Нередко конфликт имеет отрицательный характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли, удовлетворить свои личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, так как обсуждение различных точек зрения ни эти документы происходит до их фактического исполнения.*
Необходимо рассмотреть конкретно, что же такое конфликт, и какого рода конфликты происходят в организациях? Возможно ли управление конфликтами и конфликтными процессами в данном случае.
Следуя логике этого понятия «конфликт, т.е. противоборство, столкновение» английский социолог Э.Гидденс дает следующее определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми и группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» *
|
|
Российские конфликтологи Бородкин М.Ф. и Коряк Н.М. уточняют понятие конфликта.
По их мнению, конфликт – это деятельность людей, которая предполагает преследование цели. Приписываемые конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия
Субъектами конфликтного взаимодействия в организации могут выступать отдельные индивиды, социальные группы, подразделения организации. В таком случае конфликтология обозначает их как оппонентов (противополагающих, противостоящих).
Если учитывать все выше сказанное, то можно дать такое определение конфликта. «Конфликт – это особый вид взаимодействия субъектов организации, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействие другой, делают невозможным реализацию её целей и интересов». Таким образом, выяснив общие параметры конфликтного взаимодействия, необходимо перейти к содержательному анализу этого взаимодействия.
|
|
Если говорить о самой конфликтной ситуации в коллективе, то необходимо учитывать, что источниками этих ситуаций могут быть:
· расхождение индивидуальных и общественных интересов;
· несоответствие способа действия отдельных людей принятым в коллективе нормам (невоспитанность, грубость, эгоистическое стремление личности, которое проявляется в нетактичности к товарищам по работе);
· резкое расхождение взглядов различных членов коллектива на одни и те же явления действительности, связанные с их трудовой и нетрудовой деятельностью (личная неорганизованность, некомпетентность, неумелое исполнение работы, недисциплинированность и недобросовестность работника);
· нечеткое распределение функций между работниками.