборах по подготовке к наиболее ответственным соревнованиям.