Неразъемным называют такое соединение деталей и узлов, разборка которого невозможна без повреждения деталей. Часто неразъемные соединения используют для получения деталей сложной формы и геометрии из простых дешевых элементов. К неразъемным относят сварные, паяные, заклепочные, клеевые и формовочные соединения.
Наиболее распрстраненными при сборке авто являются:
Заклёпочные - называется соединение деталей с применением заклёпок – крепёжных деталей из высокопластичного материала, состоящих чаще всего из стержня и закладной головки; конец стержня расклёпывается для образования замыкающей головки.
Заклёпочное изделие является неразъёмным и неподвижным, так как в нём отсутствует возможность относительного движения составных частей. Ряды поставленных заклёпок образуют заклёпочный шов. Применяют для изделий из листового, полосового материала или профильного проката в конструкциях, работающих в условиях ударных или вибрационных нагрузок (авиация, водный транспорт, металлоконструкции мостов, подкрановых балок и т.д.) при небольших толщинах соединяемых деталей из материалов, не допускающих нагрева или не свариваемых.
|
|
Достоинства клепаных соединений
1) хорошо работают в конструкциях, подверженных вибрациям и повторным динамическим нагрузкам, где сварные соединения недостаточно надёжны;
2) применяют для соединения материалов, не свариваемых или трудносвариваемых, недопускающих нагрев при сварке, коробящихся или меняющих механические характеристики.
Недостатки клепаных соединений
1) повышенная металлоёмкость; 2) трудоёмкость изготовления; 3) невысокая технологичность.
Паяные соединения это неразъёмные соединение обеспеченные силами молекулярными воздействиями между соединяемыми деталями и припоем.
Отличие: отсутствие высоко температурного нагрева и расплавляемых деталей, что устраняет коробление и позволяет соединять детали с тонкостенными элементами
Припой - сплав или материал вводимый в расплавленном состоянии в зазор м/у соединяемыми элементами деталей.
Припои должны быть легкоплавкими, хорошо смачивать соединяемые поверхности, обладать прочностью, пластичностью, непроницаемостью.
Типы паянных соединений: в нахлёстку, телескопический, встык, вскок, втавр, соприкасающийся.
Сварные соединения – неразъёмные соединения основанные на использование сил молекулярно-механические сцепления и получаемые путём местного нагрева кромок деталей до расплавленного (сварка плавлением) или пластического состояния с последующим применением механической силы (контактная).
В соответствии со способом разогрева кромок соединяемых деталей различают три сварки: газовая; эл-дуговая; лазерная, плазменная и т.д.
|
|
Достоинства:
1 достаточно высокая прочность особенно при статических нагрузках. 2 хорошая технологичность процесса сварки. 3 возможность автоматизации процесса сварки. 4 достаточно высокая герметичность соединения. 5 экономия материала
Недостатки:
1 остаточные напряжения.
2 коробление конструкций.
3 образование различных дефектов сварного шва (не провар, шлаковые включения, подрез) которые в значительной степени могут устранены автоматизацией процесса сварки.
Сварные соединения по взаимному расположению соединяемых элементов подразделяются: а) стыковые б) нахлёсточные в) тавровые г) угловые.