Лекция 1. Предмет, метод и социальная ценность правовой (судебной) бухгалтерии

Правовая бухгалтерия: предмет и метод учебной дисциплины. Междисциплинарные связи правовой бухгалтерии. Значение правовой бухгалтерии

1.1. Судебная бухгалтерия: предмет и метод учебной дисциплины

1.1.1. Правовая, или судебная, бухгалтерия - специальная юридическая дисциплина и комплексная область прикладных, "пограничных" знаний, возникшая в результате естественной межнаучной интеграции на стыке теории бухгалтерского учета и юриспруденции.

Интеграция ("связанность", соединение в целое), модификация (изменение) и трансформация (преобразование) - нормальные для современной юриспруденции социальные процессы, обусловленные совокупностью объективных факторов, рассматриваемых в том числе в теории права и государства. Никакие классификации юридических наук не способны адекватно отразить динамичную картину современной жизни. А в праве нет и быть не может абсолютно изолированных друг от друга отраслей: их самостоятельность достаточно относительна[9].

Именно поэтому в своей юридической (формально-деятельностной, т.е. процессуальной) составляющей правовая бухгалтерия должна понимать свой предмет так, как понимает предмет юридическая наука, а в "бухучетной" части - так, как понимает свой предмет теория бухгалтерского учета[10].

Таким образом, предметом правовой бухгалтерии являются основанные на нормативных предписаниях (писаной реальности) объективные закономерности применения бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных), т.е. в системе "человек - право".

Имеются и иные, отнюдь не противоречащие приведенному, а дополняющие его определения предмета правовой бухгалтерии, основанные на признании интеграции разнородных знаний[11].

Весьма продуктивным представляется определение предмета современной правовой бухгалтерии через защитные функции бухучета и закономерности их использования в юридической практике.

1.1.2. Правовая бухгалтерия как учебная дисциплина характеризуется следующими сущностными признаками:

а) она изучает вопросы применения бухгалтерского учета в разнообразной юридической практике (в правоприменительной деятельности), и потому включает в себя теорию и принципы бухгалтерского учета (как части экономической теории), а также правовые основы применения специальных бухгалтерских познаний правоприменителем лично, привлекаемым им специалистом-бухгалтером, нормативный порядок назначения и производства документальной ревизии, аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы;

б) понимание предмета учебной дисциплины основано на неразрывности двух закономерностей, определяющих содержание курса: объективно существующей взаимосвязи право-нарушающего деяния в сфере экономики с данными, отражаемыми в бухучете, а также необходимости использования этой детерминации в деятельности правоохранительных, правоприменительных органов и судов по рассмотрению многообразных уголовных, гражданских и арбитражных дел[12].

Иначе говоря, правовая бухгалтерия, помимо закономерностей бухучета, включает в себя все большее количество объективных закономерностей, связанных с разнообразием признаков правонарушающего поведения. Из характеристик события и состава правонарушения правовая бухгалтерия включает в свой предмет лишь те его свойства (учетные, либо, наоборот, противоучетные), которые вытекают из реалий (необходимости и нормативности) как собственно учетно-отчетного процесса, так и юридической, процедурной, социально значимой деятельности;

в) одним из "материальных", т.е. содержательных признаков, объединяющих разнородные знания в правовой бухгалтерии и объясняющих его социальные смысл, ценность, являются охранительные (защитные) функции бухгалтерского учета.

При этом под защитными следует понимать функции, обеспечивающие охрану имущественных интересов всех хозяйствующих (экономических) субъектов, обладающих правом собственности на материальные и денежные ресурсы, т.е. в конечном итоге интересов личности, общества и государства.

Правовая бухгалтерия базируетt а на обеспечивающих безопасность личности, общества и государства свойствах учета, которые в свою очередь вытекают из общих позитивных функций бухгалтерского учета (управления, регулятивной, обеспечивающей, информационной, аналитической, функции обратной связи)[13], но в качестве предмета специального изучения выделяются только в рассматриваемой дисциплине;

г) по отношению к разнообразным юридическим фактам различают также превентивную (предупредительную) и охранительную ("отражательную", "следообразующую", и поэтому поисковую, доказательственную) функции собственно бухучета, которые активно использует правовая бухгалтерия.

Первая состоит в предварительном контроле за экономической деятельностью экономических (хозяйствующих)[14] субъектов и тем самым препятствует совершению правонарушений.

Вторая "срабатывает" позднее, на основе способности учета формировать информационные отражения (признаки, следы), опосредованные фактически происходившими юридически значимыми процессами и операциями.

Обе указанные функции учета тесно взаимосвязаны в рамках одного рассматриваемого предмета;

д) важным формально-юридическим (процедурным) признаком является не просто нормативная, а именно законодательная регламентированность способов (форм, методов) применения специальных бухгалтерских познаний в разнообразной юридической практике.

Представители уголовно-правовой специализации (криминалисты) традиционно включают правовую бухгалтерию в единый комплекс дисциплин криминального цикла, имея в виду, что в уголовном процессе, предполагающем и досудебные стадии разбирательства, объективно имеется больше возможностей применения специальных бухгалтерских познаний (органами, осуществляющими контролирующую и оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия, прокурорскими работниками и судом). Общепризнанно, что судебная бухгалтерия развилась и вышла из криминалистики и во многом продолжает обслуживать криминалистические задачи.

Однако ни ранее, ни в настоящее время термин "судебный" не связывается только с уголовным судопроизводством или исключительно с судебной деятельностью (достаточно вспомнить некоторые понятийные аналоги: "судебная фотография", "судебная экспертиза", а ныне и "судебное религоведение" и др.). О таком подходе свидетельствуют и нормативные предписания.

Понятие "судебный" как изначально, так и ныне имеет расширительное толкование в смысле "юридический", процедурный, что вполне оправданно. Об этом свидетельствует и отечественное законодательство. Так, в ст. 5 нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (от 18.12.2001 г. № 179-ФЗ, далее - УПК РФ) об основных понятиях, используемых в Кодексе, термин "судебная экспертиза" имеет значение экспертизы, производимой в порядке, установленном УПК РФ (п. 49 ст. 5 УПК РФ). Аналогичная позиция выражена в Федеральном законе от 31.05.2001 г.[15] № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации",[16] в Положении об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России (Приказом Минюста России от 23.01.2002 г. № 20) и в других нормативных документах [17].

1.1.3. В правовой бухгалтерии, используются общенаучные, межотраслевые и специальные (правовые и прикладные) методы бухучета.

К числу общих, универсальных методов принадлежат: анализ-синтез, индукция-дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, системный и функционально-системный анализ и др.

Указанные методы дополняются междисциплинарными и конкретными прикладными приемами (экономическим и функционально-стоимостным анализом, статистическими расчетами, экономико-математическим анализом) и документальными методиками (например, информационное моделирование, экспертизы различных видов, нормативно-правовое регулирование, исследования учетных документов методом экспертных оценок и т.д.).

Совокупность этих методов образует методологию бухучета, с помощью которой осуществляется учет хозяйственной деятельности.

К числу конкретных (и сугубо специальных) методов бухучета, которые применяются соответственно и в правовой бухгалтерии, относятся следующие.

Бухгалтерский баланс (ст. 13 Закона № 129-ФЗ)- способ периодического отражения состояния средств хозяйства и их источников на определенную дату; это метод экономической группировки и периодического обобщения информации об имуществе и обязательствах организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке.

Счета бухгалтерского учета - способ текущей регистрации однородных хозяйственных средств, их источников и хозяйственных операций, т.е. метод экономической группировки по определенным признакам состояния и изменений хозяйственных средств, их источников и процессов (ст. 2 Закона [18] № 129-ФЗ; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н).

Двойная запись (ст. 8 Закона № 129-ФЗ)- способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух взаимосвязанных (корреспондирующих) бухгалтерских счетах: в дебете одного и кредите другого счета в равной сумме.

Обобщение данных бухгалтерского учета- осуществляется в масштабе предприятия для четкого представления о движении материальных средств за определенный период (месяц, квартал, год), о наличии ресурсов, материалов, товаров, их недостаче, а в масштабе отрасли народного хозяйства - для объединения (синтезирования) показателей текущего учета отдельных предприятий (ст. 2 Закона № 129-ФЗ).

Документация- материальная основа бухгалтерского учета; любая хозяйственная операция отражается в бухгалтерских счетах только на основе документов (гл. II Закона № 129-ФЗ). Документация - это способ оформления хозяйственных операций с помощью документов в момент их совершения.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29.07.98 г. № 34н) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными учетными документами (именуемыми в ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичными), на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Инвентаризация - периодическая сверка соответствия хозяйственных средств и их источников данным учета (ст. 12 Закона № 129-ФЗ); это проверка фактического наличия имущества и обязательств предприятия и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с. целью установления достоверности учетных показателей (проверка и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, их состояния и оценки), а также устранения возможных расхождений.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением [19]случаев, когда проведение инвентаризации обязательно[20]

Калькуляция - подсчет (определение) себестоимости хозяйственных операций (процессов) или продуктов труда; это способ группировки затрат и определения себестоимости продукции.

Оценка - способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Порядок оценки имущества и обязательств приведен в Приказе Минфина России от 29.07.98 г. № 34н.

Отчетность (ст. 2, 13 Закона № 129-ФЗ)- подведение итогов хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год). Бухгалтерская отчетность - это способ получения итоговых сведений, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квартал, год). В соответствии с Законом № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Все указанные методы применяются уполномоченными на то субъектами (процессуальными фигурами) с помощью определенных процедур.

К числу разносторонних методов правовой бухгалтерии как комплексной дисциплины с полным основанием могут быть отнесены и специальные юридические приемы: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, методы правового моделирования и судебной статистики, правовой эксперимент, диспозитивный и императивный способы правового регулирования[21].

Указанные методы применяются в безусловном единстве и взаимосвязи, с учетом конкретных обстоятельств и того, что "закон - всеобщ, а случай единичен". Взятый абстрактно, безотносительно к предмету, конкретным целям и задачам, метод не принесет необходимого приращения знаний.

1.1.4. Обращение к юридической составляющей правовой бухгалтерии предполагает учет формально-материальной и объективно-субъективной сущности права, а также задействование основных понятий (тезауруса) о праве и правовых явлениях, необходимо применяемых в судебной бухгалтерии.

Так, процессуальная форма - это установленные законом порядок и условия совершения отдельных процессуальных действий, всей их совокупности и официального закрепления их хода и результатов.

Процессуальные правоотношения - урегулированные законом отношения (особая форма социального взаимодействия), возникающие между определенными субъектами при производстве по конкретной категории юридических дел и состоящие в совокупности прав, обязанностей, механизме и гарантиях их реализации участниками конкретного правоотношения.

Процессуальные гарантии - это установленные законом условия для выполнения задач процессуальной отрасли права по законному и обоснованному разрешению каждого юридического дела.

Доказательства в процессе (первичные и вторичные) - факты, утверждающие или опровергающие обстоятельства, с которыми связано наступление тех или иных правовых результатов (возникновение, смена или прекращение прав и обязательств сторон).

Юридический факт - обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений (как события, так и действия людей).

Правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности[22]

Судебная бухгалтерия / Под ред. С.П. Голубятникова. М., 1998. С.7;

Голубятников С.П., Тимченко В. А. Судебная бухгалтерия: учебная дисциплина, наука, практика // Аудиторские ведомости. 2001. № 1.

См.: ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 12.11.96 г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.98 г., и от 28.03.02 г. далее - Закон №129-ФЗ);

а также: Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М., 1995. С.7-13: Голубятников С.П., Тимченко В.А. Судебная бухгалтерия: учебная дисциплина, наука, практика // Аудиторские ведомости. 2001. №1.

О безопасности человека см.. например: Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М.: МНЭПУ. 1998.

Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст. 2291; Российская газета. 2001. №106. 5 июня.

Российская газета. 2002. №27. 12 февраля.

См. об этом подробнее, например: Методические указания по проведению инвентаризации объектов, не завершенных строительством, находящихся в федеральной собственности (утв. Решением Коллегии Минимущества России и Правительства Москвы от 23.01.2001 г. № 4/ 250-ПП); Приказ Минфина и МНС России от 10.03.1999 г. №№ 20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке"; Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

См. об этом, например: Общая теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999;

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1997.

1.2. Междисциплинарные связи правовой бухгалтерии

1.2.1. Правовая бухгалтерия как прикладная дисциплина возникла в ответ на запросы практики системного воздействия на преступность и иные правонарушения

на стыке юридических и экономических наук.

Юридические науки в сфере противодействия правонарушающему (делинквентному), социально отклоняющемуся поведению, с которыми связана правовая бухгалтерия,

призваны предопределить стратегию и направления развития конкретных институтов, норм и практики их применения, обеспечить системность правового регулирования

отношений в сфере социального контроля за правонарушениями и преступлениями. Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга, и поэтому их реализация в правоприменительной

деятельности является комплексной.

Помимо охранительных и предупредительных задач деликтное право выполняет ряд иных социальных функций. Основными из них являются: регулятивная, информационная

и воспитательная. Последняя, в частности, связана с правовым сознанием населения. Недостаточно иметь хороший закон и правильно применять его, необходимо

еще разъяснять его смысл, социальную ценность и необходимость. Поэтому разъяснительная, воспитательная работа также является одной из основных задач всех

правоприменительных органов, в том числе использующих положения судебной бухгалтерии.

С учетом изложенного к отраслям права (и примыкающим к ним специальным дисциплинам), регламентирующим и рассматривающим вопросы воздействия на правонарушения

и преступность, с которыми корреспондирует правовая бухгалтерия, можно отнести:

а) уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, правоохранительные органы, прокурорский надзор, криминалистику, криминологию;

б) юридическую психологию, судебную медицину и психиатрию, судебную (правовую) статистику, юридическую (судебную) логику, различные спецкурсы уголовно-правовой

направленности с учетом юридических специализаций и исходя из решений вузов (оперативно-розыскная деятельность, научная организация следственной работы,

судебная речь (ораторское искусство), адвокатура (история адвокатуры),

научные основы квалификации преступлений (уголовная политика, юридическая безопасность), экспертология, организация работы в судах, прокуратуре, пенитенциарная

экономика и т.п.).

Включение названных отраслей и учебных дисциплин в единый уголовно-правовой комплекс объясняется следующим:

общей социально-экономической обусловленностью;

единой общеправовой и теоретико-исторической базой;

общей политико-правовой основой (высокой социальной значимостью, взаимосвязанными и иерархически выстроенными целями, задачами и функциями, принципами,

публичным характером и т.п.);

одинаковой юридической природой и силой (сходством главенствующего предмета регулирования, единством методологии правового регулирования, родственностью

законодательных источников и пределов их действия во времени и пространстве);

достаточной степенью разработанности правовой регламентации отношений в сфере воздействия на преступность, причем на высшем юридическом, т.е. законодательном

уровне;

базовой ролью материального уголовного права в формировании других отраслей законодательства в сфере воздействия на преступность;

необходимым взаимодействием и взаимозависимостью всех отраслей уголовно-правового (криминального) цикла, исходя из принципов дополнительности, а также единства

формы и содержания;

совпадающим кругом практических органов государства, применяющих рассматриваемые отрасли (и знания);

необходимыми горизонтальными и вертикальными связями комплекса отраслей права в сфере борьбы с преступностью с другими комплексами отечественного права.

При этом главным, определяющим в рассматриваемом (уголовно-правовом) комплексе являются не различия, а принципиальная общность и единообразие входящих в

него отраслей права в решении важнейших вопросов современной уголовной политики государства.

1.2.2. Второй блок взаимодействующих с судебной бухгалтерией отраслей права можно назвать процессуально-правовым. Помимо уголовного судопроизводства, специальные

познания в области бухучета активно применяются в гражданском,

арбитражном, административном процессах, в процессе исполнения судебных решений (в исполнительном производстве). Доказывание истины в юридическом процессе

представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания (исследования)

15.

По многим делам исключительно данные бухгалтерского учета способны помочь в решении сложнейших вопросов доказательственного права; ряд фактов вообще не

может быть познан с достаточной глубиной без применения закономерностей, устанавливаемых бухгалтерским учетом.

Некоторые реально существующие и перспективные междисциплинарные связи правовой бухгалтерии со смежными отраслями права и их практический потенциал остаются

еще недостаточно изученными и востребованными юристами.

1.2.3. Оставаясь специально-прикладной дисциплиной, правовая бухгалтерия активно взаимодействует с областями знаний, образующих ее экономическую составляющую:

общей теорией бухгалтерского учета и финансового контроля; прикладными учетом и отчетностью (в различных сферах экономической деятельности и отдельных

хозяйственных операций); документоведением в области бухучета; международными стандартами учета и аудита; теорией, стратегией и тактикой аудита и т.д.

Рассмотренные в п. 1.2 многообразные междисциплинарные связи правовой бухгалтерии безусловно также свидетельствуют о ее социальной значимости и о некоторой

неточности, неполноте утверждения о том, что эта дисциплина по своей форме - юридическая, а по содержанию - экономическая.

Логическая модель (схема) курса представляется сложнее; как содержательные (материальные, финансово-экономические), так и формальные (процедурные, юридические)

аспекты курса отличаются двойственностью, дуализмом и находятся как в сфере юриспруденции, так и в теории и практике бухгалтерского учета. В этой связи

уместно говорить о

двойственных вертикально-горизонтальных связях элементов, характеризующих основы курса.

В своей юридической (формально-деятельностной, т.е. процессуальной) составляющей правовая бухгалтерия должна понимать свой предмет так, как понимает предмет

исследования юридическая наука, а в "бухучетной" части - так, как понимает свой предмет теория бухгалтерского учета.

Об этом, например: Виноградов И.В., Копиров Г.И., Селиванов Н.А. Экспертизы на предварительном следствии. М., 1967: Золотых В.В. Проверка допустимости доказательств

в уголовном процессе. М.. Ростов-на-Дону, 1999; Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывание: понятие и средства. М.. 1997; Спасович В.Д. О теории

судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. М., 2001.

1.3. Значение правовой (судебной) бухгалтерии

Социально значимая и имеющая тенденцию к повышению роль судебной бухгалтерии вытекает из содержания и расширения ее предмета, метода, а также из ее междисциплинарных

связей.

Современная судебная бухгалтерия выполняет достаточно важные и самостоятельные функции в различных областях практической юриспруденции, а именно:

1) криминалистическую (поисковую). Состоит в том, что криминалистика (по содержанию - юридическая наука, по назначению - также прикладная дисциплина) исследует

закономерности возникновения, собирания, оценки и использования доказательств и основанные на познании этих закономерностей методы расследования, рассмотрения

и предотвращения преступлений, в том числе доказательства, добытые с помощью правовой бухгалтерии;

2) процессуальную (доказательственную). Определяется с учетом того, что юридическая ответственность основана на определенной системе легитимных доказательств

тех фактов, которые утверждают или опровергают обстоятельства правоотношений, обусловливающих наступление ответственности. Задачи доказательств заключаются

в поиске истины, т.е. получении в установленном законом процедурном порядке свидетельств фактически совершенных неправомерных бухгалтерских действий, за

которые предусмотрена юридическая ответстве н н ость;

3) криминологическую. Включает в себя, в частности, предупреждение (превенцию), прогноз, профилактику финансово-хозяйственных нарушений (не только преступлений)

средствами судебной бухгалтерии. Об этом гласит, в частности, и п. 3 ст. 1 Закона № 129-ФЗ, определяющий задачи бухучета. Более того, в рамках развития

криминологического значения уместно говорить и о виктимологической роли правовой бухгалтерии;

4) уголовно-правовую. Предполагает криминализацию, а затем основанную на ней квалификацию ряда нарушений в области бухгалтерского учета на основе данных

судебной бухгалтерии (установление оснований уголовной ответственности за некоторые экономические правонарушения; применение этих данных в индивидуализации

уголовной ответственности и наказания);

5) организационно-управленческую (в смысле организации и управления правоохранительной, правоприменительной деятельностью). Предполагает контрольную, обеспечивающую,

информационную функции, функцию обратной связи судебной бухгалтерии. Предоставляемые современной правовой бухгалтерией потенциальные и реальные возможности

обусловливают необходимость организации и деятельности соответствующих структурных подразделений специалистов-бухгалтеров (аудиторов) и управления этим

процессом, в том числе с помощью права, в целях повышения уровня востребованности специальных бухгалтерских познаний в юриспруденции.

Все названные функции взаимосвязаны и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в комплексе.

Таким образом, значение судебной бухгалтерии заключается в том, что лежащий в ее основе бухгалтерский учет является одной из основных, объективных, обязательных

и нормативно определенных функций государственного управления, разновидностью социального контроля, а также способом повышения эффективности правообеспечительной

и правоохранительной деятельности.

Образно выражаясь, бухгалтерский учет - это язык описания фактов хозяйственной жизни (с учетом того, что "нет документа - нет факта"), а судебная бухгалтерия

- это наука о легитимности этого процесса, а также методах его юридической проверки и законного исправления

16.

См об этом также: Соколов Я.В., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет, аудит и судебная бухгалтерия // Аудиторские ведомости. 2000. № 4.

Выводы

Правовая бухгалтерия - специальная прикладная дисциплина, которая изучает основанные на законе и формализованные в нормативных актах способы применения

бухгалтерских знаний в разнообразной юридической (в том числе следственной и судебной) практике.

Она включает в себя:

теорию бухгалтерского учета и его правовые начала;

основы документальной ревизии и аудита, судебно-бухгалтерской экспертизы; деятельности бухгалтера в качестве процессуальной фигуры специалиста;

положения процессуальных отраслей права (уголовного и гражданского, арбитражного и административного), регулирующие порядок использования бухгалтерского

учета и его данных правоприменителем (в частности, следователем и судом).

Лекция 2. Правовые основы (источники)

судебной бухгалтерии

Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии. Источники правовой бухгалтерии

2.1. Общие положения о правовом регулировании

бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии

2.1.1. Нормативную базу правовой бухгалтерии составляют источники различной юридической силы:

акты собственно бухучета, облеченные в правовую форму;

нормативы, регулирующие предмет различных отраслей права, взаимодействующих с бухгалтерским учетом, так как в их рамках (пределах) собственно применяются

положения судебной бухгалтерии.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 3 Закона? 129-ФЗ) правовую основу бухучета и, следовательно, судебной бухгалтерии, составляет многозвенная,

иерархически выстроенная исходя из юридической силы система источников, распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории России.

Законодательство России о бухгалтерском учете (в широком смысле) состоит из Закона? 129-ФЗ, устанавливающего единые правовые и методологические основы

организации и ведения бухгалтерского учета в стране, других федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям

бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона? 129-ФЗ).

2.1.2. Более широким, чем законодательство, является понятие "нормативные акты о бухгалтерском учете", к которым, помимо законов, относятся акты федеральных

органов государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы

и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять

их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой

статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию,

кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну,

или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке,

не влекут юридических последствий, как не вступившие в силу. Поэтому они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений,

применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение

содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их

официального опубликования, если самими актами не установлен иной, специальный порядок.

Особый порядок опубликования и вступления в силу имеют нормативные акты Центрального банка России (далее - Банк России), так как последний не относится

к федеральным органам исполнительной власти: они вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"),

за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Банка России, непосредственно затрагивающие

права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств

и ведомств

17.

2.1.3. Статья 4 Закона? 129-ФЗ определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской

Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами России. Граждане, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым отечественным законодательством.

Любая организация, занятая предпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке, отвечающая требованиям, закрепленным в ст. 48

Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом и таким образом подпадает под действие законодательства о бухучете.

В соответствии с п. 1.3 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г.? 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (в ред. от

07.04.2000 г.)

под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств,

а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами. При проверке

статуса иностранного юридического лица необходимо также учитывать положения ст. 1202 Гражданского кодекса РФ.

Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое

постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанной с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству,

установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории РФ и

принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на

территории России или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские

функции в Российской Федерации.

Представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации ведут регистры бухгалтерского учета: журналы, Главные книги, оборотные ведомости, кассовые

книги и др., как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

2.1.4. В соответствии со ст. 4 Закона? 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выведены из-под

действия законодательства о бухучете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России. Федеральным законом

от 29.12.95г.? 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (в ред. от 31.12.2001 г., далее

- Закон? 222-ФЗ)

установлено, что применение упрощенной системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством подоходного

налога на доход, полученный

от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих указанную упрощенную систему, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления

необходимой статистической отчетности.

Официальный документ, удостоверяющий право применения упрощенной системы, выдается сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки

индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

Патент выдается налоговыми органами на основе письменного заявления индивидуального предпринимателя, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала

очередного квартала.

Во исполнение закона? 222-ФЗ Минфин России Приказом от 22.02.96 г.? 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных

операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" утвердил соответствующие нормативы

(образцы формы Книги учета доходов и расходов и Порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную

систему налогообложения, учета и отчетности).

Госналогслужба России Приказом от 24.01.96 г.? ВГ-3-02/5 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности субъектами малого предпринимательства" утвердила формы патентов на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

субъектами малого предпринимательства (организациями и индивидуальными предпринимателями) и других документов, необходимых для реализации Закона? 222-ФЗ

19.

2.1.5. Общее методологическое и, следовательно, нормативное руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ (ст. 5 Закона? 129-ФЗ).

Правительство РФ является органом исполнительной власти Российской Федерации. Это коллегиальный орган, возглавляющий систему органов государственного управления

и обеспечивающий их согласованную деятельность. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания

всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики;

обеспечивает в соответствии с законами и указами Президента РФ нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите прав собственности

на всей территории России.

2.1.6. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации,

разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории страны:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления

и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухучета для субъектов

малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухучету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, не

должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России.

Организации, руководствуясь законодательством страны о бухучете, нормативными актами органов, регулирующих

бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ Минфин России:

осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых

форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;

утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности; инструкции по их применению и порядку составления отчетности; осуществляет руководство

работой по переоценке товарно-материальных ценностей;

устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации.

Минфин России издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания,

являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от

их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами.

Минфин России издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.

Кроме положений по бухгалтерскому учету, в России действует более 800 других нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету.

В соответствии с законодательством за Минфином России закреплено право согласования с иными органами, которым федеральными законами предоставлено право

регулирования бухучета, их нормативных актов и методических рекомендаций. К таким органам относятся Минэкономики, МНС, Минсвязи, Госкомстат, Банк России

и др.

О специфике бухгалтерского учета собственно в банковской сфере свидетельствуют более 100 нормативных актов в том числе, например: План счетов бухгалтерского

учета в кредитных организациях Российской Федерации (в ред. от 26.12.2001 г.); Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные

потери", утв. ЦБ РФ от 12.04.2001 г.? 137-П.

Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ. 1996.? 1. Ст. 15; Российская газета. 1996.? 5. 11 января.

Согласно Федеральному закону от 31.07.98 г.? 148-ФЗ с момента введения единого налога на вмененный доход законодательными (представительными) органами

государственной власти субъектов РФ настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей Закону? 222-ФЗ. О порядке применения настоящего

Федерального закона см. также: Приказ Минфина России от 15.03.96 г.? 27; Письмо Госналогслужбы России от 06.02.96 г.? НП-6-02/77; Письмо Госналогслужбы

России от 03.10.96 г.? 02-01-17; Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (Приказ Минфина и МНС России

от 21.03.2001 г.? 24н/БГ-3-08/ 419).

2.2. Источники правовой бухгалтерии

2.2.1. С учетом рассмотренных общих положений далее следует классифицировать многочисленные источники судебной

бухгалтерии, исходя из основного и значимого для практики критерия - их юридической силы.

Первый уровень нормативных источников составляет федеральное отечественное законодательство. Этот самый высокий по юридической силе уровень представлен,

к примеру, следующими актами:

Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской

Федерации;

Федеральный Конституционный Закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 г.? 2-ФКЗ (в ред. от 31.12.97 г.);

федеральные кодифицированные акты процессуальных отраслей права (УПК, ГПК, АПК, КоАП РФ);

иные федеральные законы комплексного и смежного характера, например: "О Счетной Палате Российской Федерации"; "Об упрощенной системе налогообложения, учета

и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; "Об акционерных обществах" (с изм. от 07.08.2001 г., вступившими в силу с 1 января 2002 г.), Гражданский

кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс РФ и др.;

из относительно новых источников высшего по юридической силе уровня следует назвать Федеральные законы: от 07.08.2001 г.?119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

(в ред. от 14.12.2001 г.); от 31.05.2001 г.? 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации"; от 08.08.2001 г.? 134-ФЗ

"О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"; Закон РФ от 07.05.98 г.? 75-ФЗ "О

негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 12.02.2001 г.); Федеральный закон от 02.12.90 г.? 394-1 (в ред. от 06.08.2001 г.) "О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)"; Федеральный закон от 18.12.2001 г.? 177-ФЗ,"О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

и др.

2.2.2. Второй уровень нормативных источников образуют акты высших федеральных органов государственной (исполнительной) власти, к которым принадлежат указы

Президента, постановления Правительства РФ.

В соответствии со ст. 5 Закона? 129-ФЗ общее методическое руководство бухучетом осуществляется именно Правительством

РФ, которое на практике эту функцию осуществляет в основном через Минфин России.

Примерами нормативных источников второго уровня являются:

Указ Президента РФ? 2004 "Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации";

Распоряжение Президента РФ? 54-рп "Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1994

г.);

Постановление Правительства РФ от 12.02.93 г.? 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной

практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики";

Постановление Правительства РФ от 07.11.97 г.? 1404 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой

отчетности";

Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г.? 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 21.04.95 г.? 399 "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности";

Постановление Правительства РФ от 06.10.49 г.? 1133 "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" (в ред. от 19.04.99

г.).

Следует иметь в виду, что в связи с принятием Федерального закона от 7.08.2001 г.? 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

и поэтапным введением его в действие (в полном объеме - в течение одного года со дня вступления в силу его основных положений), Президенту и Правительству

страны предложено привести свои прежде действовавшие нормативные правовые акты в соответствие с указанным Федеральным законом (ст. 22. Закона? 119-ФЗ).

Таким образом

Указ Президента РФ от 22.12.93 г.? 2263 о временных правилах аудиторской деятельности утратил свою силу.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г.? 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" признаны

утратившими силу прежде действовавшие акты Правительства РФ в области аудита (1994-1995 гг.) и утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудиторов.

2.2.3. Третий уровень нормативных источников судебной бухгалтерии представляют акты федеральных органов исполнительной власти, нормативы, принимаемые на

основе законодательства министерствами, ведомствами для обязательного применения на территории страны всеми организациями и гражданами.

При этом приказы и методические указания по бухгалтерскому учету рассматриваемого уровня не должны противоречить нормативам ведущего в этой сфере органа

исполнительной власти - специально уполномоченного органа - Минфина России(ст. 5 Закона? 129-ФЗ).

К основным нормативным актам третьего уровня, являющимся, по существу, "настольными книгами" бухгалтеров относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 г.? 34н (в

ред. от 24.03.2000 г.);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от

31.10.2000 г.?94н и введенные в действие с 1 января 2001 г.

К числу активно используемых источников рассматриваемого уровня, именуемого подзаконной нормативной базой, также принадлежат:

Приказ Минфина России от 30.03.2001 г.? 27н "О внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету";

Приказ Минфина России от 30.12.99 г.? 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" (в ред. от 09.06.2001 г.);

утверждаемые приказами Минфина России Положения по бухгалтерскому учету в части, касающейся отдельных учетных параметров и конкретных вопросов ("Доходы

организации"

ПБУ 9/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), "Расходы организации" ПБУ 10/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01; "Информация

по сегментам" ПБУ 12/2000; "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99);

Приказ Минфина России от 28.11.96 г.? 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами";

Приказ Минфина России от 21.03.2000 г.? 29н "Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию";

Приказ Минфина России от 13.01.2000 г.? 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

Приказ Минфина России от 21.12.98 г.? 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.95 г.? 49.

Помимо Минфина России, вопросы бухучета, отчетности и организации судебно-бухгалтерской деятельности регламентируются в соответствии с предоставленной им

компетенцией иными министерствами и ведомствами, которые издают соответствующие нормативные акты, например:

Приказ Минюста России от 23.01.2002 г.? 20 "Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы

в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации";

Постановление Госкомстата России от 27.09.95 г.? 157 "Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления

сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям";

Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г.? 16 "Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций";

Приказ Минсельхозпрода России от 24.09.99 г.? 666 "О специализированных формах годового бухгалтерского отчета для сельскохозяйственных организаций за 1999

год";

Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) от 22.09.97 г.? 1094-р "О порядке представления

финансовых отчетов инвестиционных фондов, специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, и отчетности

управляющих специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан";

Письмо ФКЦБ от 04.08.2000 г.? ИК-04/3906 "О представлении бухгалтерской отчетности в составе ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг";

Указание ЦБ РФ от 10.09.2001 г.? 1032-У "О сроках представления банковскими холдингами консолидированной отчетности";

Указание ЦБ РФ от 04.10.2000 г.? 846-У "Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом";

Письмо Минюста России от 12.04.2001 г.? 13-109 "О Примерном перечне нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих деятельность судебно-экспертных

учреждений Минюста РФ";

положения об организации производства судебных экспертиз в учреждениях Минюста РФ (в том числе Инструкция о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз).

