Цель: Знакомство с психологическими особенностями аутичных детей; планированием и осуществлением психокоррекционной работы; организация работы с родителями аутичного ребенка
Основные психологические понятия по теме:
Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.
Аутизация – снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими.
Аутистическое мышление – Понятие введено Е. Блейлером. Мышление. Которое руководствуется желаниями и фантазиями без учета условий и требований реальности. Не является синонимом термина аутичность.
Мутизм – полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.
План:
1. Особенности познавательной деятельности детей с РДА
2. Психологические особенности личностного развития детей с РДА
3. Психологические особенности речи и сферы общения у детей с РДА
4. Особенности психокоррекционной работы детей аутов.
|
|
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение синдрому РДА и опишите характерные признаки его проявления.
2. Перечислите возможные причины РДА.
3. Дайте сравнительный анализ основных форм аутизма.
4. Охарактеризуйте основные группы детей с РДА.
5. Дайте характеристику психолого-педагогической помощи детям с РДА и их родителям.
Литература
1. Гиберт К., Питер Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / пер. с англ. – М.: Владос, 2005.
2. Валитова И. С. Психологическое сопровождение детей с детским аутизмом: анализ практического опыта. Психолог в теском саду № 2 – 2007. С. 105.
3. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003
- Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003...
- Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.300-316.
Дополнительная литература
- Аршатская О.С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии и психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма. – Дефектология, 2011, № 2 С.62-71.
- Баенская Е.Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма. – Дефектология, 2008, № 4. С.11-19.
- Внденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным человеком. – Дефектология, 2003, № 6. С.21-27.
- Гусева И.Е. Анализ истории развития аутичного ребенка. – Дефектология, 2011 № 1. С. 65-73.
- Кагарлицкая Г.С. Дети с расстройствами аустического спектра: с чего начать? - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, 3 1. С.52-57.
- Костин И.А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.54-60.
- Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. – Дефектология, 2003, № 2. С.88-93.
- Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников. – дефектология, 2008, № 4. С.52-63.
- Либлинг М.М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С.23-29.
- Павлий Т.Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 4, С.49-55.
- Пробылова В.С, Особенности самосознания пятилетних детей аутизмом. Дефектология. № 4 – 2007. С. 38.
- Романова А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами. – дефектология, 2011, № 2. С. 44-52
- Ткачева И.В., Плуме В.Э. Использование компьютера в процедуре психологического изучения аутичных детей. – Практическая психология и логопедия (Дайджест), № 4(27 2007. С. 55-60.
- Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма. Дефектология. № 4. – 2004. С. 69.
|
|