Целесообразно остановиться на причинах, делающих человека «трудным» в общении. Эти причины принято делить на ситуативные и личностные. Ситуативные причины, предрасполагающие человека к конфликтному реагированию на внешние обстоятельства, их обостренному эмоциональному восприятию, - это соответствующие временные психические состояния человека: усталость, перенапряжение, недовольство собой и окружающими, чувство совершенной несправедливости и т.д. Именно под влиянием ситуативных факторов обычно выдержанный человек в состоянии крайнего перенапряжения становится вспыльчивым, резким, способным к обострению отношений с людьми и т.д.
Гораздо более серьёзные проблемы возникают, когда человек по натуре склонен к конфликтному реагированию и превращает возникающие затруднения в деятельности в межличностные столкновения. Причиной этого может быть завышенная самооценка. В этом случае человек ожидает таких же оценок от окружающих и, не получая этого, отдаляется от них, обвиняя их в несправедливости, приписывая им корыстные мотивы, зависть и т.д.
|
|
Следующая разновидность искажений в оценке и восприятии других - обостренная восприимчивост ь их недостатков, слабостей, преимущественное восприятие плохого, а не хорошего в людях.
Ещё один вариант конфликтности личности, создающей трудности общения в коллективе, - это резкое различие между стереотипами поведения человека и нормами группы, различия в их культуре, представлениях о правильном поведении. В этом случае человек вполне доброжелательный по отношению к окружающим, стремящийся к сотрудничеству, постоянно оказывается в ситуациях разногласий с ними, попадает впросак, совершает оплошности в силу отличия своего поведения от принятого в группе. Как следствие, он воспринимается в ней как «чужой», вызывает недовольство со стороны отдельных членов группы, может стать постоянным источником напряжения.
Для того, чтобы попытаться преодолеть возникшие трудности и рассогласования, нужно прежде всего понять их причины.
Причины конфликтных ситуаций в первичном трудовом коллективе могут быть весьма разнообразны. К числу наиболее распространённых относятся:
1) недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимулирования;
2) неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного и т.д.);
3) недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчинённых под влиянием стиля работы прежних руководителей;
|
|
4) нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых» и т.д.);
5) рассогласование интересов людей, их функций в трудовой деятельности;
6) несовместимость в силу личностных, возрастных и других различий;
7) личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера и др.
Ситуация противоречий, разногласий между людьми может приобретать различный характер в зависимости от того, какие конкретные значения принимают параметры их взаимодействия. Избранные модели общения играют в этом решающую роль.
Но трудность заключается в том, что причины конфликтов, видимые на поверхности, имеют свои глубинные, внутренние основания. Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам (например, человек, с которым вы конфликтуете, уезжает).
К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчёта в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают.