3.3.1. XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность стабильность продаж отдельных видов товаров, колебания уровня потребления. В сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ). Целесообразно делать анализ колебаний спроса по частоте и по размеру.
3.3.2. Результатом XYZ - является группировка ресурсов по трем категориям:
• Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования. В группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%
• Категория Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования, это товары с колебанием продаж от 15 до 50%.
• Категория Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. В группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.
|
|
3.3.3. Расчёт групп.
Код товара | Наименование товара | Объём продаж за 1 неделю[2] | Объём продаж за 2 неделю | Объём продаж за 3 неделю | ИТОГО за 1 квартал | Среднее значение | Коэффициент относительной вариации | XYZ группа |
ВСЕГО | 7 889 628 | 8 136 761 | 9 080 800 | 25 174 468 | 8 391 489 | |||
Товар 15 | 342 402 | 346 897 | 338 201 | 1 027 499 | 342 500 | 1% | X | |
Товар 129 | 1 368 636 | 1 321 715 | 1 359 580 | 4 049 932 | 1 349 977 | 2% | X | |
Товар 98 | 505 560 | 468 337 | 492 034 | 1 465 930 | 488 643 | 3% | X | |
Товар 160 | 510 698 | 559 327 | 535 768 | 1 605 792 | 535 264 | 4% | X | |
Товар 78 | 830 358 | 911 175 | 856 087 | 2 597 620 | 865 873 | 4% | X | |
Товар 123 | 944 605 | 1 048 792 | 906 087 | 2 899 484 | 966 495 | 6% | X | |
Товар 108 | 94 947 | 87 608 | 102 383 | 284 938 | 94 979 | 6% | X | |
Товар 47 | 49 577 | 43 710 | 51 072 | 144 359 | 48 120 | 7% | X | |
Товар 17 | 138 364 | 139 740 | 171 537 | 449 641 | 149 880 | 10% | Y | |
Товар 5 | 232 124 | 256 134 | 298 476 | 786 735 | 262 245 | 10% | Y | |
Товар 124 | 130 222 | 108 017 | 102 732 | 340 971 | 113 657 | 10% | Y | |
Товар 37 | 43 222 | 38 226 | 33 380 | 114 829 | 38 276 | 10% | Y | |
Товар 95 | 95 873 | 86 649 | 72 924 | 255 447 | 85 149 | 11% | Y | |
Товар 8 | 12 546 | 12 606 | 9 780 | 34 931 | 11 644 | 11% | Y | |
Товар 136 | 221 693 | 273 510 | 293 808 | 789 011 | 263 004 | 12% | Y | |
Товар 36 | 192 063 | 195 419 | 246 746 | 634 229 | 211 410 | 12% | Y | |
Товар 68 | 493 860 | 649 020 | 530 319 | 1 673 199 | 557 733 | 12% | Y | |
Товар 44 | 84 359 | 98 208 | 115 690 | 298 256 | 99 419 | 13% | Y | |
Товар 48 | 691 180 | 595 920 | 1 002 672 | 2 289 772 | 763 257 | 23% | Y | |
Товар 25 | 409 752 | 335 617 | 580 534 | 1 325 902 | 441 967 | 23% | Y | |
Товар 51 | 95 032 | 85 423 | 143 622 | 324 078 | 108 026 | 24% | Y | |
Товар 164 | 24 127 | 42 861 | 30 944 | 97 932 | 32 644 | 24% | Y | |
Товар 125 | 133 374 | 115 638 | 199 034 | 448 046 | 149 349 | 24% | Y | |
Товар 23 | 30 270 | 25 180 | 45 059 | 100 509 | 33 503 | 25% | Z | |
Товар 32 | 15 426 | 18 860 | 27 875 | 62 161 | 20 720 | 25% | Z | |
Товар 162 | 45 471 | 23 730 | 36 176 | 105 377 | 35 126 | 25% | Z | |
Товар 82 | 24 251 | 14 526 | 14 671 | 53 448 | 17 816 | 26% | Z | |
Товар 92 | 7 200 | 27 440 | 28 185 | 62 825 | 20 942 | 46% | Z | |
Товар 31 | 122 437 | 206 474 | 423 134 | 752 045 | 250 682 | 51% | Z | |
Товар 24 | 1 765 | 1 645 | 10 340 | 13 750 | 4 583 | 89% | Z | |
Товар 96 | 7 762 | 1 735 | 10 144 | 3 381 | 93% | Z | ||
Товар 140 | 2 620 | 7 837 | 10 486 | 3 495 | 93% | Z | ||
Товар 60 | 1 682 | 2 092 | 100% | Z | ||||
Товар 112 | 17 783 | 3 286 | 21 261 | 7 087 | 108% | Z | ||
Товар 134 | 19 838 | 3 110 | 23 266 | 7 755 | 111% | Z | ||
Товар 150 | 8 322 | 8 854 | 2 951 | 129% | Z | |||
Товар 52 | 8 636 | 9 161 | 3 054 | 89% | Z | |||
Товар 26 | 0% | Z |
3.4. Матрица АВС- XYZ
|
|
3.4.1. ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ). Матрица АВС-XYZ позволяет провести анализ запасов по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ).
3.4.2. Такая классификация упрощает работу при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта. Внедрение данного метода способствует сокращению количества упущенных продаж, уменьшению излишек товаров, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.
- Товары групп А и В составляют основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по продукции группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В – достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику и за счет этого снизить суммарный товарный запас.
- Самое пристальное внимание мы уделяем товарам АХ группы, так как это – наши «курочки, несущие золотые яйца»! Это товары, которые приносят больше всего прибыли и чаще всего «уходят» с наших полок достаточно равномерно. Они должны быть у нас всегда и в нужном количестве. Для них обязательно должен быть страховой запас, чтобы, не дай Бог, не остаться без солидного куска прибыли. Планирование товаров этой группы должно быть доведено до автоматизма.
- В группу CZ, напротив, входят товары, которые мы держим для ассортимента – прибыли мало, продаются редко, но, по разным причинам, они нам нужны в нашей торговой матрице. Посмотрите внимательно – не слишком ли многочисленна эта группа? Может, есть смысл вывести что-то из своего прайса совсем?
Группа | X | Y | Z |
A | Товары групп АX и BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется. | Товары групп AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас. | Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов. |
B | |||
C | Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас. | По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей. | В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери. |
3.4.3. Если вы берёте на работу нового и неопытного сотрудника, то, поручив ему работу с товарами группы AZ, вы рискуете понести потери в тот период, когда он нарабатывает необходимый опыт. Если вы поручите ему товары группы СХ, то он, отработав некоторое время, адаптируется к системе и приобретёт необходимые навыки, и компания от его экспериментов сильно не пострадает, а вам при этом не нужно контролировать каждый его шаг.
|
|
3.4.4. Использование совмещенного АВС и XYZ - анализов позволит:
- повысить эффективность системы управления товарными ресурсами;
- повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
- выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров хранящихся на складе;
- перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.