2.2.4. Источниками информации о бухгалтерском учете и правовой бухгалтерии также являются официальные разъяснения, инструкции и указания, включая руководящие

разъяснения Высшего арбитражного и Верховного судов страны, имеющие определенную юридическую силу и обязательные для правоприменителя.

Примерами актов четвертого уровня являются:

Приказ Минфина России от 28.06.2000 г.? 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации";

Письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 г.? 87-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору";

Письмо УМНС России по г. Москве от 19.04.2001 г.? 03-12/18215 "Об экономическом показателе, используемом при нормировании расходов на рекламу предприятиями,

осуществляющими торговую деятельность";

Постановление Пленума ВС СССР от 16.03.71 г.? 1 "О судебной экспертизе по уголовным делам";

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.04.96 г.? 1 "О судебном приговоре";

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 04.07.97 г.? 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об

ответственности за уклонение от уплаты налогов";

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.02.99 г.? А05-6473/98-412/10 "О взыскании штрафа за уклонение от проведения

обязательной аудиторской проверки";

Приказ Минюста России от 11.01.2001 г.? 8 "Об утверждении примерного Перечня видов экспертиз, обязательных для производства в Южном региональном центре

судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, и территориальной сферы обслуживания".

2.2.5. Отдельного рассмотрения заслуживают источники международного характера

21.

Ряд из них носит обязательный, а некоторые - лишь рекомендательный характер, что необходимо учитывать в практической деятельности:

а) в соответствии с Конституцией отечественное законодательство учитывает международные договоры, нормы международного права. Провозглашается, что если

международным договором (пактом, конвенцией) установлены иные нормативы, чем предусмотренные Российским законодательством, то применяются правила международных

договоров.

Российская Федерация является участником большинства международных договоров о правах и свободах человека (в том числе в финансово-экономической и юридической

сферах). К числу таких нормативных источников (и прикосновенных к ним актов) можно отнести:

Федеральный закон от 14.06.94 г.? 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат

Федерального собрания" (в ред. от 22.10.99 г.);

Федеральный закон от 15.07.95 г.? 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.93 г.);

Конвенция относительно защиты заработной платы (Женева, 01.07.49 г.,? 95);

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.50 г.) с девятью протоколами;

Конвенция об упразднении принудительного труда (Женева, 25.06.57 г.);

Международные пакты от 16.12.66 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", "О гражданских и политических правах";

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14.06.74 г.);

Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (заключена в Страсбурге 20.04.59 г., с изм. и доп. от 17.03.78 г.);

Конвенция по вопросам гражданского процесса (Гаага, 01.03.54г.);

Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества

(Будапешт, 05.12.80 г.);

Конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам (Лугано, 16.09.88 г.);

Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров (27.09.68 г.);

Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ "О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы

с нарушениями в этой сфере" (Минск, 04.06.99 г.);

двухсторонние договоры, конвенции и соглашения по рассматриваемым вопросам, примерами которых являются:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (Стокгольм,

02.12.97 г.);

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль о сотрудничестве и взаимной помощи в

таможенных делах (Москва, 11.03.97 г.); Конвенция между правительствами этих же государств об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения

от налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 25.04.94 г.);

Соглашение между Правительствами России и Румынии о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (Москва,

25.11.99г.) и др.;

б) рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам учета, отчетности, юридической деятельности не являются источниками национальной правовой

системы, однако реализуются в отечественной практике при наличии экономических и геополитических условий. В качестве примеров актов этого уровня выступают:

Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 06.10.2000 г.? R (2000) 19 "Комитет министров - государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного

правосудия" (принята Комитетом министров Совета Европы 06.10.2000 г. на 724-м заседании представителей министров);

Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 11.09.95 г.? R (95) 12 "Комитет министров - государствам-членам относительно управления системой уголовного

правосудия";

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН, 1985 г.;

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Утвержден резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН,

1988 г.;

Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990

г.);

Рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности Базельского комитета по банковскому надзору "Отношение между органами надзора за банками

и внешними аудиторами"

22:

Директивы Европейского экономического союза;

Материалы XXIII Европейский конгресса бухгалтеров

;

Международные аудиторские стандарты (International Standards on Auditing - ISA)

24.

Внедрению указанн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: