Отречение

Мне, Илье Бондаренко, крайне ценно оставаться учеником. Ценно настолько, что этот статус вечного ученика я не променяю на статус «учителя», преподающего личное знание — то есть конечное и ограниченное знание. Да и что мир соблазнов мне может предложить в обмен на отказ от ученичества? Деньги? Власть? Силу? «Тонкие» состояния? Красоту самолюбования в глазах восхищенной публики? Мне сорок лет и всего этого я уже достиг, работая и развиваясь в социуме. И если бы мне это было нужно в моей дальнейшей жизни, то мне достаточно было бы не отказываться от этого. Но я отказался. Почему?

Некоторые люди за отречение принимают несопротивление сложившимся обстоятельствам. Например, у вас заняли денег, а потом сказали, что не вернут. И вы гордо отреклись от денег – себе же поставили «плюсик» в графе «мои великие отречения». Хотя на самом деле, вы просто поддались обстоятельствам. Это не то, что мы понимаем под отречением.

Подлинный отказ от мирского происходит тогда, когда Судьбой (назовем это так) вам предлагается равный выбор между «хорошими» возможностями с точки зрения людских жизненных ценностей (доходы, власть, устойчивость, связи, карьера и пр.) и между непонятным, негарантированным, призрачным очищением капельки вашего сосуда ради того, чтобы туда могла попасть капелька Господа. Попадет ли она туда? Неизвестно. Но в этом и есть цена выбора: на карту поставлен большой кусок вашей социальной жизни (порой даже вся социальная успешность) взамен на капельку внутренней чистоты, которую, возможно, когда-нибудь заполнит собою Господь, если пожелает. А возможно и не пожелает – неизвестно.

И это не одноразовый акт. Те, кто готовят себя к Пути Единения, проходят через подобные испытания многократно. Каждый раз Судьба требует от человека все более и более трудных отказов, все более этот обмен становится абсурдным и умом воспринимается как безумие.

Несколько мучительных этапов пережил и я, отказавшись от многого из того, за чем так гоняются люди, что составляет систему ценностей социума. В моем случае не обстоятельства так сложились, а я принимал осознанные, но совершенно безумные решения, каждое из которых было ничуть не более обоснованное, чем прыжок в пропасть «на авось». С той лишь разницей, что я это делал не «на авось», а в уповании на то, что Бог все-таки есть, и если Он в качестве варианта развития сюжета моей жизни предложил прыжок в пропасть, значит, Он отвечает за свои предложения, Он знает, что делает, и знает, что нам, людям, нужно. Он это знает, в отличие от нас самих. Нам лишь кажется, что мы знаем о себе – что нам нужно, что для нас лучше, а что хуже. Но это гордыня так морочит голову нам.

Согласиться с этими словами просто. Да, так многие скажут, что эти слова очевидны. Но как же сложно подтвердить эти слова своими действиями! Довериться Ему больше, чем своему собственному видению ситуации, своему пониманию блага. В таких поступках куется наше незыблемое доверие к Нему и укрепляется наше недоверие Сатане. На этой основе потом рождается Вера. Так мы учимся основывать жизнь не на наших домыслах и суждениях, не на собственных достижениях и наработанной устойчивости в социуме, и даже не на личной силе, а основывать ее на Боге.

В 20 лет поступать на авось относительно просто, когда еще все впереди и все еще можно сто раз переиграть, и нет еще наработанных связей и положения в обществе. А после 40 лет (если вы успешный человек) социум начинает работать на вас, обеспечивая автоматически ваше материальное состояние и одновременно рождая привязанность к этому всему. Поэтому в 20 лет, отказавшись от помощи папы, вы на самом деле ничем не рискуете. Но в 40 лет, с двумя маленькими детьми на борту жертвовать всем (положением, связями, карьерой) ради непонятно чего (непонятного для ума) – это совсем не так просто.

Мы привыкли обеспечивать наше будущее социальной успешностью нашего настоящего. И для ума совершенно дикой кажется мысль о том, что не надо заботиться о будущем. Как это не надо? Тогда кто будет заботиться? Пустить все на самотек!? Кто будет кормить семью? Мы же превратимся в бомжей!!!

Да, без Господа в Душе так и случится. В то же время, такие вопросы и возникают, когда в душе Бога нет. Поэтому практика отречения столь трудна – она происходит на грани, когда Бога в душе еще нет, но эти задачи ставятся так, как будто Он там есть. Это уже не те простенькие задачки, которые возникали перед нами автоматически притянутыми ситуациями из нашего прошлого (возврат Кармы), это совсем иное – это задачи, которые ставятся через прямое Его внимание в виде предложения отречься от чего-то обременяющего, чего-то мешающего нам сделать следующий шаг к Нему, шаг, который уже не подчиняется Описанию мира. Но вот проблема – это что-то обременяет нас только на Его взгляд, а с нашей точки зрения – это важные достижения, опора нашей жизни, устойчивость нашего положения, триумф нашего успеха и т.д. В этом-то и сложность принятия Его решения. Можно сказать, что так происходит принятие Его самого через многократное принятие Его решений, через воплощение этих решений на базе собственной жизни.

Кто-то скажет: «вот если бы мне что-нибудь предложил сам Бог, я бы уж не раздумывал». Увы, так говорит самость. Но когда выясняется, что невозможно принять часть Его, не отказавшись от части Себя, тут человек и понимает цену подобным словам. Ведь отказываться приходится как раз от части того «я», которое так хотела предложений от Бога.

Однако принятие Бога происходит повсеместно и без отречения – как вы понимаете, самость прекрасно может обустроить декорации на тему «единения с единым миром».

Подлинному же принятию Бога всегда предшествует отказ от части Себя. А чтобы отказываться от Себя, надо сначала признаться себе, увидеть – кто же ты есть?

Как можно отказываться от Себя, если вы сидите в фантазиях и в благостных декорациях и совсем не знаете себя? Вы знаете Описание себя, которое поддерживает самость, но Описание – это не вы. Поэтому отречение отречению рознь. Пока вы сидите внутри Описания, отказ от чего-то будет бессмысленным, поскольку это будет лишь частью игры вашей самости – она уступит вам немного тем, что включит в Описание мира процедуру отречения. Она опишет отречение как важный этап духовного роста – построит очередные декорации из папье-маше. Этим мы превратим отречение в очередную ценность нашего мира (то есть мира самости). После этого мы отважно «отречемся» от чего-то и поставим галочку в нужной графе – самость пошлет нам импульс «духовного продвижения» и мы довольные начнем ждать эффектов от нашего «отречения». Однако мы не дождемся никаких эффектов, поскольку никакого отречения не было. Самость начнет генерировать сомнения в нашем сознании, мы начнем думать, что концепция отречения ложная и т.д.

Конечно, концепция отречения ложная, поскольку это не концепция.

Даже если вы все бросите и уйдете жить в горы в ожидании того, что Бог за это вас наградит чем-то – это не будет отречением. Это будет попытка торговаться с Богом, как вы привыкли торговаться со всем в вашей жизни (ты мне, я тебе). Но Бог не торговец из вашего мира, Он не часть Описания, которое строит ваша самость. Это надо понимать.

Бессмысленно отрекаться если это отречение вы сами же выдумали в мыслях о том, что тогда Бог будет вам должен дать какие-то бонусы. Бог вам что-то должен? Такое отношение указывает на отсутствие Смирения. Если вам кажется, что Бог должен играть по вашим правилам, то есть по правилам самости, по правилам рынка дешевых менял, то это говорит лишь о том, насколько плотно самость все еще владеет вами. Поэтому гнаться надо не за отречениями, а за Смирением. А отречения сами вас догонят, когда настанет срок. И мало не покажется. Если для одних практиков отречение выглядит как уход в горы, то для других – это выход к людям. Для третьих – работа клерком. Но не человек определяет это.

Игры в отречение лишь отдаляют от подлинного отречения, ведь оно всегда не так выглядит, как мы ожидаем. И прежде всего, у него другой инициатор – не наша самость. В качестве инструмента, который может отличить поддельное отречение от подлинного, может выступать все тот же интеллект. Так, если вы желаете отречения как части высокого духовного пути, то знайте – это желание продиктовано гордыней. И самость построит декорации для вашего сознания, ведь это ее самозащита. Желать отречения невозможно, поскольку само желание чего-либо – это уже отсутствие Смирения, это продукт самостного ума. Поэтому надо прорываться туда, где не рождается личностных желаний – в Сердечное пространство. И из этого «места силы» уже исходить в решениях дальнейшей вашей практики.

Я надеюсь, вы, как придвинутые практики, уже ясно понимаете, что Сердечное пространство не содержит желаний. Поэтому если у вас возник вопрос: «А как же желание спасти всех людей и мокрых котят? Разве это не сердечное желание?» Я лишь могу сказать, что вы невнимательно читали предыдущий текст, там есть про котят. Здесь – нет про котят.

А бывает, что практик решает отрекаться от чего-то, чтобы специально проверить, как о нас будет заботиться Бог (Он ведь обещал! В библии же написано!) – это, конечно, совсем глупость. Это тривиальная уловка самости, которая через такую провокацию хочет нам показать, что основываться можно только на ней, что она и есть наше «я», что она и есть самый реальный для нас бог. Этот узел не развязать рассуждениями о том, какая она самость изворотливая – ведь это будет рассуждать самость сама про себя. Это развязывается только через действия по истощению самости – с этого начинается практика.

***

Отречение приходит как предложение Господа, когда человек своей практикой созрел к этому, когда он не перепутает его личное Описание мира с трансцендентальным опытом. Такое внимание Бога – это еще не Призыв, то есть это еще не Путь, но это уже указывает на то, что шанс близок, как никогда. Но нельзя пойти по Пути, не отрекшись от земных привязанностей и достижений. Ведь все они были сделаны под управлением самости.

Иными словами, нельзя ступить на Путь, если мы обеими ногами опираемся на процессы и ценности, созданные Сатаной с целью порабощения нашей Души. Ведь Путь – это есть часть Бога, это одна из Его ипостасей. Невозможно сделать шаг, не оторвав ступню от места, на котором она стоит сейчас. И сначала всегда следует отрыв ступни, и лишь потом перенос ее на новое место – так делается шаг.

Самость практика всегда рисует его достижения только в формате прежних ценностей, то есть как часть игры, часть Описания. Поэтому если отречение пришло от ума – это лишь очередная игра вашей самости с сознанием. Подлинное отречение обеспечено Богом – его предложением, которое не является частью Описания. Возможно, в этом вы впервые почувствуете дыхание подлинно «Внешнего» - того, что не продуцировано прежними взаимодействиями и опытом.

И когда это случается, то вдруг оказывается, что мы не готовы это принять. Почему? Ведь, фактически, такое предложение – это прямое обращение к нам с Его стороны! Не это ли великая ценность, которую мы так долго ждали?! Но оказывается, что все наши слова и мысли о нашей преданности и о нашей духовности – все это был самообман. Это все были ценности в рамках Описания, то есть фигуры на шахматной доске самостной игры.

На краю пропасти все становится контрастным, четким и холодным – без полутонов и эмоционального бреда о преданности Богу, о любви к ближнему, о мокрых котятах... Остается подлинная решимость следовать Господу. И тут мы обнаруживаем, что без эмоционального наполнителя, без папье-маше из духовной гордыни, этой решимости оказывается так мало, что ее просто не разглядеть среди буйства мыслей «да зачем мне все это надо!?». Этой решимости становится почти не видно за пониманием того, что потеряв много осязаемых, «твердых» и важных вещей, которые мы нарабатывали десятилетиями, в которых мы преуспели так, как немногие смогли преуспеть, взамен мы ничего не приобретем – ведь от ума сокрыт смысл Пути, поэтому в поле ума приобретений не будет, а потери очень даже велики. И мы видим, что придется отдать многое, а вот за что мы это отдадим? В пространстве ума это выглядит как безумие – «отдать все за ничего».

Так, в контрасте этого момента, становится понятно, что раньше то, что мы называли путем – было лишь частью нашего Описания мира, частью построений нашего ума, частью игры нашей самости. Но вот в игру вступает реальное предложение извне. Такого раньше с нами не было. Это предложение из «другого мира», где нет Описаний – и все сразу становится истинным, и пелена самообмана спадает. Где теперь наша решимость и преданность? Ее не разглядеть в панике нашего ума. Почти не разглядеть. И в этом «почти» – наше Спасение.

***

Отличительная черта предложений «от Господа» – то, что они не содержат прибыльной части, то есть какой-то выгоды, пусть даже призрачной или пусть даже убыточной. Например, все предложения от Сатаны строятся на обмене, это торговля, поэтому они содержат часть, которую можно обозначить как прибыль, то есть нечто, что вы получите в обмен на какие-то действия. Не факт, что вы это получите – скорее в нагрузку получите что-то еще, чего не было в договоре, но, по крайней мере, вам это будет обещано, и вы будете ясно видеть, что если вы сделаете "так", то получите "это". Договор, безусловно, находится в области Описания мира и является его неотъемлемой частью. Как правило, прибыль – это что-то конкретное, что для вас представляет ценность. Все ценности – это также лишь Описания. Это могут быть знания, деньги, должность, признание окружающих, продвижение в духовном росте, великое отречение от всего материального, принятие бога, обретение веры – что угодно из вашего набора ценностей, что угодно из Описания вашего мира. Такое «отречение» – это сделка с Сатаной ради «плюсика» в графе «отречения». В этой сделке мы понимаем, что потеряем 6000 долларов, что для нас немало, но зато поставим плюсик в нужной графе – мы платим такую цену за развитие нашей «духовности». Так бывает, когда наша практика по принятию себя не была достаточно хороша, тогда вместо того, чтобы остановить Описание мира, мы позволили самости включить в Описание мира остановку Описания, а оптом и отречение от всего мирского. Такие отречения проходят с «муками лишений» в болезненных, но приятных дозах – примерно как лимонные клизмы перед воинским голоданием. В отличие от клизмы, эти «муки» возносят нас на пьедестал «отрешенной духовности». Так отречение мы превращаем в ценность – просто еще в одну из наших клизм.

С Сатаной можно поторговаться, выторговать условия получше. Но 300 долларов – это не очень много, сознание может заметить подлог, догадаться об этой игре, в которую играет самость, поэтому 6000 у.е. – в самый раз. Это довольно ощутимая сумма, но поэтому это и выглядит для нас самих как подлинное отречение. Так нас дурачит самость. То есть это нас дурачит даже не сам Сатана, а лишь его механизм, который приводится в движение, оживляется за счет нашей же жизненной силы. Что вы думаете о степени вашей осознанности сознания, если вас способен надуть даже механизм?

А что же с предложениями от Господа? Увы, они всегда похожи на «игру в одни ворота» – так их расценивает наш ум. Святой Дух просто указывает вам, как надо поступать, и все. Никаких намеков из ряда «что вам за это будет», куда можно будет поставить плюсик, и даже никаких указаний, как будет выглядеть результат. Состояние принятия такого решения лучше всего описывает словосочетание «прыжок в пропасть» или «прыжок в никуда», а состояние, когда реализуется такое решение – это как «держаться за воздух». Да, Святой Дух – это и есть Воздух в каком-то смысле. В процессе принятия такого решения, то есть когда оно еще не принято вами, ваш ум будет пытаться понять, а что же будет взамен, если вы примете такую альтернативу? Какова доля прибыли? Что «я» получу в итоге? Конечно, если вы подошли к этому моменту вашей жизни, то вы хороший практик и готовы к лишениям. Господь знает об этом, поэтому на вашей траектории и возникла такая альтернатива, однако о ваших успехах в неподчинении самости осведомлен и Сатана… Он также будет вести переговоры о принятии решения. Это всегда трехсторонние переговоры.

Поэтому работа вашего ума, скорее всего, будет выглядеть как-то так: «Да, я готов к убыткам и лишениям! Я же практик и готовил себя к этому! Но сколько конкретно убытков меня ждет?! Я потеряю многое, но что-то же останется? Иначе я ведь умру, и дети мои умрут! Я готов потерять все, но все же, сколько будет в граммах того, что будет дано мне взамен за отречение?!»

Вы видите? Так начинается торговля. Торговля за понимание того, какой будет баланс после сокрушительно убыточной сделки. Это торговля. А любая торговля с Богом невозможна. Невозможно рассматривать предложение Бога как убыточную сделку. Его предложения – это предложения какой-то невероятной возможности, на которую ваш ум не в силах составить Описание, а ограниченное суетное сознание еще не в силах воспринять эту предлагаемую возможность прямо. И если вы позволите уму поставить эти вопросы на «внешнее обозрение», то есть в качестве вопросов, заданных от имени всего вашего существа, то вы тут же получите на них достойные ответы. Чудо!? Нисколько – это трехсторонние переговоры, и ответы об убыточности будет давать уже Сатана. Поэтому рассматривать предложение от Бога как сделку – это не просто неправильно, а это невозможно – от такого рассмотрения она тут же превращается в сделку с Сатаной.

Если вы дадите слабину и не прыгнете в «пропасть», то вы и не заметите подмены «контрагента». Сатана гибок по условиям, весь мир денег и мир власти принадлежит ему. Он крайне изящен в имитации всего, что мы можем воспринимать. Он легко имитирует любых Святых и Дух Святой, да, кого угодно. С одной поправкой – все это он может делать только в поле ума! И только Сердце различает Сатану во всех его обличиях и Бога во всем его разнообразии. Но ведь ваши вопросы были заданы уже не сердцем – в переговоры включился ум, ведомый страхом потерь. Так наша самость, даже истонченная и ослабевшая от наших практик, может предложение от Святого Духа превратить в очередную сделку с Диаволом.

Подобные предложения возникают в жизни человека, когда самость больше не является его «я». Когда власть самости становится эпизодической. Мы начинаем слышать предложения Бога, но в то же время сам Сатана, уже не надеющийся на поломанный механизм самости, вступает в диалог с нами. Весь мир Самсары в его полном распоряжении, он может предложить вам любую из ячеек мира Страстей ровно настолько, насколько вы умеете торговаться. Вовсе необязательно, что вы захотите море денег, особенно если уже успели ими побаловаться или стерли в себе тягу к материальным накоплениям. Как практик вы можете выторговать ячейку «святого учителя» или ячейку «духовного целителя». Неплохо? Да? Готовы вы к таким переговорам? Я думаю, никто никогда не бывает готов. Но такие переговоры неизбежны – они сами и есть подготовка к ним же.

Однако если сознание полностью подконтрольно самости, то человек глух к Святому Духу (практика лимонных клизм и прочих мероприятий по заботе о мясо-скелетной компоненте человека вытеснили этот род слуха), а предложение от Сатаны ему и так уже вручено – это и есть самость, это непрерывное Описание всего, это ячейка в Самсаре. Поэтому если вы хотите получать новые, более интересные предложения от Диавола, надо сначала суметь отказаться от текущего соглашения – сломать самость, прервать Описание мира, перестать засовывать себе лимоны куда попало. Да, это не так просто, ведь при этом надо постараться не сломать вместе с самостью и вашу целостность. Наоборот – в этом процессе целостность надо обрести, восстановить утраченные связи вашей структуры сознания. Поэтому самость надо истончать годами шаг за шагом, поступательно морить ее голодом, все настойчивее не позволять управлять вами в пространстве ума (единственно доступном для нее пространстве), оживлять пространство Сердца (априори недоступное для самости). Для всего этого существует огромный арсенал техник.

А «держаться за воздух» – это особое состояние. Я думаю, что оно может быть знакомо людям, которые переживали действительно тяжелые стрессовые состояния жизни, выводящие их за грань понимания, зачем они вообще все еще живы, и где взять силы жить дальше. Так куется Вера, в муках и лишениях становясь твердой опорой – тверже воздуха.

Я желаю Вам добраться до этой невероятной стадии – переговоры «на троих». Конечно, если вы ошибетесь и не сможете принять приложение Бога, знайте – он Любит и прощает всех своих созданий. Главное, что бы мы сами себя простили и не держали обиды на Него за наши судьбы. Поэтому если после такой ошибки вы соберетесь и продолжите стучаться в ту же дверь, она рано или поздно снова откроется. Это и есть Надежда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: