Коммуникативная компетенция и ее составляющие

Содержание

Глава 1. Основные положение понятия «коммуникативной компетенции»

1.1. Коммуникативная компетенция и ее составляющие.

1.2. Методы формирования и развития коммуникативной компетенции.

Глава 2. Реализация методов и способов формирования коммуникативной компетенции

2.1. Планирование эксперимента.

2.2. Проведение эксперимента.

2.3. Результаты эксперимента.

Заключение.

Введение

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ориентирована на:

- достижение практического результата в овладении английским языком,

- на образование, воспитание и развитие личности школьника.

В связи с этим была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5-9 классах».

Объект исследования: педагогический процесс коммуникативного образования учащихся на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: методы и способы формирования и развития коммуникативной компетенции.

Цель исследования состоит в определение наиболее эффективных методов и способов формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.

2. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».

3. Определить степень влияния межпредметных связей на развитие коммуникативной компетенции

4. Выявить наиболее эффективные способы и методы формирования коммуникативной компетенции

5. Реализовать наиболее эффективные методы и способы формирования и развития коммуникативной компетенции в 5-9 классов на базе МОУ СОШ № 114.

К методам исследования можно отнести сравнительный анализ литературы по теории и методике обучения иностранному языку, изучение методических разработок по обозначенной теме и имеющегося педагогического опыта, наблюдение и эксперимент.

Работа имеет опытно-экспериментальный характер, и разработки могут быть использованы учителями английского языка в работе. В этом заключается практическая значимость данного исследования.

Основные положение понятия «коммуникативной компетенции»

Коммуникативная компетенция и ее составляющие

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения.

Если в других предметах при отборе содержания из арсенала науки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в общение. Поэтому общеобразовательные и воспитательные задачи подчиняются практическим и решаются в ходе осуществления акта коммуникативной компетенции на том или ином уровне, то есть способности вступать в межкультурное общение. Весь процесс обучения подчиняется основной задаче – формированию коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.

Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.

Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Иностранный язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.

Но формировать и совершенствовать коммуникативную компетенции следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

- речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

- языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;

- развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

- социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;

- компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

- учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: