Виды консультативной помощи

Контактное консультирование проводится в ходе непосред­ственного общения специалиста с клиентом. Оно может быть по­священо вопросам материнства и детства, семьи и брака, профес­сии, злоупотребления наркотиками, безработицы и т.д. Выделяют конкретное и программное консультирование.

Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо проблеме человека, группы, семьи и т.д. При этом, как правило, происходит не только передача допол­нительной информации, которая помогает консультируемому ра­зобраться в сложном для него вопросе, но и осуществляется под­держка клиента. На практике нередко клиент нуждается именно в морально-психологической помощи, чтобы воплотить уже имею­щееся у него знание в практическое действие.

Программное консультирование - это двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреж­дению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент в такого рода консультации делается на способах обеспечения действенности социальных услуг, а не на личной проблеме отдельно взятого клиента. Программное консультирование предполагает также сосредоточение внимания на организационных вопросах с целью эффективного решения проблемы клиента.

Сочетаниее конкpeтнoгo и программного консультирования. Специалист по социальной работе сначала проводит консультацию конкретного типа, помогая сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных клиентов. Обобщая полученную информацию, он переключает внимание на решение программных или структурных задач данной категории клиентов.

Технологией контактного консультирования должен владеть каждый специалист по социальной работе, умение консультировать - показатель его профессионализма.

Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки.

Телефонное консультирование. При общении с консультантом по телефону у клиента формируется фантазийный образ собеседника. Этому способствуют принцип анонимности как большинства кон сультантов, так и клиентов. Клиент, получая простор для построения образа, наделяет консультанта теми или иными внешними и личностными чертами. Создается соответствующая структура миф!! Кроме того, при телефонном контакте большое значение имеет не только текст сообщения, но и нюансы голоса - тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания.

Консультативная переписка. Применение на практике этого вида социальной помощи обусловлено тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки линии или отсутсвия телефона у клиента. В переписке отражается как воздействие консультанта, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента. Консультативное воздействие при этом подразумевает предо ставление клиенту обратной связи - подтверждение того, что он обратился именно в ту службу, где ему могут оказать помощь. У консультативной переписки есть несколько существенных ограничений для применения: недостаток информации о клиенте для оказания ему помощи; затрудненность обратной связи; невозможности оказания экстренной помощи. Переписка служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной - лицом к лицу.

Социальное консультирование может проводиться в и н д и в и д у а л ь н о й и г ру п п о в о й формах. Групповые консультации возможны лишь с клиентами, имеющими.сходные проблемы и выразившими желание работать в группе. Они организуются после предварительных индивидуальных консультаций с каждым из потенциальных членов будущей группы.

Индивидуальные консультации делятся на: однократные и мно­гократные; консультации по личному обращению; в результате вызова, направления; изолированные и комбинированные с дру­гими методами помощи.

Таким образом, консультирование широко применяется в прак­тике социальной работы. Эта технология имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам консультирования относятся: срав­нительная простота, экономичность, возможность оказания не­посредственной экстренной помощи.

Недостатком социального консультирования может быть отстра­ненность специалиста от того социального организма, где зарож­дается и развивается проблема клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: