Западная биржа

1. Обычно является некоммерческой, хотя и самоокупае­мой организацией.

2. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой товар. Всего в мире на­считывается около 70 биржевых товаров: нефть, металл, хлопок и др.

3. Товар продается биржевыми партиями строго установ­ленного размера или в количествах, кратных биржевой партии.

4. Условные продажи составляют 97%, реальные - 2-3% (по отдельным товарам - до 10%). На биржах торгуются, покупают, но реально не поставляют и не получают.

Указанные различия демонстрируют принципиальную противоположность зарубежных и отечественных бирж. По своей сущности российские «биржи» являются организаци­ями мелкопартионной торговли различными товарами.

Российские биржи в принципе не способны осуществ­лять биржевые торги по стандартным контрактам, по­скольку каждый продаваемый товар по виду, количеству и стоимости несопоставим с другим и требует индивидуальной выработки условий контракта. По причине разнород­ности и невзаимозаменяемости поступающих на торги товаров биржи не могут перейти на фьючерсную и опцион­ную торговлю. Полностью исключено страхование (хед­жирование) контрактов и ликвидация их через расчетную палату фирмы.

Главная функция биржи — формирование общественно обоснованных цен на товары в рыночных условиях. Биржа служит механизмом выявления соотношения спроса и пред­ложения, определения общественно необходимых цен на основные сырьевые ресурсы и отсюда - на огромное коли­чество производных и зависимых товаров. Надлежаще организованные биржевые торги содействуют стабилиза­ции цен на товарных рынках, сдерживают инфляционные процессы. Отсутствие нормально работающих бирж - одна из причин неспособности властных структур справиться с инфляцией.

В стране существуют серьезные проблемы с ценообразова­нием на зерно, нефтепродукты, ряд других ресурсов. Диктат и сговоры монополистов позволяют, с одной стороны, обру­шивать закупочные цены на зерно, понуждая производите­лей продавать его почти по себестоимости, а с другой - по­стоянно наращивать цены на горючее и химикаты для тех же сельхозпроизводителей.

Отсюда возникает стратегическая задача создания не­скольких подлинных бирж, организующих торговлю массо­выми сырьевыми товарами: лесом, металлом, зерном, углем и др.

В процессе лицензирования бирж должна быть обеспече­на их строгая специализация на торговле определенным видом сырьевых ресурсов. Следует проверять соответствие принимаемых биржами правил проведения торгов требова­ниям закона, чтобы исключить превращение бирж в ма­газины оптовой торговли. Для каждой биржи требуется создание разветвленной сети брокерских организаций, по­зволяющих вовлечь в биржевые торги максимально широ­кий круг производителей, потребителей и торговцев со­ответствующими ресурсами. Без правовой поддержки и стимулирующих мер со стороны государства в России едва ли удастся создать биржи как инструменты рыночного формирования цен на соответствующие сырьевые товары, а следовательно, и построить нормальные рыночные отно­шения.

Серьезные правовые и организационные меры требуют­ся для налаживания такого механизма организации товар­ного рынка, как оптовые ярмарки. Во всех развитых странах они используются как эффективное средство фор­мирования договорно-хозяйственных связей между изгото­вителями, потребителями и посредниками.

В стране до настоящего времени не выработано общего­сударственной концепции развития выставочно-ярмароч­ной деятельности. Не налажено составление координи­рованных планов проведения ярмарок, позволяющих обес­печить согласованность этих мероприятий. Следовало бы предусмотреть регулярное проведение в России нескольких международных ярмарок для содействия продвижению оте­чественных товаров на зарубежные рынки. Как свидетель­ствует современный зарубежный опыт, оптовые ярмарки служат важными механизмами установления торговых свя­зей, развития рыночных процессов.

Один из основных просчетов состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность оптовых ярмарок и выс­тавок.

Оптовые продовольственные рынки призваны выпол­нять важные задачи организации оптовой продажи продук­ции, производимой сельскохозяйственными организациями и фермерами, для магазинов, точек питания и других крупных потребителей. Кроме отличия по предмету, а это только сель­скохозяйственная продукция, рынки отличаются от оптовых ярмарок тем, что работают постоянно, круглогодично.

В Федеральной программе стабилизации и развития аг­ропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Прави­тельства РФ от 15.04.1996 № 471, признано необходимым создание оптовых продовольственных рынков. Вместе с тем полноценная правовая основа организации и деятельности оптовых продовольственных рынков отсутствует. Этим в немалой степени обусловливается их крайне слабое разви­тие в России.

Опыт стран Европейского союза, США, Японии сви­детельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более пол­ному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков - это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потре­бителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей.

Важным сектором товарного рынка является осуществ­ление поставок для государственных нужд. Порядок по­ставок регулируется ст. 525-534 ГК, Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для феде­ральных государственных нужд» и рядом других законов. Этими актами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по уровням: федераль­ные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обес­печение здравоохранения, просвещения и иные цели.

Указом Президента РФ от 07.08.1992 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» пре­дусмотрено создание федеральной контрактной системы. Эта задача была возложена на федеральную корпорацию «Росконтракт». Кроме того, постановлением Правительст­ва РФ от 26.09.1997 № 1224 при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было создано Феде­ральное агентство по регулированию продовольственного рынка.

К сожалению, названные органы не обеспечили реше­ние своей главной задачи - формирование в стране кон­трактной системы поставок. Целостная, координировано работающая система поставок для госнужд в стране отсут­ствует.

Соответствующую организационную работу приходит­ся осуществлять непосредственно государственным заказ­чикам, производящим закупки товаров для обеспечения публичных нужд.

На товарных рынках действуют и иные субъекты, способствующие организации оптовой торговли товарами.

В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов. Организаторы ком­мерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже - аукционов, осуществляют деятельность по содей­ствию реализации имущества, принадлежащего определен­ному лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров. Орга­низаторами торгов обычно выступают специализирован­ные организации, располагающие необходимыми помеще­ниями и подготовленным персоналом.

Можно утверждать, что примитивное состояние струк­туры нашего товарного рынка во многом предопределяется недостатками правового регулирования. Не созданы усло­вия для надлежащей деятельности товарных бирж, вообще не определены статус и задачи оптовых ярмарок, выставок товаров, оптовых продовольственных рынков и других организаторов торгового оборота.

Формирование структуры рынка во многом зависит от усилий региональных органов исполнительной власти. До 1993 г. крайисполкомы и облисполкомы были обязаны со­действовать развитию торговых связей на своей террито­рии; обеспечивать работу региональных ярмарок; раз­вивать оптовую и фирменную торговлю; обеспечивать за­ключение торговых соглашений с другими республиками И областями о взаимном снабжении товарами и др. Эти зада­чи в той или иной степени выполнялись.

С изменением законодательства эти требования переста­ли предъявляться, вообще исчезли правовые ориентиры для действий региональных органов по развитию товарно­го рынка. Между тем без правовой и организационной по­мощи государства сами по себе современные рыночные отношения возникнуть не могут. Мировой экономический опыт и 15-летний российский опыт однозначно свиде­тельствуют о вздорности суждений о рынке как о само­регулируемой системе, о «невидимой руке рынка», якобы самой устраняющей все несоответствия и затруднения в хо­зяйственной деятельности. Отсутствие последовательных, целенаправленных усилий государственных органов в цен­тре и на местах по формированию структуры товарного рынка, невнятный характер и неисполнение принимаемых решений в этом направлении служат основной причиной слабости и организационной неупорядоченности рыночных отношений в стране.

18. Наряду со структурными преобразованиями необходимо создание инфраструктуры товарного рынка. Слово инф­раструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфра­структура — это совокупность организаций, обеспечива­ющих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.

Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 13.06.1998 № 593 одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 годы. В числе других мер названная Комплексная программа предусматривает разработку норма­тивных правовых актов по совершенствованию организации оптовой торговли, разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности и др.

Внутри инфраструктуры принято выделять несколько подсистем. Одна из них - подсистема складского хозяйства -в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количе­стве специализированные склады, оборудованные для хране­ния продовольственных и промышленных товаров. Лишь третья часть оптовых торговых и посреднических организа­ций располагает складскими помещениями, что резко ограни­чивает возможности совершения товарных операций. Значи­мым фактором развития инфраструктуры товарного рынка служит создание сетей товарных складов и холодильников в портовых городах и иных транспортных узлах.

Важная роль отводится транспортной подсистеме, об­служивающей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организа­ции, осуществляющие транспортно-экспедиционную дея­тельность. Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг определяются Феде­ральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В качестве самостоятельной выделяется подсистема та­роупаковочной индустрии, значительно влияющая на конку­рентоспособность товаров.

Одна из первоочередных проблем – создание подсисте­мы информационного обеспечения. Необходим информаци­онный банк данных об изготовителях товаров, их производ­ственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей, ценах на товары и др. Следует учитывать масштабность данной работы, ведь ин­формация должна включать 25-30 млн. наименований из­делий и быть доступной нескольким миллионам пользова­телей.

Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и пере­дачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть созданы информационно-коммерчес­кие центры и бюро, ведущие такую работу, налажен взаим­ный обмен информацией, установлены связи между ними и клиентами. Предоставление необходимой информации клиентам может осуществляться на постоянной договорной основе либо по разовым заказам.

Службы коммерческой информации начали действовать при торгово-промышленных палатах, которые сейчас имеют­ся в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания. В изда­ваемых бюллетенях должна даваться конкретная информа­ция для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.

На Западе такая работа ведется весьма широко и разно­образно. Так, в печати освещается деятельность транснаци­ональных дилерско-дистрибьюторских сетей. Сети создают на местах свои агентства; согласно публикациям, в них ра­ботает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с органи­зациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контра­гентов. В них действует порядок, согласно которому за при­влечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонст­рируют высокую эффективность своей работы. По публи­куемым данным, лишь за счет получения доступа к коммер­ческой информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.

Анализ российского законодательства о структуре рын­ка свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие важные вопросы пока не получают решения. Отставание законодательной базы, недостаточ­ность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России.

19. Для выделения коммерческого права в самостоятельную отрасль возникает необходимость разграничения торго­вых и гражданско-правовых договоров.

По каким основаниям проводилось прежде разграничение торговых и гражданско-правовых договоров? Г.Ф. Шерше­невич предлагал относить к торговым те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торго­вый посредник (торговая фирма или купец).

Ранее было показано, что такой подход нельзя считать приемлемым. В настоящее время продажа созданного това­ра стала основной задачей любой организации-изготовите­ля. Подобным же образом покупка ресурсов для собствен­ных нужд является необходимым условием деятельности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в перемещении това­ра от изготовителя к потребителю.

В зарубежном законодательстве договоры класси­фицируются как торговые по содержанию обязательст­ва, предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания), либо по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония).

За последнее столетие в связи с увеличением объемов и усложнением торговых процессов наметились и получили свое закрепление отличительные признаки торговых дого­воров, отделяющие их от договоров гражданско-правовых. В России основные источником договорного права остается ГК. Вследствие этого четкое разграничение между граждан­ско-правовыми и торговыми договорами отсутствует. Од­нако даже в ГК внутри договорных институтов можно най­ти немало положений, рассчитанных на применение соответствующего договора в основном или даже исключи­тельно в коммерческих отношениях.

В качестве наиболее общих критериев для выделения договоров коммерческого права можно назвать:

1) связь с торговым оборотом, процессом продвижения товаров от изготовителей к потребителям;

2) наличие хотя бы с одной стороны субъекта, действующе­го в качестве предпринимателя (коммерческой организации);

3) возмездный характер, наличие экономического инте­реса у каждой из сторон.

Необходимость разделения коммерческих и гражданско-правовых договоров диктуется потребностями торгового обо­рота, общественными интересами. Разнообразные специальные признаки имеются также у торговых договоров, применяемых в различных областях коммерческой деятельности.

Анализ соотношения договоров коммерческого и граж­данского права позволяет выделить в гражданском законо­дательстве, во-первых, договорные институты, в которых появились черты и признаки, предназначенные для регули­рования именно торговых отношений («коммерциализации договоров»); во-вторых, договорные институты, в которых произошло фактическое разделение и наряду с граждан­ско-правовыми институтами возникли соответствующие институты торгового права (например, коммерческое пору­чение в совокупности с представительством, существующее наряду с общегражданским поручением и представитель­ством). Наконец, необходимо указать на ряд важных дого­воров коммерческого права, вообще не упоминаемых в ГК в силу известной отдаленности цивилистики от проблем тор­гового оборота. Таковы договоры оптовой купли-продажи, на проведение маркетинговых исследований, на передачу коммерческой информации, об электронной торговле и др.

Очевидно, что процессы развития каждой из указанных групп договоров будут протекать различно. Дальнейшая коммерциализация договоров, остающихся в составе ГК, пря­мо зависит от потребностей развития торгового оборота. Со­ответствующие изменения будут происходить в результате дополнения договорных институтов успешным опытом, а так­же торговыми обычаями, прежде всего - документированны­ми обычаями международной торговли, которые уже в настоя­щее время придают совершенно иной вид многим договорам.

Должную роль призвана сыграть в этих важных процес­сах наука коммерческого права, исследующая позитивную практику применения договоров в торговом обороте и обо­сновывающая предложения о ее всемерном использовании и об изменении законодательства о договорах.

20. Опыты классификации торговых договоров многократ­но предпринимались в российской и зарубежной юридической науке. Расцвет российского коммерческого права при­ходится на конец XIX — начало XX в. Поэтому наиболее разработанные классификации можно найти в трудах Г.Ф. Шершеневича и других российских ученых-коммерци­алистов того времени. С учетом происшедших за столетие изменений в праве предлагаемые ими рубрикации выгля­дят устаревшими.

В качестве основной группы торговых договоров прежде предлагалось выделять договоры покупки товаров с целью их продажи. В эту группу включались договоры купли-про­дажи, поставки, мены и др.

С учетом общего понятия коммерческого права торговы­ми договорами должны признаваться прежде всего такие, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Данную группу договоров можно условно назвать реализа­ционными договорами. Они образуют ядро торгового обо­рота.

К числу реализационных относятся договоры оптовой купли-продажи, поставки товаров, контрактации сельско­хозяйственной продукции, поставки товаров для государ­ственных нужд, а также договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью. Сюда же следует от­нести и такой договор, предусмотренный ст. 822 ГК, как то­варный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически предусматривает продажу с условием оплаты стоимости товара в будущем.

Помимо общих целей важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хозяй­ственных нужд является особый субъектный состав. Участ­никами таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица. Названные особенности дают основания и возможность безболезненно перенести нормы о реализационных догово­рах в специальный акт - Торговый кодекс, с тем чтобы бо­лее четко, детально и взаимосвязанно урегулировать соот­ветствующие обязательства.

Вторую самостоятельную группу составляют посредни­ческие договоры. По классификации ГК они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфе­ре торговли содержанием таких договоров становится со­вершение обязанным лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), коммерческого поручения. В круг посреднических входят также договоры торгового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распростра­нение в России, и ряд других.

Третью группу составляют договоры, содействующие торговле. Развитие торгового оборота привело к видоизме­нению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в ком­мерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.

Таковы договоры на проведение маркетинговых исследо­ваний; создание рекламной продукции; распространение рекламы; предоставление коммерческой информации.

К данной группе можно также отнести договоры коммер­ческой концессии, хранения товаров, страхования товаров и коммерческих рисков, перевозки грузов, транспортной экспедиции и ряд других.

Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основ­ной отличительный признак — договоры на выполнение работ, как правило, имеют результатом создание опреде­ленного материального или идеального продукта. Создан­ный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, пере­возка, агентирование и т.п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны.

Наконец, имеется четвертая группа — организационные договоры. В данную группу, в частности, входят договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению или сбы­ту товаров; договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров; договоры органов власти и местного самоуправления с коммерческими орга­низациями по вопросам производства и торговли и др.

Итак, при классификации договоров мы можем выде­лить те, которые образуют собственное содержание ком­мерческой деятельности. Это, прежде всего, реализацион­ные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку предназначены для обслуживания товарного обращения. Что каса­ется договоров, содействующих торговле, то они наряду с коммерческой могут использоваться и в иной предприни­мательской деятельности, и даже в отношениях с участием граждан. Торговое законодательство регулирует лишь те особенности таких договоров, которые связаны с их приме­нением в области товарного обращения.

21. Выделение коммерческого права в самостоятельную подотрасль требует разграничения общегражданских договоров и договоров торгового права, а также классификации договоров, предназначенных для регулирования торговых отношений.

К договорам торгового права относятся прежде Всего те, которые регулируют отношения по возмездной реализации товаров для предпринимательских и хозяйственных целей. Они образуют ядро торгового оборота.

Первую группу договоров можно условно назвать реализационными или собственно торговыми договорами. К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, закупки для государственных нужд, контрактации сельскохозяйственной продукции. Сюда же можно отнести договор товарного кредита (ст. 822 ГК РФ), который предусматривает обязательство купли-продажи или поставки с условием оплаты стоимости товара в будущем. Б торговых и хозяйственных целях используется также договор мены.

Отличительным признаком договоров данной группы является то, что их сторонами могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели. Кроме того, названные договоры всегда заключаются лицами, отчуждающими товар с предпринимательской целью. Сторона, приобретающая товар, может действовать с предпринимательской целью либо закупать товар для производственных или хозяйственных нужд.

Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в регулировании торговых отношений в России. Под влиянием зарубежного права Гражданский кодекс РФ закрепил в качестве общевидовой модели торговых договоров договор купли-продажи. Так, глава 30 ГК РФ называется "Купля-продажа". Она включает в себя основные, виды реализационных договоров: поставки, кон­трактации сельскохозяйственной продукции, поставки для государственных нужд и иные.

22. Средства индивидуализации товаров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: