XYZ-анализ

3.3.1. XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность стабильность продаж отдельных видов товаров, колебания уровня потребления. В сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ). Целесообразно делать анализ колебаний спроса по частоте и по размеру.

3.3.2. Результатом XYZ - является группировка ресурсов по трем категориям:

Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования. В группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%

Категория Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования, это товары с колебанием продаж от 15 до 50%.

Категория Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. В группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.

3.3.3. Расчёт групп.

Код товара Наименование товара Объём продаж за 1 неделю[2] Объём продаж за 2 неделю Объём продаж за 3 неделю ИТОГО за 1 квартал Среднее значение Коэффициент относительной вариации XYZ группа
  ВСЕГО 7 889 628 8 136 761 9 080 800 25 174 468 8 391 489    
  Товар 15 342 402 346 897 338 201 1 027 499 342 500 1% X
  Товар 129 1 368 636 1 321 715 1 359 580 4 049 932 1 349 977 2% X
  Товар 98 505 560 468 337 492 034 1 465 930 488 643 3% X
  Товар 160 510 698 559 327 535 768 1 605 792 535 264 4% X
  Товар 78 830 358 911 175 856 087 2 597 620 865 873 4% X
  Товар 123 944 605 1 048 792 906 087 2 899 484 966 495 6% X
  Товар 108 94 947 87 608 102 383 284 938 94 979 6% X
  Товар 47 49 577 43 710 51 072 144 359 48 120 7% X
  Товар 17 138 364 139 740 171 537 449 641 149 880 10% Y
  Товар 5 232 124 256 134 298 476 786 735 262 245 10% Y
  Товар 124 130 222 108 017 102 732 340 971 113 657 10% Y
  Товар 37 43 222 38 226 33 380 114 829 38 276 10% Y
  Товар 95 95 873 86 649 72 924 255 447 85 149 11% Y
  Товар 8 12 546 12 606 9 780 34 931 11 644 11% Y
  Товар 136 221 693 273 510 293 808 789 011 263 004 12% Y
  Товар 36 192 063 195 419 246 746 634 229 211 410 12% Y
  Товар 68 493 860 649 020 530 319 1 673 199 557 733 12% Y
  Товар 44 84 359 98 208 115 690 298 256 99 419 13% Y
  Товар 48 691 180 595 920 1 002 672 2 289 772 763 257 23% Y
  Товар 25 409 752 335 617 580 534 1 325 902 441 967 23% Y
  Товар 51 95 032 85 423 143 622 324 078 108 026 24% Y
  Товар 164 24 127 42 861 30 944 97 932 32 644 24% Y
  Товар 125 133 374 115 638 199 034 448 046 149 349 24% Y
  Товар 23 30 270 25 180 45 059 100 509 33 503 25% Z
  Товар 32 15 426 18 860 27 875 62 161 20 720 25% Z
  Товар 162 45 471 23 730 36 176 105 377 35 126 25% Z
  Товар 82 24 251 14 526 14 671 53 448 17 816 26% Z
  Товар 92 7 200 27 440 28 185 62 825 20 942 46% Z
  Товар 31 122 437 206 474 423 134 752 045 250 682 51% Z
  Товар 24 1 765 1 645 10 340 13 750 4 583 89% Z
  Товар 96 7 762 1 735   10 144 3 381 93% Z
  Товар 140 2 620 7 837   10 486 3 495 93% Z
  Товар 60 1 682     2 092   100% Z
  Товар 112   17 783 3 286 21 261 7 087 108% Z
  Товар 134 19 838 3 110   23 266 7 755 111% Z
  Товар 150     8 322 8 854 2 951 129% Z
  Товар 52     8 636 9 161 3 054 89% Z
  Товар 26           0% Z

3.4. Матрица АВС- XYZ

3.4.1. ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ). Матрица АВС-XYZ позволяет провести анализ запасов по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ).

3.4.2. Такая классификация упрощает работу при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта. Внедрение данного метода способствует сокращению количества упущенных продаж, уменьшению излишек товаров, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.

  • Товары групп А и В составляют основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по продукции группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В – достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику и за счет этого снизить суммарный товарный запас.
  • Самое пристальное внимание мы уделяем товарам АХ группы, так как это – наши «курочки, несущие золотые яйца»! Это товары, которые приносят больше всего прибыли и чаще всего «уходят» с наших полок достаточно равномерно. Они должны быть у нас всегда и в нужном количестве. Для них обязательно должен быть страховой запас, чтобы, не дай Бог, не остаться без солидного куска прибыли. Планирование товаров этой группы должно быть доведено до автоматизма.
  • В группу CZ, напротив, входят товары, которые мы держим для ассортимента – прибыли мало, продаются редко, но, по разным причинам, они нам нужны в нашей торговой матрице. Посмотрите внимательно – не слишком ли многочисленна эта группа? Может, есть смысл вывести что-то из своего прайса совсем?
Группа X Y Z
A Товары групп АX и BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется. Товары групп AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас. Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.
B
C Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас. По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей. В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.

3.4.3. Если вы берёте на работу нового и неопытного сотрудника, то, поручив ему работу с товарами группы AZ, вы рискуете понести потери в тот период, когда он нарабатывает необходимый опыт. Если вы поручите ему товары группы СХ, то он, отработав некоторое время, адаптируется к системе и приобретёт необходимые навыки, и компания от его экспериментов сильно не пострадает, а вам при этом не нужно контролировать каждый его шаг.

3.4.4. Использование совмещенного АВС и XYZ - анализов позволит:

  • повысить эффективность системы управления товарными ресурсами;
  • повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
  • выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров хранящихся на складе;
  • перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: