Анализ финансово-экономического состояния на предприятии может показать его неплатежеспособность.
Выделим основные причины неплатежеспособности:
1) низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции на территории предприятия. Данная причина выражена в высоком уровне цен и низком потенциале товара;
2) долговременное поступление средств при реализации ликвидной продукции;
3) минимальный удельный вес денежных средств, полученных при реализации изготавливаемой продукции, в результате бартерных отношений между предприятиями;
4) наличие дебиторской задолженности за неоплаченную продукцию;
5) денежные средства, направленные на оплату жилого фонда предприятия, являющиеся огромной нагрузкой для предприятия;
6) задолженность перед организациями-монополистами, поставляющими газ, энергию, воду и тепло;
7) простои производственных, административных и бытовых помещений, свободных в результате сокращения процесса производства.
Экономический механизм антикризисного управления можно представить в виде подсистемы, которая включает:
1) проведение диагностики финансового состояния
2) оценку бизнеса предприятия;
3) маркетинг;
4) организационно-производственный менеджмент;
5) управление персоналом;
6) финансовый менеджмент;
7) антикризисную инвестиционную политику;
8) антикризисное бизнес-планирование.
Под механизмом антикризисного управления понимают:
1) наблюдение. Необходимо для оценки имущества должника с целью проведения анализа его финансового состояния, которое определяет степень задолженности по кредиту;
2) внешнее управление. Продается часть имущества предприятия должника с целью проведения экономических мероприятий;
3) финансовое оздоровление. Принимается на основании решения арбитражного суда и собрания кредиторов. Необходимо указать срок выхода предприятия из антикризисного состояния, разработать график погашения задолженностей;
4) конкурсное производство – не может быть более 1 года. На основании суда можно продлить данный срок, но не более чем на 6 месяцев. Арбитражный суд назначает временного управляющего с целью соблюдения порядка;
5) мировое соглашение – важная составляющая при наличии кредитной задолженности.
Схема механизма управления в кризисной ситуации:
1) работа с внутренней средой организации.
а) создание команды, разрабатывающей стратегию выхода из кризиса и реализующей ее на практике.
б) сотрудничество с рабочим персоналом предприятия.
2) работа с внешней средой предприятия, включает:
а) работу с масс-медиа. Большое значение отведено средствам массовой информации. СМИ, как правило, основной источник информации. Общество во многом зависит от массовой информации;
б) разработка версии – выбор того или иного направления, ведь полученный результат во многом зависит от выбранной версии. Применение и выдвижение собственной версии – хороший шанс проявить себя и разрешить проблему;
3) проведение работ с целевыми аудиториями. Следует правильно управлять целевой аудиторией в кризисной ситуации;
4) разработка плана действия в кризисной ситуации, который является учебным пособием;
5) определение вектора направления кризиса;
6) создание кризисной команды;
7) проведение анализа ресурсов компании (ресурса времени, финансового или коммуникационного ресурса);
8) разработка коммуникационных стратегий для всего персонала предприятия, внешней среды предприятия;
9) проведение текущего анализа ситуации;
10) корректировка деятельности кризисной команды.
Часто предприятие или организация вырабатывают свою схему для выхода из кризисной ситуации.
Предприятие, пройдя проверку на прочность, подтверждает свой статус и сплоченность.
Механизм антикризисного регулирования:
1 выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников
2 наработка законодательной и нормативно-правовой базы
3 технология контроля, включая мониторинг
4 изучение изменений факторов внешней среды
5 принятие мер, направленных на преодоление неплатежей