Палеолит

В это время возникают рисунки-гравировки на камне, на роге и кости животных, росписи пещер, рельеф и круглая (объемная) скульптура. Почти все эти произведения посвящены животным, реже человеку.

ЖИВОПИСЬ:

В многочисленных изображениях оленей и ланей первобытные художники очень хорошо передавали стройность фигур этих животных, нервное изящество их силуэта и ту чуткую настороженность, которая сказывается в повороте голов, в навострившихся ушах, в изгибах тела, когда они прислушиваются»

/показать/

В истории пещерной живописи эпохи палеолита ученые выделяют несколько периодов:

1. В эпоху Ориньяк (примерно с XXX тыс. до н. э.) первобытные художники заостренным орудием создавали контурные наброски животных на камне или кости /показать/, порой заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

2. В эпоху Соллютре (примерно с XVIII и по XV тыс. до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов /показать/.

3. В эпоху Мадлен (в XII тыс. до н. э.) пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер /показать плафон Альтамиры, Ляско/.

Изображения человека в живописи палеолита встречаются очень редко. Исключением является, например, сцена в пещере Ляско. /показать/

Искусствовед Виль Борисович Мириманов пишет так: «В центре – падающая навзничь фигура мужчины с птичьей головой; прямо перед ней, выставив вперед изогнутые рога, раненный бизон с вываливающимися внутренностями. Место ранения по диагонали пересекает длинное копье. Рядом с падающим человеком изображен предмет /посох?/ с навершием в виде птицы. Слева фигура уходящего носорога… Все говорит о том, что здесь изображена гибель человека в результате нападения разъяренного, смертельно раненного бизона. Присутствие носорога заставляет предположить, что художник хотел рассказать о событии, развивающемся во времени: между бизоном и носорогом произошел поединок. В то время как победитель – носорог – удаляется, появляется охотник, уверенный в надежности своей маскировки, но раненный бизон неожиданно обрушивает на него свою ярость».

Вариант: «В пещере Ляско мы все же встречаем редкую попытку изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности. Перед ним поверженный человек. А в стороне носорог, который, быть может, и восторжествовал над человеком. Трудно установить точное содержание этой наскальной «бытовой» картины. Человек изображен схематично, неумело, как рисуют дети. Но ни один ребенок никогда бы не передал так трагедию погибающего бизона, грузную и спокойную поступь победно удаляющегося носорога. Все это — прославление не человеческого могущества, а звериного, над которым человеку еще надлежало восторжествовать» (Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1971).

СКУЛЬПТУРА: Самыми древними скульптурными изображениями человека на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические Венеры» – женские фигурки из камня или кости высотой 5-10 см. /показать/

Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача, по-видимому, заключалась в том, чтобы создать обобщённый образ женщины, символ плодородия и хранительницы очага. Искусствовед Нина Александровна Дмитриева пишет так: «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита» (Искусство Древнего мира).

Мужские изображения в скульптуре палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, бизонов, северных оленей и др. /показать/

МЕЗОЛИТ:

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. После отступления ледников одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы). Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь – человек. В наскальной живописи теперь преобладают многофигурные сюжетные композиции – сцены загона скота, охоты, войны.

/показать/

Человеческие фигуры часто очень условны – палка-палка-огуречик. Первобытный художник освободил фигуры от всего второстепенного, что мешало бы передавать действие, саму суть происходящего.

НЕОЛИТ:

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Называются такие схематичные изображения людей, животных, различных предметов – петроглИфы. Их высекали на скалах и гранитных валунах под открытым небом. /показать/

/можно рассказать про орнамент/

В эпоху неолита строятся первые архитектурные сооружения первобытного человека – мегалиты (буквально: большие камни). Эти постройки из огромных, грубо отесанных камней делятся на три вида:

1. Менгиры – вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образующие аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, вероятно, обозначали место проведения каких-либо ритуалов. /показать/

2. ДольмЕны – это сооружение из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырех угольник и перекрытые горизонтальной плитой. Видимо, эти сооружения служили обозначением места захоронения или алтарем. /показать/

3. КрОмлехи – каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложные мегалитические сооружения. Особенно знаменит кромлех в Англии недалеко от города Солсбери - Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). /показать/ Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Предназначение его неизвестно. Предполагают, что Стоунхендж мог служить для астрономических наблюдений и для совершения каких-то обрядов культового характера.

Итог:

Итак, сегодня мы познакомились с художественной культурой палеолита, мезолита и неолита, узнали о том, какие виды искусства существовали в то далекое время, кого изображали наши далекие предки в живописи и скульптуре, как менялись принципы изображения человека и животных, как выглядели первые архитектурные сооружения.

Сразу вопросы к проверочной работе:

- как звали археолога-любителя, открывшего росписи пещеры Альтамира,

- назовите источники представлений о первобытной художественной культуре

Д/з:

1. Знать понятия:

миф, тотемизм, обряд,

археология, этнография, фольклористика

палеолит, мезолит, неолит

меандры, натуральный макет

2. Найти сказку, в которой отражаются тотемические представления.

Вариант: Описать какой-либо обряд.

Обряд (англ. religious rite) – система специфических стереотипно-символических действий, несущих идеологическую нагрузку, исполняемых с религиозными целями и для формирования у участников каких-либо мыслей, чувств, образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: