Цель: знакомство с определением, этиологией и основными формами церебрального паралича.
Основные психологические понятия по теме:
Атонически – астатическая форма (мозжечковая) – характеризуется низким мышечным тонусом.
Гемиплегия – поражение либо правой, либо левой половине тела.
Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия) – одностороннее повреждение двигательной зоны коры головного мозга.
Гиперкинезы – внезапные, повторяющиеся стереотипные движения или вокализации, вызванные непроизвольной кратковременной активацией мышц или мышечных групп.
Гиперкинетическая форма – двигательные расстройства. Проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов.
ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля сл стороны ЦНС за функционирование мышц.
Двойная гемиплегия – самаятяжелая форма ДЦП. Тяжелые двигательные нарушения во всех четырех конечностях
|
|
Диплегия (параплегия) – поражение либо верхних, либо нижних конечностей.
Моноплегия – редко встречающееся поражение одной конечности.
Мышечная ригидность – повышенный мышечный тонус общего или частичного характера.
Спастическая диплегия – двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, ноги поражаются сильнее, чем руки.
Тетраплегия- общее поражение всех четырех конечностей.
Тики – неожиданные, быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся автоматизированные мышечные сокращения.
Тремор – дрожание в различных мышечных группах – мышцах языка, пальцев рук, дрожание в ногах.
План:
1. Психическое развитие при церебральном параличе.
2. Олигофрения у детей с ДЦП
3. Особенности личностного развития у детей ДЦП.
4. Коррекционно-психологическая работа с детьми ДЦП
Вопросы для самопроверки
1. Определите понятие «детский церебральный паралич».
2. Укажите основные причины ДЦП.
3. В чем проявляются нарушения ВПФ при ДЦП?
4. Дайте характеристику ЗПР у детей с ДЦП
5. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?
6. Дайте характеристику речевых нарушений при ДЦП.
7. Каковы особенности личности у детей с ДЦП?
Литература
1. Аннете Финк Кондуктивная педагогика А.Пете. – М.: Академия, 2003.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Академия, 2001.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 367-391.
- Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 316-332
- Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Дополнительная литература
|
|
1. Устинова Е.В. Возрастная динамика особенностей тревожности и страхов у детей и подростков с церебральным параличом. – Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.16-22.