К советскому читателю

Эрнесто Че Гевара.

Экономические воззрения

СОДЕРЖАНИЕ

К советскому читателю...............6

Новая встреча с Че................14

1. Куба, ее экономика, внешняя торговля и значение в совре­менном мире.................33

2. Задачи нашей Революции в области промышленности.51

3. Лекция на курсах повышения квалификации в Министерст­ве промышленности..............78

4. Социалистическое планирование, его значение.....99

5. О системе бюджетного финансирования.......112

6. Некоторые соображения о себестоимости.......151

7. Банковские отношения, кредит и социализм......163

8. Против бюрократизма..............180

9. Коллективное обсуждение, решение и ответственность персональные........190

10. Инструкция по изучению технического минимума....211

11. Кадры—становой хребет Революции........214

12. Речь на выпускном вечере в школе им. Патриса Лумумбы...................223

13. Выступление на выпускном вечере школы директоров им. Патриса Лумумбы..239

К СОВЕТСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Уже в молодые годы Че начинает проявлять интерес к марксизму-ленинизму. В 16—17 лет он читает произ­ведения Маркса, Энгельса, Ленина и продолжает их изучение, будучи студентом университета. Такие про­изведения классиков марксизма-ленинизма, как «Ка­питал», «Манифест Коммунистической партии», «Анти-Дюринг», «Империализм, как высшая стадия капитализ­ма», «Государство и революция» и другие, привлекают внимание Че и формируют его политические и рево­люционные взгляды.

Неустанный путешественник, Че объездил многие страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Нищета, неграмотность, милитаризм, зависимость от империализма и эксплуатация, которую он видел во время своих путешествий, побуждают его к еще более глубокому изучению волнующей его теории.

В переписке со своими близкими Че делится впе­чатлениями от увиденного и прочитанного, а также рас­сказывает об изменениях в своих взглядах, которые окончательно определяют его дальнейшую судьбу. Че пишет, что вскоре он станет известен, если не как ученый или преподаватель, то, по крайней мере, как распространитель учения Маркса в университетских аудиториях. «Потому, что я отдаю себе отчет, — пишет он, — в том, что физиология — это не мое призвание, а вот другое — да!»

Эта же мысль проскальзывает у Че, когда он пишет, что не станет преподавателем физиологии, это его совсем не беспокоит, и что он забросил научную работу, по­скольку стал усердным читателем работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

В письме к матери из Мексики, датированном 1956 годом, Че пишет, что изменит свой распорядок занятий: «...раньше я плохо ли, хорошо ли занимался медициной и свободное время посвящал неформальному изучению Сан Карлоса (имеется в виду Карл Маркс — Науч. ред.). Новый этап моей жизни требует изменения распорядка занятий: сейчас для меня первостепенным является Сан Карлос, то главное, что я пронесу через всю свою жизнь».

Че не довольствуется лишь умозрительным восприя­тием латиноамериканской действительности: он несет в себе сознательную готовность борьбы за достоинство человека, что побуждает его к протесту против всех причин, порождающих господствующую социальную не­справедливость.

Политический выбор Че является последовательным продолжением революционной теории, которая его пи­тает. Че связывает свою судьбу с силами эксплуатиру­емых народных масс. Гватемала стала первым опытом на избранном им пути.

Встречей с Фиделем в Мехико начинается связь Че с Кубинской революцией, которая придаст ему но­вый стимул и откроет для него поле деятельности в осуществлении социальных преобразований, предо­ставит возможность раскрыть свой потенциал личности, которая закалится в суровых условиях, требующих са­мопожертвований, взыскательности, постоянного само­совершенствования и личного примера.

С победой Кубинской революции для Че, уже леген­дарного партизана и признанного военачальника, на­чинается новый и важный этап его жизни, этап строите­ля социализма.

Не касаясь личности с присущими ей характерными чертами, трудно понять, как Че смог всего лишь за семь лет развить такую бурную и разностороннюю деятель­ность. Не было ни одного порученного ему задания, где бы не остался след его коммунистической концеп­ции работы. С полной отдачей и необычайным талан­том он выполнял одновременно важнейшие возложен­ные на него функции государственного деятеля, вое­начальника и политического руководителя.

7 октября 1959 года Че назначают начальником департамента промышленности Национального институ­та аграрной реформы, затем президентом Национального банка, а 23 февраля 1961 года — министром промышлен­ности Кубы.

8 новых условиях, несмотря на большую ответ­ственность, Че продолжает изучать революционную теорию и опыт других стран в строительстве соци­ализма. Че анализирует все основное в трудах Марк­са, Энгельса и Ленина в более систематической форме и в свете поставленных перед ним задач. Особое вни­мание он уделяет изучению произведений Ленина и вы­двинутых им задач в период создания социалистиче­ского государства.

Че углубляет анализ капитализма на стадии импе­риализма; при этом он исходит из положений Ленина и учитывает особенности, существовавшие в 60-х годах;

проводит глубокое, объективное и свободное от догм исследование основных проблем, содержащихся в меж­дународных экономических отношениях современного ему периода. Идеи Че по этим проблемам сохраняют свою актуальность и представляют собой важный ин­струмент для понимания нынешней политической и социально-экономической обстановки, особенно в сла­боразвитых странах.

Одновременно Че углубляет свои исследования эко­номической и политической истории Кубы, систем и методов господства, применяемых американским импе­риализмом, а также механизмов управления экономи­ческой деятельностью монополий, анализирует их воз­можное использование при социализме, исключая при этом опасность быть подверженным влиянию породив­шей их системы.

Самый распространенный образ Че — это образ че­ловека действия, мужественного и чистого, являюще­гося примером бескорыстия и героизма, примером ре­волюционера-партизана, бойца и интернационалиста, верного идеям, которые он впитал с молодых лет и защитил ценой своей жизни. Таким был Че, но это не полный его образ.

Одним из наиболее ценных заветов, который Че оставил кубинскому народу и революционерам любой части мира, являются результаты его работы в области идеологии, потому что он был также создателем теории и практики строительства социализма. В результате исследований развивалось его мировоззрение, ставшее неотъемлемой частью революционной теории марксиз­ма-ленинизма, которая дает ответы на вопросы, по­ставленные в ходе строительства и дальнейшего разви­тия социализма.

Уже в начале 60-х годов Че понял, что в марксистско-ленинском учении, в деле построения социализма произошел некоторый застой. «К нам скорее приходит апологетика системы — разъяснял он, — чем ее науч­ный анализ». В статье «Социализм и человек на Кубе» Че писал: «Если к этому добавить схоластику, затормо­зившую развитие марксистской философии и препят­ствующую систематическому исследованию социализма, политическая экономия которого так и не была развита, то следует согласиться с тем, что мы все еще на­ходимся в пеленках».

В таких условиях, сталкиваясь с задачами примене­ния принципов марксизма-ленинизма к организации народного хозяйства и управлению экономикой, Че изу­чал, обсуждал и много писал по этой тематике и при­шел к созданию достаточно глубоко теоретически раз­работанной модели, в соответствии с которой, с его точки зрения, следует строить социализм и двигаться к коммунистическому обществу.

Речь идет не об отдельных идеях по осуществлению определенной экономической деятельности, а о последо­вательной, основательно разработанной концепции, пре­дусматривающей новую систему управления социали­стическим народным хозяйством, известную как систе­ма бюджетного финансирования, которую Че рассмат­ривает в единстве экономики, политики и идеологии, составных частей, необходимых для построения нового общества.

Для Че экономическая политика обладает идейно-политическим аспектом, которого нельзя не учитывать. Управление экономикой при социализме — это нечто большее, чем совокупность экономических методов и механизмов.

Прямым отражением существующей политической власти является также ее идеология, которая активно влияет как на экономическое, так и на полити­ческое развитие, консолидацию, упрочение и отступле­ние в общественном прогрессе. Поэтому невозможно выработать экономическую политику страны, не учиты­вая или пренебрегая возможностями идейно-политиче­ского обеспечения того или иного экономического ре­шения.

Уверенный в необходимости экономического преоб­разования общества, он был убежден в том, что измене­ния должны произойти и в сознании людей. Однако в этом Че не выглядел утопистом, мечтающим ирре­ально. Он никогда не стремился ускорить развитие соз­нания людей в большей степени, чем это исторически возможно. «Изменение, — подчеркивал он, — не проис­ходит автоматически в сознании, так же как и в эко­номике».

Сознавая необходимость избежать разрыва между этими понятиями,Че призывал одновременно с созда­нием материально-технической базы социализма зани­маться формированием нового сознания и новой мора­ли и требовал систематически проводить всесторон­нюю воспитательную и идейно-политическую работу, которая раскрывала бы все лучшее, что есть в человеке.

«На наш взгляд, — писал Че, — коммунизм — это феномен сознания, а не только производство... Нельзя прийти к коммунизму посредством простого механиче­ского количественного накопления произведенного для нужд населения продукта. Система управления эко­номикой не должна тормозить осуществление основных задач строительства социализма и коммунизма, кото­рые заключаются не только в производстве материаль­ных благ, но одновременно и в формировании чело­века нового общества».

Экономические воззрения Че надо понимать в рам­ках созданной им концепции системы управления эко­номикой — системы бюджетного финансирования, включающей в себя целый комплекс подсистем, среди которых планирование, организация и нормирование труда, финансы, бухгалтерский учет, статистика, цены, политика стимулирования, кадры и повышение их ква­лификации, научно-технический прогресс, информатика, управление и участие в нем трудящихся, контроль товар­но-материальных запасов и т. д.

В логичной и стройной форме Че развивает основ­ные теоретические и практические аспекты указанной системы, ведет поиск путей достижения максимальной эффективности экономики, развития и углубления соз­нания трудящихся — истинных творцов его главной идеи: одновременно с созданием и развитием матери­ально-технической базы социализма надо формировать и развивать социалистическое сознание масс.

Основной характеристикой теоретических воззрений Че является их стратегический характер. Он мечтает о сознательной личности, которая сможет построить новое общество, но Че — реалист, он знает о сопряжен­ных с этим трудностях, исходит всегда из существу­ющей реальности. Отсюда его настойчивость в уста­новлении контроля, без которого невозможно построить социализм. «Если мы не поставим контроль в центр нашей деятельности, — писал Че, — мы будем не спо­собны построить социализм. Почему? Проблема в том, что человек далеко не совершенен, поэтому необходимо усовершенствовать систему контроля для выявления первого же сделанного им нарушения закона, потому что это нарушение может привести к другим».

Так думал Че, который полностью доверял людям и безмерно верил в их способности, он учитывал кон­кретные условия как исходную базу для всех своих планов и идей.

Настоящий сборник предлагает советскому читателю ряд материалов, которые охватывают основные аспекты экономических воззрений Че, хотя и не включают все их богатство. Экономическая концепция Че формирова­лась в тесной связи с его повседневной практической деятельностью. Имеется большой материал, дополня­ющий теоретическое наследие Че, который содержится в его статьях, записях, докладах, интервью, речах на заседаниях коллегии министерства, выступлениях на Кубе и за рубежом. Эти материалы отличаются твор­ческим подходом и пронизаны духом тесного взаимо­действия теории с практикой, они вносят большой вклад в развитие марксистско-ленинского учения в части его применения к нашей реальности, а также содержат идеи, обогащающие общую теорию социалистического строительства, которые должны быть известны в Латин­ской Америке и в других слаборазвитых странах, а так­же в капиталистических и особенно в социалистиче­ских странах.

Экономические воззрения Че — это не прошлое и не просто отражение ситуации, существовавшей в первые годы Кубинской революции. И сегодня теория Че дей­ственна на Кубе и активно способствует процессу ис­правления допущенных ошибок и негативных тенден­ций, процессу, направленному на совершенствование на­шего общества. По-прежнему актуальны основные идеи, положенные в основу его марксистско-ленинской кон­цепции строительства социализма, — необходимого пе­реходного этапа к коммунистическому обществу.

Карлос Альдана Эскаланте, Член Секретариата Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: