Человек, индивид, личность

1. "…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

- Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека?

- Кого имеет в виду К.Маркс: а) индивид, б) личность или в) человек как родовое понятие? Аргументируйте свой ответ.

2. "Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг другу".

- Объясните данное высказывание К. Маркса.

3. "Когда идет борьба за отечество или за идею, пусть в минуты, отдыха зоолог в своем кабинете исследует формы инфузорий; пусть скульптор в своей мастерской отделывает голову Афродиты. Но минута настала, когда они не как ученые, не как художники, но как люди нужны в рядах своих единомышленников; тогда они нравственные уроды, если не бросят микроскопа и резца, чтобы делом, жизнью служить отечеству или идее"

- Согласны ли вы с позицией автора?

- Не идет ли речь в приведенном высказывании о раздвоении личности?

4. "Мой сын не может заменить меня. Я сам не смог бы заменить себя. Я — порождение обстоятельств". (Наполеон).

- О каких обстоятельствах, по вашему мнению, идет речь?

- Может ли человек изменять обстоятельства своей жизни?

5. В современную эпоху на макроуровне социальной действительности наиболее устойчивой из известных исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне - семья.

- Согласны ли вы с данным утверждением?

6. Считаете ли вы, что наследственный характер и наличие географического ареала (области) распространения являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым?

7. Если генетически племя предшествует народности, а народность нации, то конкретно-исторически во всемирном масштабе очень часто в рамках одного народа они существуют и взаимодействуют друг с другом.

- Проанализируйте это положение.

8. "В свое время Н. Бердяев одним из первых обратил внимание на специфику проблемы "человек- машина". Он указывал, что тотальная технизация жизни в нашу эпоху формирует бездуховный и антигуманный образ человека, разрушающего посредством машины свое единство с природой, деформирующего свою гуманистическую иерархию ценностей".

- Как, по мнению ряда философов возможно остановить этот процесс?

- Что означает понятие "человеческая революция"?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: