Важным условием правильной организации учета запасов служит хорошее состояние складского хозяйства. Помещение склада должно быть изолировано, оборудовано сигнализацией, необходимым количеством стеллажей, ячеек, поддонов, средствами механизации и весоизмерительными приборами. Внутри склада каждая группа, подгруппа и вид материалов должны сохраняться в определенном месте, к каждому месту хранения прикреплен ярлык.
Приказом руководителя устанавливается список материально ответственных лиц, работающих на складе. С ними заключаются договоры о материальной ответственности. Учет запасов на складе ведется непосредственно этими лицами. Согласно теории и практике бухгалтерского учета, складской учет материальных ценностей может быть организован одним из трех методов: методом количественно-суммового учета, сальдовым (оперативно-бухгалтерским) и методом материальных отчетов.
1. Метод количественно - суммового учета. Он применяется в основном на малых компаниях с небольшой номенклатурой запасов. При этом открываются на складах и в бухгалтерии карточки количественно-суммового учета на каждый номенклатурный номер материальных ценностей. Данные каждого документа по движению материалов записывают в карточку. В конце месяца карточки подытоживаются и переносятся в годовую сортовую, оборотную ведомость. При этом методе ведется дублирующий учет. Он очень трудоемок и увеличивает количество счетных записей в аналитическом учете. [5, стр 218]
|
|
2. Сальдовый (оперативно-бухгалтерский) метод. Учет материальных ценностей ведется заведующим складом. На 1 января в бухгалтерии открываются карточки учета запасов на каждый номенклатурный номер. В карточку вносится остаток на 1 января в количественном выражении. Карточки по реестру передаются заведующему складом, который выписывает приходные документы на поступившие материальные ценности и производит их отпуск согласно расходным документам. При этом он производит разноску прихода и расхода в карточках в натуральном выражении, выводя остаток после каждой записанной операции. В таком порядке ведется ежедневный учет материальных ценностей на складе. Ведение карточек складского учета контролируется бухгалтерией. Работники бухгалтерии обязаны систематически, не реже одного раза в неделю (декаду) осуществлять непосредственно на складах в присутствии завскладом проверку своевременного и правильного оформления первичных документов по складским операциям и записям в карточках. Проверку записи операций и выведенных остатков работник бухгалтерии подтверждает своей подписью. Проверки сочетаются со сдачей заведующим складом в бухгалтерию первичных расходных и приходных документов.
|
|
Данные сдаваемых документов заносятся в реестр приемки-сдачи документов, в котором указываются номера и их количество. Реестр составляется в одном экземпляре с приложением документов. Если склады находятся далеко от офиса, то контроль за правильностью заполнения карточек может осуществляться центральной бухгалтерией. В этом случае заведующий складом обязан предоставлять в бухгалтерию в установленный срок в 2-х экземплярах ведомость остатков материалов на конец месяца. Ведомость составляется в количественном выражении только по тем материалам, которые имели движение в отчётном месяце. Ведомость подписывается начальником цеха (участка) и после проверки правильности оформления документа один экземпляр с замечаниями возвращается на склад. На складах с небольшой номенклатурой материалов допускается вместо карточек ведение учета в книгах сортового учета. В конце месяца на склад из бухгалтерии сдаётся ведомость учета остатка запасов на складе формы З-7, в которую заведующий складом переносит остатки из карточек учета материалов. После этого книгу возвращают в бухгалтерию для таксировки и подсчета итогов по учетным группам материальных ценностей в целом по книге.
При этом методе:
- бухгалтерский учет основывается на оперативном учете и органически связан с ним;
- появляется возможность оперативной сверки учета на складе и в бухгалтерии, а значит, и устранение допущенных ошибок в отчетном месяце;
- применение учетных цен ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению сводной стоимости запасов;
- обеспечивается своевременное получение сведений об остатках на складе.
Это облегчает проведение инвентаризации и усиливает оперативные функции учета, расширяет возможность применения компьютерной техники по обработке документации и составлению учетных регистров. Исключается отставание аналитического учета запасов от синтетического. Для сальдового метода характерно следующее:
- количественный учет запасов ведут не только на складе;
- в бухгалтерии запасы учитывают в суммовом выражении по местам хранения и каждому счету или группе запасов.
3. Метод материальных отчетов. Заведующий складом ежемесячно составляет материальный отчет формы M-19A по всей номенклатуре материалов, числящихся по складу участков. В отчете по счетам подраздела 1310 "Сырье и материалы" приводится остаток на начало месяца, приход, расход и остаток на конец месяца. Из материального отчета за предыдущий месяц переносятся остатки на начало отчетного месяца, затем на основании предварительно сгруппированных данных первичных документов о поступлении и расходе материально-ответственного лица заполняют приход по источникам поступления, а расход - по направлениям использования материалов.
Остаток материалов на конец месяца определяется расчетным путем. Материальный отчет (с приложенными первичными документами) подписывается составителем и не позднее 3-го числа следующего за отчетным месяца (или в другой день согласно графика) представляется в бухгалтерию, где проверяется правильность его составления, сверяется и сопоставляется количество оприходованных, переданных и израсходованных материалов с имеющимися в бухгалтерии данными о поступлении материалов, внутреннем перемещении и расходе.
Учет материальных ценностей ведется заведующим складом. На 01.01. в бухгалтерии открываются карточки учета запасов на каждый номенклатурный номер.
При этом методе учета бухгалтерия организации открывает и выдает подписку в журнале регистрации кладовщику карточки складского учета. В них характеризуется материал., отражается движение и остаток, а также показывается норма запаса, необходимая для контроля за состоянием складских запасов и Записи в карточки, производятся на основании оформленных в установленном порядке документов по приходу и расходу материальных ценностей, как правило, в день совершения операции только в натуральном выражении.
|
|
После каждой записи выводится новый остаток. Исключения допускаются лишь в отношении накопительных документов, например, заправочные ведомости. Записи операций, по которым производятся по мере их закрытия, но позднее 1 числа следующего за отчетным месяцем. Карточки хранятся на складе в специальных ящиках, они располагаются по группам товарно - материальных запасов. Хранение карточек в разрезе групп облегчает их поиск и ускоряет разноску данных приходно-расходных документов.
Все первичные документы по приходу и расходу один раз в неделю, а заправочные ведомости по окончании месяца кладовщик сдает в бухгалтерию.
Схема организации комбинированного метода аналитического учета приведена на рисунке 5.
Складской учёт Бухгалтерский учёт
| |||||
| |||||
Рисунок 5. Организация взаимосвязи складского и бухгалтерского учета
По окончании месяца кладовщик переносит остатки товарно- материальных запасов в "Ведомость учета остатков материалов на складе" по данным карточек складского учета в разрезе групп материалов. Все данные только в натуральном выражении.
В "Оборотной ведомости по складу" указываются остатки товарно-материальных запасов на конец и начало месяца, а также обороты по приходу и расходу в денежном и натуральном выражении. Один экземпляр передается непосредственно на склад, где происходит сверка остатков запасов в натуральном выражении по данным бухгалтерского учета и "Ведомостью учета остатков материалов на складе", которая составляется по данным складского учета, а также выявляются отклонения между этими данными, т.е. происходит постоянный контроль за складским учетом.
|
|
Для переноса итоговых записей в регистры систематического учета и непосредственно в Главную книгу применяется ведомость "Движение материалов в денежном выражении", в ней указывается расход товарно-материальных запасов по направлениям затрат, на сторону с указанием материалов из различных источников, внутреннее перемещение только в денежном выражении и с указанием субсчетов.
Если остаток материальных запасов на складе выше или ниже установленной нормы запаса, то заведующий складом обязан сообщить отделу снабжения. Для этих целей применяется Сигнальная справка об отклонениях фактического остатка запасов от установленных норм запаса. Она применяется для контроля за отклонением фактического остатка запасов от установленных норм запаса и для контроля их остатков, находящихся без движения. Справка составляется в одном экземпляре, заведующем складом (кладовщиком) на основании данных Карточек учета материалов. Критерии для включения данных в справку устанавливает отдел материально-технического снабжения.
Бухгалтерия в установленные сроки осуществляет непосредственно на складах проверку правильности записей и вывода остатков в карточках. О сверке бухгалтер расписывается в специальной графе карточки. Приемку документов, оформляющих движение материальных запасов, бухгалтер производит на складе путем составления "Реестра приемки-передачи документов" в одном экземпляре.
О выявленных недостатках и нарушениях в работе материально ответственных лиц, а также о результатах выборочных проверок и проведенном инструктаже работник бухгалтерии должен информировать главного бухгалтера.
Увязка учета ценностей на складе и в бухгалтерии достигается ведением и (ведомости) остатков материалов, которая открывается на год, отдельно каждому складу.
По окончании каждого, месяца заведующий складом (кладовщик) переносит в эту книгу (ведомость) количественные остатки материалов по данным карточек складского учета и скрепляет записи своей подписью. В бухгалтерии количественные остатки таксируются и подсчитываются. Месячные итоги, выведенные по книге (ведомости) остатков, должны быть сверены с показателями групповых оборотных ведомостей, которые составляет бухгалтерия по данным накопительных ведомостей. Показатели групповых оборотных ведомостей, в свою очередь, должны быть сверены с записями в регистрах синтетического учёта. Обнаруженные при сверке ошибки и расхождения должны быть исправлены.
Для того чтобы упростить поиск и облегчить исправление ошибок, целесообразно первичные документы по движению материалов после их обработки хранить в картотеке по номенклатурным номерам и по складам.
Со склада в бухгалтерию поступают все приходные и расходные документы. После всесторонней их проверки, прежде всего, производят оценку принятых и отпущенных материалов по учетной цене (таксировка документов). Протаксированные документы подвергают раздельной группировке в трех направлениях:
1) по складам и материально ответственным лицам;
2) по группам или видам материалов:
- по поставщикам и другим источникам поступления;
- по объектам калькуляции и объектам других затрат.
Группировка приходных документов по поставщикам в бухгалтерии совмещается с учетом приобретения материалов и расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6 или в заменяющих его компьютерных распечатках. Материалы приходуют по сложившейся себестоимости заготовления.
Рассмотрим корреспонденцию счетов по учету движения производственно-материальных запасов.
1. Поступили и оприходованы на склады материальные запасы по покупной стоимости без НДС:
- Д- т счета 1310- «Сырье и материалы»;
1311 - «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;
1312 - «Тара и тарные материалы»;
1313 - «Топливо»;
1330 - «Товары»;
1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 3310 - «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».
2. Поступление материалов от поставщиков без счетов - фактур (неотфактурованная поставка) по учетным ценам:
- Д- т счета 1310 - «Сырье и материалы»;
1330 - «Товары»;
1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 3310 - «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».
3. Приобретены материальные запасы за счет подотчетных сумм по стоимости без НДС:
- Д - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 3390 - «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».
4. Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств:
- Д - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 6210 - «Доходы от выбытия активов».
5. Оприходованы материальные ценности, поступившие безвозмездно:
- Д - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 6220 - «Доходы от безвозмездно полученных активов».
6. Оприходование прочих материальных ценностей собственного производства, предназначенных для внутреннего потребления:
- Д - т счета 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 8310 - «Вспомогательное производство».
7. Передача материальных ценностей одним материально - ответственным лицом другому:
- Д - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; счета 1350 - «Прочие запасы»;
8. Поступление отходов производства по ценам возможного использования:
- Д - т счета 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 8110 - «Основное производство».
9. Поступление материальных ценностей в счет вклада в уставный капитал:
- Д - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 5110- «Неоплаченный капитал».
10. Оприходование излишков материальных ценностей, обнаруженных при инвентаризации:
Д - т счета 1310- «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы»;
К - т счета 6280 - «Прочие доходы».
11. Уценка материалов до чистой стоимости реализации:
- Д - т счета 1360 - «Резерв по списанию запасов»;
- К - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы».
12. Дооценка материалов до чистой стоимости реализации:
- Д - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 6240 - «Доходы от восстановления убытка от обесценения».
13. Оприходование сырья, оплаченного через кассу:
- Д - т счета 1310 - «Сырье и материалы»;
1311 - «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;
1312 - «Тара и тарные материалы»;
1313 - «Топливо»
1350 - «Прочие запасы»;
- К - т счета 1010 - «Денежные средства в кассе».
14. Списание материалов, израсходованных (на основное производство):
- Д - т счета 8110 - «Основное производство»;
- К - т счета 1310 - «Сырье и материалы»;
1340 - «Незавершенное производство»;
1350 - «Прочие запасы».
15. Списание себестоимости реализованных материалов и прочих запасов:
- Д - т счета 7410 - «Расходы по выбытию активов»;
- К - т счета 1310 - «Сырье и материалы»; 1350 - «Прочие запасы». [4; 5 стр. 215]
По каждому счету организация при разработке учетной политики может предусмотреть необходимое количество субсчетов и аналитических счетов в разрезе групп и подгрупп по учету материалов.