Метод наблюдения в психологии

Метод – это способ научного познания какой либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные методы, описательные и методы психологической помощи.Наблюдение-описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. (средства и предмет наблюдения) Опыт- любое наблюдение за реальной действительностью, отличается от умозрительных рассуждений.

Объективные методы – непосредственно воспринимать психические процессы других людей человек не может, но может делать о них умозаключения, т.е. понимать состояние других людей благодаря своему внутреннему опыту. Объективное наблюдение может осуществляться только благодаря наличию у наблюдателя опыта самонаблюдения (интроспекция – Р.Декарт). В исследовательской практике объективные наблюдения различаются по целому ряду признаков:

1.По характеру контакта – непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и опосредованное, когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством анкет, биографий, аудио и видеозаписей.

2. По условиям осуществления – полевое наблюдение, которое идет в условиях повседневной жизни, учебы и работы и лабораторное, когда субъект или группа наблюдается в искусственных, специально созданных условиях.

3.По характеру взаимодействия с объектом – включенное, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации, и невключенное, т.е. без взаимодействия с изучаемым лицом или группой. Открытое, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

4.По целям – целенаправленное, систематическое, приближающееся по своим условиям к экспериментальному, однако отличающееся тем, что наблюдаемый субъект не ограничивается в свободе своих проявлений, и случайное, поисковое, не подчиняющееся никаким правилам и не имеющее четко поставленной цели.

Опрос – представляет собой психологическое исследование, основанное на получении от испытуемых необходимой информации. В зависимости от формы контакта исследователя и исследуемых опросы делятся на: интервью – представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы, оно дает возможность получать информацию 2-х типов: во-первых, наблюдать за респондентом, его речью, мимикой, позой, во-вторых, позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий и анкетирование – для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. В зависимости от широты обхвата опрос может быть выборочным или сплошным. (анкетирование, личностные тесты)

Анализ результатов деятельности – целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющий определить индивидуальные психологические особенности субъектов деятельности. Объектами исследования могут быть сочинения на заданную тему, рисунки и т.д. Анализируются временные, количественные и качественные показатели деятельности. К качественным показателям относятся: эффективность деятельности (отношение результатов деятельности к затратам), надежность, безошибочность.

Описательные методы:Субъективный метод или метод интроспеции (самонаблюдения) - этот метод заключается в описании явлений в процессе самонаблюдения с последующей фиксацией и анализом результатов. С методом интроспекции тесно связан метод самоотчета, представляющий собой словесный или письменный отчет человека или исследователя о результатах самонаблюдения в соответствии с предложенным ему планом.

Эмпатическое слушание – проникновение во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (разработан Роджерсом).

Идентификация – это метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.

Диалогическая беседа – это познание другого человека как равноправного субъекта диалога. В этой беседе решаются не только диагностические, но и психотерапевтические задачи.

Биографический метод – изучение психологических особенностей человека в процессе анализа истории его жизни.

Интуиция – неосознаваемое постижение мира другого человека, основанное на большом опыте общения с людьми.

Познание по аналогии – изучение внутреннего мира другого человека через сопоставление его переживаний со своими.

Экспериментально-генетический метод – имеет большое значение для детской (генетической) психологии. С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют. Ответ на эти вопросы можно получить, прослеживая и сравнивая, как выполняются одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка. Этот подход получил название генетических или поперечных срезов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: