Богатый папа говорил: "Чем с большим количеством людей ты общаешься и чем лучше ты умеешь делать это, тем лучше будет твой денежный поток". Вот почему управление общением является следующей ступенькой в треугольнике Б—И.
Он также говорил: "Чтобы умело общаться, ты должен хорошо разбираться в человеческой психологии. Никогда не знаешь, что движет людьми. Если тебе что-то интересно, это еще не значит, что это будет интересно другим. Чтобы умело общаться, нужно знать, на какие кнопки нажимать. У разных людей разные кнопки". Еще он говорил: "Многие говорят, но немногие слушают" или "Мир полон замечательной продукцией, а деньги идут к тем, кто лучше всех умеет поддерживать общение".
Меня всегда поражало то, как мало времени бизнесмены уделяют совершенствованию своих навыков общения. Когда в 1974 году я противился тому, чтобы учиться продавать ксероксы, ходя от двери к двери, богатый папа только произнес: "Бедные люди не умеют общаться". Я повторяю здесь это негативное высказывание, стремясь пробудить желание изучать этот необъятный предмет, упражняться в нем.
|
|
Еще богатый папа говорил: "Поток денег в твой бизнес прямо пропорционален потоку общения из него". Всегда, когда я вижу, как бизнес терпит крушение, я знаю, что это часто является отражением плохого или недостаточного потока общения из него или и того, и другого. Я заметил, что обычно через шесть недель после появления проблем с общением появляются проблемы с деньгами. Прекратите общение сегодня — и через шесть недель вы будете наблюдать последствия этого на вашем денежном потоке.
Однако внешнее общение — не единственный вид общения. Внутреннее общение не менее важно. По финансовым отчетам компании можно легко определить, какие подразделения бизнеса общаются хорошо, а какие — нет.
У компании, акции которой свободно обращаются на фондовой бирже, больше проблем с общением. Это все равно что две компании в одной: одна — для клиентов, другая — для акционеров. Общение с обеими группами жизненно важно. Когда я слышу, как люди говорят: "Зря я вывел свою компанию на открытый фондовый рынок", это обычно означает, что у них проблемы в общении с акционерами.
Богатый папа взял себе за правило посещать один семинар по общению в год. Я продолжаю эту традицию. И заметил, что каждый раз после того, как я посещаю такой семинар, мои доходы возрастают. За эти годы я прошел курсы по:
1. Продажам.
2. Системам маркетинга.
3. Рекламе, заголовкам и написанию текстовой рекламы.
4. Переговорам.
5. Публичным выступлениям.
6. Прямой рекламе по почте.
7. Ведению семинаров.
|
|
8. Привлечению капитала.
Из всех этих тем начинающих предпринимателей больше всего интересует привлечение капитала. Когда меня спрашивают, как научиться привлекать капитал, я отсылаю их к пунктам с первого по седьмой, объясняя, что привлечение капитала требует каждого из них в той или иной форме. Большинство бизнесов так и не встают на ноги, потому что предприниматель не знает, как привлекать капитал, а богатый папа говорил, что "привлекать капитал — самая важная задача предпринимателя". Он имел в виду не то, что предприниматель должен постоянно клянчить деньги у инвесторов, а то, что он всегда поддерживает приток капитала, будь то через продажи, через прямой маркетинг, частные подписки на акции, публичные подписки на акции, через инвесторов и т. п. Богатый папа говорил: "Пока не будет создана система бизнеса, сам предприниматель — система, целью которой является приток денег. В начале любого бизнеса поддержание притока денег является самой важной задачей предпринимателя".
Еще помню случай, как ко мне подошел молодой человек и сказал: "Я хочу начать собственный бизнес. Что вы мне порекомендуете сделать прежде, чем я начну?" Я дал ему мой стандартный ответ: "Устройтесь на работу в такую компанию, где вы сможете научиться продавать". На что он ответил: "Я терпеть не могу продавать. Не люблю продавать и не люблю коммивояжеров. Я хочу быть президентом и нанимать коммивояжеров". Как только он это сказал, я просто пожал ему руку и пожелал удачи. Бесценный урок, которому научил меня богатый папа, состоял в следующем: "Никогда не спорь с людьми, которые спрашивают у тебя совета, но не удовлетворены тем советом, который ты им даешь. Прекращай разговор тотчас же и иди по своим делам".
Способность эффективно общаться с как можно большим количеством людей — очень важный навык в жизни. Это мастерство стоит того, чтобы ежегодно его оттачивать, что я делаю, посещая семинары. Как говорил мне богатый папа, "если хочешь быть человеком из квадранта Б, твоим первым навыком должно быть умение общаться и говорить на языке трех других квадрантов. Люди из тех квадрантов могут обойтись умением говорить лишь на языке своего квадранта, но люди из квадранта Б не могут. Говоря проще, основная (и, возможно, единственная) задача человека из квадранта Б — это общаться с людьми из других квадрантов".
Я рекомендую людям заниматься сетевым маркетингом, чтобы приобрести опыт продаж. Некоторые организации сетевого маркетинга имеют великолепные программы по обучению общению и продажам. Я видел, как стеснительные интроверты становились людьми, которые могли общаться легко, эффективно и больше не бояться, что им откажут или что их засмеют. Такая "толстокожая" установка жизненно важна для любого человека в квадранте Б, особенно если ваши собственные навыки общения еще не отшлифованы.